Геополитические последствия II мировой войны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.

Вложенные файлы: 1 файл

141516.docx

— 141.68 Кб (Скачать файл)

Фасхиев И.Р. 1-ФЗП-2

 

  1. Геополитические последствия II мировой войны. 
    Формирование двух мировых систем и их противостояние.

 

В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского  блока роль и влияние СССР в  международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована  Восточная Пруссия, часть которой  была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и  образовали Калининградскую область  РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области  и часть территории Белоруссии. К  Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.  
На Дальнем Востоке Советскому Союзу был возвращен Сахалин и переданы Курильские острова, включая 4 острова юга Курильской гряды.  
После окончания Второй Мировой войны, имевшиеся противоречия в политике держав коалиции вспыхнули с новой силой. 1946 г. стал поворотным от политики сотрудничества к послевоенной конфронтации, получившей название "холодной войны" и в течение полувека определявшей геополитическую ситуацию.  
В Западной Европе, оккупированной союзниками, стали формироваться основы социально- экономической и политической структуры по образцу "западных демократий". В странах Восточной Европы складывалась социально-политическая система, аналогичная сталинской модели "государственного социализма". Создание дружественных политических режимов в Восточной Европе стало основной целью внешней политики советского руководства в первые послевоенные годы. Во второй половине 40-х годов у власти в восточноевропейских государствах укрепились правительства, ориентированные на Советский Союз, что позволило у западных границ СССР создать "сферу безопасности", закрепленную в ряде двусторонних договоров с Польшей, Чехословакией, Венгрией, Румынией, Болгарией, Албанией и Югославией, заключенных в 1945-48 гг.  
Таким образом, послевоенная Европа была разделена на две противостоящие группировки государств с различной идеологией, на базе которых были созданы:  
Апрель 1949 г. - Североатлантический Союз (НАТО) под эгидой США;  
Май 1955 . - Организация Варшавского Договора (ОВД) при доминирующей роли СССР.  
Главной осью конфронтации на долгое время стали отношения между сверхдержавами - СССР и США. Но если СССР пытался проводить свою политику политическими средствами, то США делали ставку на экономическое и политическое давление, и на военную силу. В течение 40-х годов происходило нарастание напряженности в отношениях Восток-Запад, достигшее апогея в 1950 53 гг. во время войны в Корее.  
В Европе самой жгучей проблемой было решение германского вопроса. Разделенная на 4 зоны оккупации (американскую, английскую, французскую и советскую) и не имевшая единого правительства, Германия оставалась важным субъектом международных отношений. В 1948 г. оккупационные зоны США, Англии и Франции слились в "тризонию", где формировалась система западного образца, а зоне СССР началось построение сталинского социализма. В июне 1948 г. разразился первый Берлинский кризис, когда советские войска полностью блокировали Западный Берлин и почти в течение года население снабжалось западными союзниками с помощью "воздушного моста". Осенью 1949 г. в западной зоне была провозглашена ФРГ, а в восточной - ГДР.  
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ареной холодной войны стали Корея и Китай. В разделенной по 38 параллели Корее на севере укрепились силы, ориентированные на СССР, а на юге - на США. Гражданская война в Китае (45-49 гг.) являлась формой разраставшейся конфронтации между США и СССР. Победа коммунистов во главе с Мао резко повысила влияние СССР в регионе и ухудшила положение США, который потерял союзника в лице Китая. Большинство стран Восточной и Юго-Восточной и Южной Азии оказались на грани перехода к построению социализма. В целях предотвращения "коммунизации" США приступили к созданию военно-политических блоков, на которые можно опереться в борьбе с освободительным движением:  
 
1954 г. - блок СЕАТО (США, Англия, Франция, Австралия, Новая Зеландия, Таиланд, Филиппины и Пакистан);  
1955 г. - блок СЕНТО (США, Англия, Турция, Иран и Пакистан);  
1951 г. - блок АНЗЮС (Австралия, Новая Зеландия, США).  
 
В отличие от западных стран, страны Восточной Европы не образовывали союзов. Военно-политическое взаимодействие строилось на другой основе - принимаемые в Москве решения были обязательными для всех стран народной демократии. Экономические отношения развивались на внеэкономическом базисе. Создание в 1949 г. Совета Экономической взаимопомощи не изменило этого положения. Обострение соперничества особенно ярко выразилось в гонке вооружения.  
Апогеем враждебности и недоверия в эпоху "холодной войны" стала война в Корее в1950-53гг. Северную Корею поддержали Китай и СССР, Южную - США. Мир оказался на гране глобальной войны, поскольку фактически это была война СССР и США. Перемирие, подписанное в июле 1953 г. и завершившее корейскую войну, а также смерть Сталина частично сняли напряженность в противостоянии социализма и капитализма.  
СССР в 60-8-е годы проводил активную внешнюю политику, направленную на сохранение геополитического равновесия между сверхдержавами.

 

2.Трудности восстановления и дальнейшего развития страны.

 

Война обернулась для СССР огромными  людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и  поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и  выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к  миру встали вопросы о путях дальнейшего  развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии  военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в  условиях чрезвычайной обстановки тридцатых  годов. Война еще более усилила  эту «чрезвычайность» характера  экономики и наложили отпечаток  на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты  существовавшей модели экономики, и  в частности, очень высокие мобилизационные  возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК  за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало  кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики  с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в  определении деятельности каждого  предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким  контролем за работой администрации.

Послевоенный период потребовал перестроить  тип работы государственных органов  для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного  комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально  новых систем оружия, гарантирующих  безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый  тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура  органов, сколько функции. Эти изменения  меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс  в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический  уровень гражданских отраслей (и  тем самым позволив затем перейти  к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного  машиностроения. Наркомат минометного  вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного  машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время  оккупации и боевых действий в  европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая  география страны. Сразу после  войны началась соответствующая  реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали  вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов  управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в  1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных  руководителей, экономистов стали  появляться стремления к реорганизации  системы управления экономикой, к  смягчению тех ее сторон, которые  сдерживали инициативу и самостоятельность  предприятий, и в частности, к  ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую  систему отдельные ученые и промышленники  предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем  господстве государственного сектора  официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу  обслуживания, мелкое производство. Смешанная  экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

Объяснение подобных настроений можно  искать в той обстановке, которая  сложилась во время войны. Экономика  страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов  власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения  нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни  населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая  к выпуску необходимых товаров  кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и  не только продуктами питания, но промышленными  товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть  населения.

Надежды на преобразования в области  управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных  методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения  надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие  мобилизационные возможности в  годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных  условиях. Все заводы, которые создавались  в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики  должен был обязательно затрагивать  и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно  гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и  военной по существу.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его  имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми  присущими ей недостатками.

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда  на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой  рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

1946 год явился наиболее трудным  в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий  на выпуск гражданской продукции  менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В  соответствии с пятилетним планом  развернулись восстановительные  работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная  промышленность Донбасса. Была восстановлена  «Запорожсталь», вступил в строй  Днепрогэс. Одновременно велось  строительство новых и реконструкция  действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено  и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий.1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов – Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и  транспорта, новое индустриальное строительство  привели и к росту численности  рабочего класса.

После войны страна находилась в  разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать  рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому  шагу. Директивная экономика все  еще сохраняла тот мобилизационный  характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в  годы войны. Миллионы людей организованно  направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство  новых заводов, гидроэлектростанций  и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось  в ее чрезмерную централизацию. Все  экономические вопросы, большие  и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении  любых дел. Основные материальные и  денежные ресурсы, необходимые для  выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических  инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха  приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным  транспортным перевозкам из края в  край необъятной страны.

Восстановление промышленности проходило  в очень тяжелых условиях. В  первые послевоенные годы труд советских  людей мало чем отличался от военной  чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов (карточная система была отменена лишь в 1947 г.), тяжелейшие условия труда и быта, высокий уровень заболеваемости и смертности объясняли населению тем, что долгожданный мир только наступил и жизнь вот-вот наладится. Однако этого не происходило.

После денежной реформы 1947 г. при средней зарплате около 500 рублей в месяц стоимость килограмма хлеба составляла 3-4 руб., килограмма мяса - 28-32 руб., сливочного масла - свыше 60 руб., десятка яиц - около 11 руб. Чтобы купить шерстяной костюм, нужно было отдать три средних месячных зарплаты. Как и до войны, от одной до полутора месячных зарплат в год уходило на покупку облигаций принудительных госзаймов. Многие рабочие семьи по-прежнему жили в землянках и бараках, а трудились порой под открытым небом или в неотапливаемых помещениях, на старом или изношенном оборудовании. Тем не менее некоторые ограничения военного времени были сняты: вновь введены 8-часовой рабочий день и ежегодные отпуска, отменены принудительные сверхурочные работы. Восстановление проходило в условиях резкого усиления миграционных процессов. Вызванных демобилизацией армии (ее численность сократилась с 11,4 млн. человек в 1945 г. до 2,9 млн. в 1948 г.), репатриацией советских граждан из Европы, возвращением беженцев и эвакуированных из восточных районов страны. Другой сложностью в развитии промышленности стала ее конверсия, завершившаяся в основном к 1947 г. Немалые средства уходили и на поддержку союзных восточноевропейских стран.

Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны