Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60
29. Вы замечали, что при глотании у человека «захватывает дух» (мы перестаем дышать)? Почему это происходит?
Кровь. Кровообращение
1. В одной книге об организме человека было сказано: «В каждую секунду в Красном море миллионы кораблей терпят крушение и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание». Что подразумевается под «кораблями» и «гаванями»?
2. «Красные кораблики сквозь тончайшие стенки капилляров менялись с клетками. И как-то странно менялись. Ярко-красные кораблики привезли свежий кислород, белки для строительства новых клеток, углеводы для топлива, жиры, а взамен... Взамен они получили какие-то огрызки: никому не нужный углекислый газ, который мы выдыхаем, да еще отходы от еды, топлива, стройматериалов. Одним словом – отбросы.
Ярко-красные кораблики, загрузив отходы, стали темно-красными. Пока везли чистый кислород, они были красными, яркими, везли жизнь! Получили отходы и яд, стали темными и не очень нарядными. Но они довольны своим обменом» (Юдин Г. Главное чудо света).
О каких корабликах идет речь в этом тексте? Куда везут отходы темно-красные кораблики? Почему они «довольны»? Почему кровь, которая течет по артериям, ярко-красная, а после обмена становится темно-красного цвета?
3. Почему кровь является, по выражению ученых, «главным действующим лицом» не только процесса кровообращения, но и процессов дыхания, выделения?
4. Кровь в нашем организме непрерывно движется, снабжая органы питательными веществами, кислородом. Известно, что у человека есть два вида крови: кровь алая, «свежая», богатая кислородом, и уже «использованная» кровь, бедная кислородом. Почему они не смешиваются?
5. Когда вы бегаете или играете в какую-нибудь подвижную игру, вы чувствуете, как сердце начинает «колотиться» у вас в груди. Почему это происходит?
6. Врачи обнаружили, что при переселении жителей гор на равнинную местность количество красных кровяных шариков – эритроцитов – в их крови уменьшается. Возвращение горцев обратно в горы вызывает увеличение количества эритроцитов в их крови. Объясните, почему это происходит.
7. Часто можно услышать, что малыши, быстро бегая, «расшибают носы», «разбивают носы в кровь». Малейший удар может вызвать носовое кровотечение. Почему?
8. Кровеносные капилляры были названы волосяными сосудами, чтобы подчеркнуть, что они тонки, как волос. Оправдано ли такое название, данное им, и почему?
9. Почему сердце называют
10. Известно, как чутко реагирует
сердце на сильные переживания:
11. На протяжении всей жизни человека сердце непрерывно совершает огромную работу. Так, в течение суток сердце перекачивает более 6000 л крови! Такая работа сердца равноценна усилию, которое необходимо, чтобы поднять товарный вагон на высоту 1 м!
Но ведь всем известно, что любая работа вызывает усталость и требует отдыха. Почему же сердце не устает? В чем заключается «секрет» его неутомимости?
12. Почему мы говорим, что кровь нас питает, что это «живая вода»?
13. Кровь, вытекающая
из ран, красного цвета.
14. Какая «птичка» живет в клетке, самой «беспокойной» клетке на дереве? Пол в ней все время поднимается и опускается. Клетку эту постоянно раскачивают мышцы: одна большая и сильная – пол, другие поменьше – в стенках ребра двигают.
15. Представьте, что в крови человека внезапно лопнули все красные кровяные шарики – эритроциты. К чему это приведет? Ответ объясните.
Органы выделения
1. В организме человека около 5 л крови, а через почку за сутки проходит более 2000 л крови. Мочи выделяется около 2 л. Как вы думаете, зачем почки проделывают такую большую работу?
2. Объясните, почему рекомендуется утолять жажду слегка подсоленной водой.
3. Жизнь на Земле зародилась в воде. Все жизненные процессы организма протекают в водной среде. Поэтому вода составляет основную массу клетки, всего организма. Общее количество воды в организме составляет приблизительно 70%. Это значит, что в теле человека весом 75 кг содержится около 53 кг воды!
«Казалось бы, – писал профессор А.Г. Гинецинский, – что при таком большом запасе организм может легко перенести потерю некоторого количества воды или небольшой ее избыток. Однако в действительности избыток или дефицит воды, составляющий лишь 1% от всего количества, то есть около 0,5 л, уже вызывает заметные нарушения в организме. Почему?
4. Почему мы пьем какао, кофе, молоко, соки, чай, а выходит из нашего организма только «чай»?
Нервная система. Органы чувств
1. Если все нервные волокна в организме человека сложить в одну линию, то она составит четырехкратный путь между Землей и Луной. Объясните, какое значение имеет такое развитие нервной системы.
2. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов образно говорил, что нерв «пускает в ход» мышцу. Объясните это высказывание.
3. Тело человека можно сравнить с огромной фабрикой, в различных цехах которой трудятся тысячи рабочих. Чтобы организм работал успешно и человек был здоров, необходима четкая тесная взаимосвязь «рабочих» этой фабрики. Как вы думаете, почему ученые считают мозг директором этой фабрики, «командным центром» организма?
4. Попробуйте объяснить выражение: «Не нервничай, нервные клетки не восстанавливаются». Как вы думаете, почему так говорят?
5. На лицо спящего человека села муха. Человек отогнал ее рукой, не просыпаясь. Почему произошла такая реакция?
6. Проделайте несложный опыт. Для его проведения вам потребуются металлическая ложка и толстая крепкая бечевка длиной 60 см. Прикрепите к середине бечевки ложку, привяжите концы бечевки к указательным пальцам (проверьте, чтобы оба конца имели одинаковую длину). Заткните уши пальцами. Наклонитесь вперед, чтобы ложка свободно повисла и ударилась о край стола. Ваши уши заткнуты пальцами, но вы услышите звук, похожий на колокольный звон. Почему?
7. При взлете самолета пассажирам рекомендуется сосать леденцы. Зачем?
8. В нашем внутреннем
ухе находится улитка. Почему
ее можно назвать самой
9. Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, а... мозг!» Объясните, почему.
10. Веки человека представляют
собой складки кожи и могут
подниматься и опускаться
Почему моргание важно для нас? Почему можно сказать, что мы «плачем» каждый раз, когда моргаем, хотя при этом слез не видно?
11. Рассудите спор учеников. Один утверждает, что глаза сильнее утомляются при рассматривании мелких предметов, расположенных близко. Точка зрения другого – глаза быстрее устают при наблюдении за удаленными предметами. Кто прав, почему?
12. Почему глаза являются «окном» мозга в окружающий нас мир?
13. Глаза могут рассказать об очень многом: о болезни, горе, счастье. Есть такое выражение: «Глаза – зеркало души». Как вы его понимаете?
14. В средней части
носа находятся обонятельные
нервы. Они чрезвычайно
15. Здорового молодого
человека погрузили в ванну
с теплой водой. Специальное
приспособление предохраняло
16. Что может произойти с человеком, если он не будет чувствовать боли? Давайте поразмышляем: мы укололи палец, обожглись кипятком, наступили на гвоздь и ничего не чувствуем! Что может случиться?
Заключение
Таким образом, исследуя тему «Человек в цифрах, фактах и задачах» мы узнали много нового и интересного, например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 процентов массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров.
И таких удивительностей в организме - великое множество. Вот лишь некоторые цифры и факты из занимательной анатомии и физиологии человека.
Уроки биологии и анатомии, посвященные организму человека и охране здоровья, проходят в различных классах в зависимости от принятой программы.
Изучение организма человека в цифрах и фактах, исследованных и полученными учеными всего мира, представляет интерес, в том числе при изучении школьной программы биологии в разделе «Человек».
По содержанию применяемые на уроках биологии и анатомии познавательные задачи очень разнообразны. Часть их требует для своего решения чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера.
Список литературы
1. Беспалько В.П. Основы
теории педагогических систем (Проблемы
и методы психолого-
2. Демянков Е.Н. Биология. “Мир человека”. М.: Владос., 2004. – 200 с.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек»: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1999.
5. Змеев С.И. Технология обучения: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Изд. центр «Академия», – 2002. – 280 с.
5. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии (Анализ зарубежного опыта). Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995. – 270 с.
7. Кларин М. В. Интерактивное обучение – инструмент освоения нового опыта//Педагогика. – 2010. – № 7. – С. 12–18.
8. Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2006. – 442 с.
9. Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004. – 174 с.
10. Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс, Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.
11. Селевко Г.К. Энциклопедия новых педагогических технологий. М.: 2009. – 226 с.
12. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М., 1997.
13. Шаталов В.Ф. Точка опоры. - М., 1997.
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»
Тема урока: «Кровь. Кровообращение».
Цель урока: познакомиться с понятием, составом и значением системы кровообращения в жизни человека.
Задачи урока:
1. Рассмотреть понятие системы кровообращения.
2. Раскрыть понятие и состав крови
Оборудование: рисунки, схемы, табличный материал, рабочие тетради, учебник.
Понятия: «кровь», «лимфа», «система кровообращения»
Литература: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с.; Поурочное планирование к учебнику «Биология. Человек», 8 класс под ред. Драгомилова А.Г., Маш Р.Д. - 2-е изд., переработ. - М.: Вентана-Граф, 2004. - 272 с. М.Р. Сапин и З.Г. Брыскина Анатомия человека // М, Просвещение, 1995; С.Д. Барышников Лекции по анатомии и физиологии человека с основами патологии // М, ВУНМЦ, 1996.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания
по предыдущей теме – «Опорно-
3. Изложение нового материала по теме «Кровь. Кровообращение» (гл. 3 учебника) с использованием материала, представленного в приложении.
4. Домашнее задание: пп. 14-18 Учебника
Ход урока (подробное описание)
1. Блок мотивации и актуализации.
Постоянство внутренней среды – залог свободной и независимой жизни.
Клод Бернар
Образное выражение Клода