Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа
В результате победы стран антигитлеровской коалиции над державами нацистско-милитаристского блока роль и влияние СССР в международных отношениях возросли. В процессе мирного урегулирования в Европе произошли значительные территориальные изменения. Была ликвидирована Восточная Пруссия, часть которой была передана Польше, а города Кенигсберг и Пиллау присоединены к СССР и образовали Калининградскую область РСФСР. К Литовской ССР отошла территория Клайпедской области и часть территории Белоруссии. К Эстонской ССР была присоединена часть Псковской области РСФСР. Территории Закарпатской Украины были присоединены к Украинской ССР.
В конституционном порядке
В новую Конституцию были включены
новые конституционные права: на
жилище, на охрану здоровья, на пользование
достижениями культуры, свободу творчества,
участие в управлении государственными
и общественными делами, в обсуждении
и принятии законов. Эти конституционные
права играли большую роль в определении
правого статуса граждан, в правомерности
их притязаний на ту или иную долю материальных
и духовных благ. Публицисты часто
подчеркивают, что между юридическими
правами и возможностями их реализации
на практике в условиях “развитого”
социализма существовал большой
разрыв. Действительно, порядок правоприменительной
деятельности органов государственного
управления был сориентирован на
широкое административное усмотрение,
которое осложнилось в ряде случаев
коррупции среди должностных
лиц. Определенная часть чиновничества
взимала с населения поборы за
услуги, за счет личного бюджета
трудящихся компенсировалась часть
стоимости разворованного государственного
сырья. Нарушался порядок получения
материальных и иных благ из общественных
фондов потребления. Помимо этого госаппарат
активно участвовал в наступлении
на свободу слова. Нереальными были
права граждан на митинги, демонстрации,
обжалование действий должностных
лиц в суде и др. Но в то же время
следует признать и другое: во-первых,
масштаб злоупотреблений
В 1970—1980-х гг. предпринимались активные
попытки по совершенствованию
В общем и целом в развитии
системы управления правящая партия
руководствовалась так
Л.И. Брежнев и номенклатурная элита действовали в рамках системы достаточно эффективно приблизительно до середины 70-х гг., когда стали проявляться симптомы приближающегося застоя в развитии экономики, особенно в сельском хозяйстве. Ситуация требовала радикального обновления всех сторон жизни общества, но деградирующая номенклатурная элита во главе с заболевшим лидером оказалась не в состоянии обеспечить качественное руководство страной.
В политической системе стала все
больше распространяться тенденция
бюрократизации государственного аппарата
в негативном смысле, усиления “власти
канцелярии” и ее отрыва от запросов
трудящихся масс. Партийные аппараты
все более отодвигали Советы от решения
реальных проблем. Сессии Советов проводились
по заранее приготовленным сценариям.
Партийный аппарат взял на себя практически
все функции распоряжения и распределения
материальных ресурсов, активно подменяя
исполнительные и хозяйственные
органы. В его работе стали процветать
формализм, приписки и очковтирательство,
что вызывало рост ведомственности
и местничества. Аппарат становился
малоуправляемым и превращался
в вещь в себе. Бюрократизация проникла
в общественные организации, в которых
создавались свои аппаратные структуры.
Формализм стал основным содержанием
их работы. Произошло явление, о котором
предупреждал Ф. Энгельс, слуги народа
превратились в своеобразных господ
над обществом. Коммунистические идеологи,
стремясь обеспечить единство исполнительной
и законодательной власти под
контролем правящей единственной партии,
забыли, что даже классики марксизма
указывали, что разделение властей
необходимо, ибо оно есть не что
иное, как прозаическое разделение
труда, примененное к государственному
механизму в целях упрощения
и контроля (Маркс К., Энгельс Ф.
Соч. Т. 5. С. 203). Крайняя централизация
и административно-командные
Протекционизм и кумовство проникли в самые высокие инстанции. Брежнев назначал на высокие посты своих друзей, лично преданных клевретов и родственников. Эта порочная практика дублировалась на местах, многократно разрастаясь и усиливаясь. Представители здоровых сил в партии (П. Машеров в Белоруссии, А. Снечкюс в Литве, братья Стародубцевы в Тульской области и многие другие) не смогли противостоять напору бюрократического консерватизма, но в обществе нарастало понимание необходимости обновления политической элиты.
В 70-х гг. массовое пополнение номенклатурной
элиты снизу, как это было во время
ленинского призыва и после сталинских
репрессий, фактически прекратилось. В
партийно-элитном
Усиливающееся отчуждение псевдокоммунистической элиты от народа объективно создавало предпосылки для формирования демократической оппозиционной контрэлиты. Эти функции выполнило так называемое диссидентское движение, к которому примкнули, с одной стороны, часть сторонников демократического социализма, требовавшая решительной дестабилизации общества, с другой — сторонники либерально-демократической ориентации буржуазного типа.
После смерти Брежнева 10 ноября 1982 г. в кулуарах Политбюро развернулась борьба за выдвижение кандидатур на высший пост. Победу одержал Ю. В. Андропов и на пленуме 12 ноября по предложению К.У. Черненко, его конкурента, был избран Генеральным секретарем ЦК КПСС, что в партийном государстве объективно приравнивалось к должности правителя — Президента или государя страны.
Избрание Андропова вызвало удовлетворение не только здоровой части партийной элиты, но и большинства населения страны, которое ожидало перемен и наведения порядка в управлении страной. К этому времени кризис малоэффективной системы государственного управления был очевиден уже для самых широких кругов общественности. Резко возросло сочувствие к движению диссидентов (инакомыслящих), существование которого ранее массами зачастую игнорировалось. Основные течения оппозиционной интеллигенции — демократически -социалистическое, либерально-демократическое и национально-почвенническое закладывали основы для будущей политической оппозиции и соответствующих партий. Развитие теневой спекулятивной экономики, рост коррупции в руководящей элите, несоответствие провозглашаемых лозунгов “развитого социализма” действительности — все это создавало подлинный политический застой. Вмешательство КПСС в польский внутриполитический кризис, участие СССР в гражданской войне в Афганистане, превратившееся в латентную межгосударственную войну, резко обостряло политическую ситуацию и подводило широкие массы к мысли о необходимости обновления.
Был принят ряд управленческих решений
в совместных постановлениях ЦК КПСС
и Совмина СССР о мерах по регулированию
развития отраслей промышленности на
основе чисто экономических методов,
о повышении роли трудовых коллективов.
Андропов ставил задачу частично децентрализовать
экономику, придать плановой системе
менее директивно-
От Андропова интеллигенция ожидала ослабления политического режима, однако цензура запретила ряд новых постановок в театрах. Это было связано во многом с тем, что идеологией занимались консерваторы К.У. Черненко, М.В. Зимянин, П.Н. Демичев, которые не допускали инновационных подходов. Андропов не стал форсировать политические реформы. На предложения ученых-консультантов ускорить политическую демократизацию он не без оснований ответил: “Надо сначала накормить и одеть людей”. Для достижения этого состояния прежде всего нужно было усовершенствовать конкретный механизм управления экономикой и всем обществом. При этом Андропов особые надежды возлагал на демократизацию внутренней жизни правящей партии, которая оказалась полностью заформализованной и потеряла атмосферу поиска и инициативы. Он провел умеренную и осторожную чистку и обновление кадров партийного и государственного аппаратов, включая органы безопасности. За пятнадцать месяцев его правления было сменено 18 министров СССР, переизбрано 37 первых секретарей обкомов, являвшихся политическими губернаторами на местах. Это перепугало старую политическую элиту, боявшуюся перемен и потери руководящих постов. Однако она знала о тяжелом состоянии здоровья Андропова и готовилась к реваншу.
В марте 1984 г. умер Андропов, не оставив политического завещания. Консервативное большинство Политбюро ЦК настояло на избрании новым генеральным секретарем ЦК КПСС профессионального партийного управленца, длительное время заведовавшего Общим отделом ЦК, бывшего самого близкого сподвижника Брежнева — К.У. Черненко. При нем возобновились практически все процессы, которые были характерны для последнего периода правления Л. И. Брежнева.
В конце 1984 г. по сложившейся в партии
традиции от имени Черненко была опубликована
накануне нового XXVII съезда КПСС статья
— платформа под характерным
названием “На уровень
В начале 1985 г. тяжело больной Черненко
попытался достойно покинуть свой пост.
В беседе с Громыко он советовался
о добровольном уходе с политической
арены, не дожидаясь своей смерти,
но не получил его согласия. Более
того, больного генсека безжалостно
эксплуатировали в политических
целях. На всю страну по телевидению
показали, как еле передвигающийся
Черненко при буквально физической
поддержке секретаря МГК
М.С. Горбачев так обобщил и проанализировал
эту ситуацию: “Общество не располагало
необходимой информацией, чтобы
сделать выбор. Вот если бы оно
знало о действительном состоянии
Брежнева и Черненко, знало, что почти
десятилетие у руля страны стояли
люди, физически не способные к
работе”. Государственная партия с
ее бюрократическим аппаратом, построенным
на принципах авторитаризма и
бюрократизма, иерархии и дисциплины,
не нуждалась в личностном факторе.
Система “государства-партии”
Информация о работе Геополитические последствия II мировой войны