Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
Необходимость согласования интересов территорий и ведомств, являющаяся серьезнейшей управленческой проблемой, привела к появлению довольно устойчивых механизмов: создавались советы директоров, штабы по координации и контролю за строительством, практиковалось создание постоянных и временных партийных групп. Все эти структуры создавались по инициативе партийных органов. Государственной структуры, которая могла бы эффективно выполнять функции согласования ведомственных интересов при строительстве и освоении производств, создать не удались. Только через партийные органы шло согласование планов развития.
К концу 70-х гг. начала все более рельефно проявляться тенденция стагнации, обостряемая исчерпанием резерва рабочей силы. В экономике стали усиливаться деградация и консервация основных фондов, сверхмилитаризация хозяйства, кризис системы управления, проявлявшийся в затратности производства, монополистинности, немобильности форм собственности, дефицитности внутреннего рынка, нестимулированности труда, внедрения престижных, но нерентабельных программ.
Развитие производства подошло
к качественно новому рубежу —
появлению производственно-
Постановление ЦК КПСС от 12 июля 1979 г.
“Об улучшении планирования и
усилении эффективности производства
и качества работы” предлагало (обязывало)
введение более 200 показателей, отражающих
все направления хозяйственной
деятельности предприятий и подлежащих
утверждению вышестоящими органами.
Вводился показатель нормативно чистой
продукции, который заменял показатель
“валовая продукция”, не дававший верного
представления о состоянии
Советская экономика при Брежневе
представляла собой очень непростой
феномен, который недопустимо клеймить
однозначно термином “застой”. Ориентация
Брежнева на стабильность и отказ
от косыгинских управленческих реформ
имела под собой определенное
обоснование, заключающееся в постепенно
развивающемся по нисходящей, экстенсивно,
но РОСТЕ экономики. С 1970 по 1988 г. общее
промышленное производство в СССР возросло
в 2,38 раза против 1,32 раза в Англии, 1,33
— в ФРГ, 1,48 — во Франции, 1,68 —
в США, в 2,0 — в Японии. Среднегодовые
темпы роста общественного
Постановлением ЦК КПСС и Совмина
СССР от 14 июня 1983 г. вводились новые
критерии по выполнению плановых заданий,
по объему реализованной продукции,
исходя из договорных обязательств, по
номенклатуре, качеству и срокам, а
также по росту производительности
труда, снижению затрат, повышению технического
уровня производства. Добиться действительной
оценки деятельности предприятий по
этим критериям не удалось. Много
внимания уделялось проблеме улучшения
планирования. Достижением следует
считать появление во второй половине
70-х гг. территориально-отраслевых программ
интенсификации экономики отдельных
регионов. Постепенно, хотя очень медленно
и непоследовательно, расширялись
права производственных объединений.
Взятый курс на развитие бригадных
форм организации труда требовал
расширения самостоятельности низовых
структур — бригад, предприятий
и передачи им части управленческих
функций. Реализация этого курса
столкнулась с рядом
В сельском хозяйстве также развивалась
межотраслевая интеграция колхозов
и совхозов с обрабатывающими
предприятиями и научно-
В целом в стране шло развитие
в качественном и количественном
отношении министерств, ведомств, госкомитетов,
общее число которых достигло
100 единиц в 1980 г. Особенно усилились
ведомства военно-
Эти пороки подорвали одну из главных
основ советского строя — общенародный
характер собственности и хозяйства.
Западные экономисты неоднократно отмечали
особенность советской системы:
с точки зрения частных критериев
советская экономика выглядела
отсталым и корявым, но в целом, исходя
из общих критериев, была необычайно
и поразительно эффективной, особенно
в избранных ключевых направлениях
развития. Ведомственность разрушала
эту эффективность, так как являлась
замкнутой административно-
Особую роль в функционировании
политического управления страной
играл КГБ СССР во главе с Ю.В.
Андроповым, который являлся членом
Политбюро ЦК КПСС и членом правительства.
В своей деятельности он опирался,
как во всех министерствах, на коллегию
и партком, но располагал колоссальным
аппаратом в центре и на местах.
В КГБ насчитывалось вместе с
погранвойсками 400 тыс. человек, из которых
около 90 тыс. служили штатными сотрудниками.
Это делало КГБ совершенно уникальным
политическим институтом, способным
влиять на развитие всей государственной
жизни. В составе аппарата КГБ
имелось 5 главных управлений: разведки,
контрразведки, погранохраны, спецсвязи,
охраны Конституции (фактически подавление
инакомыслия) и 11 технических управлений.
Среди этих управлений особое значение
приобрело пятое управление по охране
Конституции, которое занималось фактически
контролем идеологической деятельности
противников существующего
В 1977 г. принята новая Конституция, ставшая преемницей предшествующих основных законов 1924 и 1936 гг., а также проекта, разработанного в 1963 г. По сравнению с последним проектом она была в значительной мере консервативнее и догматичнее. Большинство демократических нововведений, предлагавшихся в 1960-х, из нее были убраны. Главной отличительной особенностью этой Конституции являлось законодательное закрепление в 6-й статье руководящей и направляющей роли Коммунистической партии, объявленной ведущей силой общества.
Конституция законодательно зафиксировала
построение в СССР общества “развитого
социализма” и утверждала принципы
общенародного государства. Однако
в действительности социалистические
народовластные идеалы не были не только
в полной мере реализованы на практике,
но более того, не было настоящих
гарантий против реставрации капитализма.
Наличие всего лишь основ развивающегося
социализма при сохранении ряда негативных
тенденций объясняет
В Конституции законодательные функции закреплялись за Верховным Советом СССР, состоявшим из палаты Совета Союза и палаты Совета Национальностей. Он возглавлял всю стройную систему Советов сверху до низовых сельских и районных советов депутатов. Советы являлись органами общего руководства, а непосредственное управление осуществляли выборные исполнительные комитеты, которые непосредственно руководили хозяйственной, культурной жизнью, здравоохранением, образованием, органами МВД и т.д. При Верховном Совете был постоянно действующий орган — Президиум Верховного Совета СССР, который толковал законы, издавал указы, организовывал работу постоянных комиссий, ратифицировал мирные договоры.
Высшим исполнительным органом
управления и исполнительной власти
являлось правительство — Совет
Министров СССР, образуемый Верховным
Советом нового очередного созыва.
Центральными органами управления являлись
министерства и государственные
комитеты, опиравшиеся на свои структуры.
Судебная система и прокуратура
практически не изменилась в сравнении
с предшествующим порядком. В Основном
Законе признавалась роль общественных
организаций, в частности, комсомола,
профсоюзов, органов народного контроля,
трудовых коллективов. Все эти политические
субъекты должны были образовать советский
социум, развивающийся в русле
коммунистического
На основе Конституции был принят ряд законодательных актов, регулирующих власть на местах. Функции и полномочия местных Советов были существенно расширены. К их ведению были отнесены вопросы местного значения, исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, проживающих на данной территории. Было выделено пять основных направлений деятельности местных Советов, позволявших им быть хозяевами на соответствующей территории: 1. Руководство государственным, хозяйственным, социально-культурным строительством. 2. Утверждение планов развития местного бюджета и отчетов об их исполнении. 3. Осуществление руководства подчиненными им органами, предприятиями, учреждениями и организациями. 4. Обеспечение соблюдения законов, охрана государственного и общественного порядка. 5. Содействие укреплению обороноспособности.
Вся эта стройная советская система
на практике дополнялась параллельно
функционировавшей партийно-
Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны