Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2014 в 21:29, курсовая работа
Установки первичной переработки нефти составляют основу всех НПЗ. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырья для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От работы АВТ зависят выход и качество компонентов топлив и смазочных масел и технико-экономический показатель последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.
Важнейшими из всего многообразия проблем, стоящих перед современной нефтепереработкой нужно считать следующие:
- дальнейшее углубление переработки нефти;
- повышение октановых чисел автобензинов;
- снижение энергоемкости производств за счет внедрения новейших достижений в области тепло- и массообмена, разработки более совершенных и интенсивных технологий глубокой безотходной и экологически безвредной переработки нефти и др.
Введение
1 Характеристика нефти
2 Ассортимент получаемых продуктов
3 Материальный баланс основных колонн
4 Выбор принципиальной технологической схемы установки
5 Технологический расчет ректификационных колонн
5.1 Расчет доли отгона
5.2 Расчет температуры верха колонны К-2
5.3 Расчет температуры низа колонны К-2
5.4 Расчет температуры отвода бокового погона
7 Расчет основных размеров колонны
8 Расчет теплообменной аппаратуры
9 Расчет нагревательной печи
10 Подбор насосов
11 Сводная таблица технических характеристик и технологического
режима основного оборудования
12 Лабораторный контроль производства
13 Техника безопасности и охрана труда на установке
Литература
Приложение
Введение
Выпуск разнообразной продукции на нефтепереработки зависит во многом от качества сырья – нефти. Но немалую роль в качестве получаемых продуктов играет как выбор технологических процессов переработки, так и качество проведения каждого процесса.
Из сырой нефти непосредственно одним процессом нельзя получить ни один товарный нефтепродукт (за исключением газов), все они получаются последовательной обработкой на нескольких установках. Первой в этой цепочке всегда стоит установка ЭЛОУ-АВТ, поэтому от качества работы этой секции будет зависеть работа всех остальных звеньев технологической цепочки [1].
Установки первичной переработки нефти составляют основу всех НПЗ. На них вырабатываются практически все компоненты моторных топлив, смазочных масел, сырья для вторичных процессов и для нефтехимических производств. От работы АВТ зависят выход и качество компонентов топлив и смазочных масел и технико-экономический показатель последующих процессов переработки нефтяного сырья. Проблемам повышения эффективности работы и интенсификации установок АВТ всегда уделялось и уделяется серьезное внимание.
Важнейшими из всего многообразия проблем, стоящих перед современной нефтепереработкой нужно считать следующие:
- дальнейшее углубление
- повышение октановых чисел автобензинов;
- снижение энергоемкости производств за счет внедрения новейших достижений в области тепло- и массообмена, разработки более совершенных и интенсивных технологий глубокой безотходной и экологически безвредной переработки нефти и др.
Решение этих проблем предусматривает:
Совершенствование основных аппаратов установок АВТ:
- контактных устройств ректификационных колонн, от эффективности работы которых зависят материальные, энергетические и трудовые затраты, качество нефтепродуктов и глубина переработки нефти и т.д.;
- конденсационно-вакуумсоздающих систем (КВС) промышленных вакуумных колонн;
- трубчатых печей и теплообменно-холодильного оборудования.
Совершенствование технологических схем. При выборе технологической схемы и режима установки необходимо руководствоваться потенциальным содержанием фракций.
Совершенствование схем и технологии вакуумной и глубоковакуумной перегонки мазута, то есть
уменьшение уноса жидкости в концентрационную секцию колонны (установка отбойников из сетки и организация вывода затемненного тяжелого газойля);
подбор эффективных контактирующих устройств для углубления вакуума.
Преимущества насадочных контактных устройств перед тарельчатыми заключается, прежде всего, в исключительно малом перепаде давления на одну ступень разделения. Среди них более предпочтительными являются регулярные насадки, так как они имеют регулярную структуру (заданную), и их гидравлические и массообменные характеристики более стабильны по сравнению с насыпными [2]. Одним из подобных насадочных устройств является регулярная насадка «Кох-Глитч». Применение этой насадки в вакуумных колоннах позволило уменьшить наложение фракций, а также снизить расход водяного пара в куб колоны.
Коррозия оборудования – еще одна не
менее важная проблема. Наличие в поступающей на переработку нефти хлоридов
(как неорганических, так и органических)
и соединений серы приводит вследствие
их гидролиза и крекинга при прямой перегонки
нефти к коррозии оборудования, главным
образом конденсаторов и холодильников
[1]. Имеющиеся ингибиторы коррозии не универсальны,
поскольку у них есть ряд недостатков
(неприятный запах, являются высокотоксичными
соединениями и достаточно дорогими продуктами).
Однако в настоящее время разработан новый
ингибитор коррозии – водный раствор
полигексаметиленгуанидингидрат
Одним из направлений совершенствования установок АВТ является улучшение отбора фракций от их потенциального содержания. С мазутом уходит до 5% дизельных фракций, а с гудроном – до 10% масляных фракций.
В практики фракционирования остатков атмосферной перегонки, наметилась тенденция к использованию вместо традиционных пароэжекторных вакуумных систем (ПЭВС) гидроциркуляционных (ГЦВС). Последние более сложные, но усложнение вакуум создающей системы и увеличение в связи с этим капитальных затрат оправдано явным преимуществом её эксплуатации.
В качестве рабочего тела в ГЦВЦ используется ДТ, получаемое на самой установке. Отказ от использования ПЭВС, а, следовательно, от использования в качестве рабочего тела водяного пара приводит к снижению на экологическую систему, за счёт сокращения сброса химически загрязненных вод.
Углубление вакуума, обеспечиваемое применением ГЦВЦ, даёт возможность снизить температуру потока питания вакуумной колонны при сохранении и даже увеличении доли отгона, т.е. уменьшить термическое разложение сырья в трубчатых печах [2].
Литературный обзор
Нефтегазоперерабатывающая промышленность является одной из экономически наиболее значимых составляющих топливно-энергетического комплекса любого государства. Установки первичной переработки нефти являются основными в современной нефтеперерабатывающей отрасти, позволяют получать все основные виды топлив, а также сырье для вторичных процессов и нефтехимии. Первичная перегонка нефти — процесс переработки нефти, основанный на разделении смеси составляющих ее углеводородов методом фракционной разгонки (ректификации) на отдельные дистилляты (фракции) с определенными интервалами температур кипения. Перегонке подвергается вся добываемая нефть. В соответствии с назначением получаемых дистиллятов различают три варианта перегонки:
— топливный (получение различных видов топлив);
— топливно-масляный (получение топлив и масел);
— нефтехимический (получение сырья для химического производства).
В зависимости от глубины переработки нефти установки перегонки делятся на:
— одноступенчатые, работающие при атмосферном давлении (AT);
— двухступенчатые (атмосферно-вакуумные АВТ), в которых одна ступень работает при атмосферном давлении, а другая при остаточном давлении 5-8 кПа.
Продуктами перегонки на установках AT являются моторные топлива (бензин, авиационный керосин), дизельное топливо и значительное количество остатка - мазута. На установках АВТ на второй ступени подвергается разгонке мазут с образованием смазочных масел и остатка — гудрона, перерабатываемого в битум, пек, нефтяной кокс. Этим на установках АВТ достигается большая глубина переработки нефти, нежели на установках AT.
Установки подготовки и первичной перегонки нефти - головные на нефтеперерабатывающих предприятиях и эффективность их работы во многом определяет технико-экономические показатели предприятия в целом.
Установки первичной переработки нефти являются основными в современной нефтеперерабатывающей отрасли, позволяют получать все основные виды топлив, а также сырье для вторичных процессов и нефтехимии.
Процесс ректификации проводят в колоннах, представляющих собой цилиндрический аппарат с внутренними поперечными перегородками – тарелками. Назначение тарелок в колонне состоит в том, чтобы обеспечить тесный контакт между поднимающимися вверх парами и стекающей вниз жидкой флегмой.
Перегонка представляет собой процесс разделения жидких смесей на их составные части по температурам кипения. Разделение достигается путем нагрева исходной смеси до кипения, частичного испарения, отбора и конденсации паров.
Разделение смеси на отдельные фракции методом многократного испарения и многократной конденсации носит название ректификации.
Для ректификации смеси в колонне необходимо, чтобы температура жидкой и паровой фазы, взаимодействующих на тарелках колонны, была различна. Пары, поднимающиеся на тарелку, должны иметь более высокую температуру, чем жидкость, стекающая с этой тарелки.
Для создания разности температур между верхом и низом колонны необходимо вниз колонны подавать тепло, наверху подавать орошение.
Процесс первичной переработки осуществляется на кубовых или трубчатых установках при атмосферном и повышенном давлениях или в вакууме.
Вакуумные трубчатые установки обычно сооружают в едином комплексе с атмосферной ступенью перегонки нефти. Комбинирование процессов атмосферной и вакуумной перегонки на одной установке имеет следующие преимущества: сокращение коммуникационных линий; меньшее число промежуточных емкостей; компактность; удобство обслуживания; возможность более полного использования тепла дистиллятов и остатков; сокращение расхода металла и эксплуатационных затрат; большая производительность труда.
Курсовое проектирование установок первичной переработки нефти (АТ и АВТ ) является самостоятельной инженерной работой по профилирующей дисциплине "Химическая технология топлива и углеродных материалов. Часть 1.". Целью курсового проектирования является углубление и закрепление знаний, полученных студентами на лекциях, практических и лабораторных занятиях.
1 Характеристика исходной нефти
Большинство залежей нефти Пермской области приурочено в отложениям карбона и девона. Основные запасы нефти сосредоточены на нижнекаменноугольных (54%) и среднекаменноугольных (40%) отложениях. На отложение девонской системы приходится всего 6%. Также неравномерно распределяются нефтяные месторождения по тектоническим районам области.
Основным тектоническим элементом Пермской области являются Пермско-Башкирский и Камский своды, которые отделяются Верхне-Камскую впадину от Предуральского краевого прогиба.
В северной части области в седловине между Камским и Пермско-Башкирским сводами имеются два вала – Майкорский и Васильевский.
Большая часть нефтяных месторождений области расположены на Пермско-Башкирском своде, на котором выделяется ряд структур второго порядка. Запасы нефти месторождений, которые расположены на указанном своде, сосредоточены в основном в каменноугольных отложениях: на долю этих отложений приходится около 46% всех запасов.
В северной части свода имеются пять волов: Каменноложский, Межевский, Краснокамской-Полазненский, Лобановский и Веслянский, в южной части – четыре вала: Осинский, Чернушинский, Дубовогорский и Куединский.
Нефти Пермской области являются парафинистыми и высоко парафинистыми нефтями.
Октановые числа бензиновых фракций, полученных из всех нефтей области, невысоки что связано с их углеводородным составом: преобладают парафинистые углеводороды.
Бензиновые фракции, полученные из большинства нефтей, являются благоприятным сырьем для каталитического риформинга: содержание нафтеновых углеводородов в них около 30%, серы – до 0,10%.
Таблица 1.1 – Состав газов (до С4), растворенных в нефти, и низкокипящих углеводородов (до С5)
Фракция |
Выход на нефть, % |
Содержание индивидуальных углеводородов | ||||||
С2Н6 |
С3Н8 |
изо-С4Н10 |
н-С4Н10 |
изо-С5Н12 |
н-С5Н12 | |||
До С4 |
3,63 |
0,7 |
27,6 |
14,0 |
57,7 |
- |
- | |
До С5 |
7,65 |
0,4 |
13,0 |
6,6 |
27,4 |
21,8 |
30,8 |
Таблица 1.2 – Физико-химические свойства нефти
Плотность, |
0,8022 |
Вязкость кинематическая, , сСт |
5,83 |
Вязкость кинематическая, , сСт |
3,05 |
Молекулярная масса |
207 |
Температура вспышки, 0С |
Ниже - 35 |
Температура застывания, 0С С обработкой Без обработки |
-48 -31 |
Кислотное число, мг КОН на 1 г нефти |
0,15 |
Коксуемость, % |
1,15 |
Содержание парафинов, % |
4,18 |
Содержание серы, % |
0,60 |
Содержание смол сернокислотных, % |
9 |
Содержание смол силикагелевых, % |
6,80 |
Содержание азота, % |
0,09 |
Содержание асфальтенов, % |
Следы |
Выход фракций до 200 0С, вес. % |
38,1 |
Выход фракций до 350 0С, вес. % |
67,0 |
Информация о работе Расчет установки первичной переработки нефти