Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 15:27, курсовая работа
На основании вышеприведённых аргументов, руководствуясь темой курсовой работы, возможно, определить цель исследования - это изучение и анализ основных конституционных условий возникновения и сущностного содержания обязанностей человека и гражданина РФ, проведение полновесного анализа и классификации обязанностей гражданина и человека.
Исходя из обозначенной цели, ставятся следующие задачи курсовой работы:
раскрытие системных связей и места института гражданства в комплексе конституционно-правовых прав личности путём определения важности отношений гражданства для человека и характера взаимосвязи между лицом и государством;
анализ норм конституционного права, регулирующих общественные отношения, непосредственно связанные с институтом гражданства РФ: конституционно-правовой статус лиц без гражданства;
поиск путей решения проблемы определения сущности единого гражданства и изучение этой категории, как сложившейся системы отношений, а также в свете принятого закона о гражданстве;
проанализировать вопрос, касающийся гражданства детей.
Введение ……………………………………………………………………………………….1-3
Глава 1. Общее положение по гражданству …………………………………………………...4
1.1. Общее понятие гражданства……………………………………………………..4-9
1.2. Принципы гражданства в Российской Федерации…………………………...10-14
1.3. Основания и порядок приобретения гражданства в Российской Федерации………...................................................................................................................15-22
1.4. Прекращение гражданства в Российской Федерации………………………..23-25
Глава 2.Конституционно – правовое регулирование гражданства детей в Российской Федерации………………………………………………………………………………………26
2.1. Приобретение гражданства детей…………………………………………......26-27
2.2. Гражданства детей при усыновлении…………………………………………….28
2.3. Гражданство детей и недееспособных лиц, над которыми установлены опека или попечительство………………………………………………………………….....29
Заключение………..…………………………………………………………..…….…………..30
Список использованной литературы……………..…………………………..……………….31
В
конституционном праве
В отличие от гражданства, подданство распространено в государствах, имеющих монархическое устройство. Подданство отражает личную связь человека с монархом, т.е. не обычным человеком, а "божеством" или "полубожеством", который стоит над всеми ("подданный его величества").
Правда, в странах с развитыми демократическими традициями различия между этими понятиями носят лишь вербальный характер: Великобритания - конституционная монархия, а Франция - республика, но основы правового положения личности схожи. В Японии оба понятия (гражданин и подданный) используются как равнозначные и взаимозаменяемые. Причем, чаще используется не "подданный", а "гражданин". В некоторых странах первый термин вообще исключен. Но в развивающихся странах (в государствах Арабского Востока, в Африке) различия между этими понятиями имеют существенное значение: подданный обязан быть лично верным монарху, население воспитывается в соответствующих традициях, нередко нарушение верности может быть сурово наказано.
В
советском и постсоветском
Если взглянуть на гражданство с точки зрения структуры отечественной системы права, то гражданство - один из важнейших институтов конституционного права. По своему юридическому содержанию этот институт представляет собой нормы права, закрепляющие принципы российского гражданства, отношения, связанные с приобретением и прекращением российского гражданства, а также устанавливающие порядок производства по делам о гражданстве, обеспечивающие развитие этих отношений в неконфликтных и конфликтных условиях. Отсюда следует, что гражданство как институт конституционного права состоит из следующих пединститутов:
• принципы российского гражданства;
• приобретение российского гражданства;
• прекращение российского гражданства;
• полномочные органы, ведающие делами о гражданстве;
•
производство по вопросам гражданства.
1.2 Принципы гражданства в Российской Федерации
В ст. 6 Конституции РФ установлено: “1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его”.
Под принципами
российского гражданства
1.
Гражданство Российской
2.
Существенен принцип, согласно которому
российское гражданство является единым.
В силу федеративного устройства России
этот принцип является важнейшим и закрепляется
в Конституции (ст. 6 и пункт "в" ст.
71). Конституция не определяет
понятие единого гражданства Российской
Федерации. В законе «О гражданстве», а
в частности в части 2 статьи 4, оно раскрывается
следующим образом: "гражданство Российской
Федерации является единым и равным независимо
от оснований его приобретения». А в статье
2 ФЗ «О гражданстве РФ» граждане Российской
Федерации, постоянно проживающие на территории
республики в составе Российской Федерации,
являются одновременно гражданами этой
республики. Значение этой нормы состоит
не только в установлении единого российского
гражданства, но и в определении условий
принадлежности граждан Российской Федерации
к гражданству республики. А это, прежде
всего, значит: Российская Федерация состоит
из республик, краёв, областей, городов
федерального значения, автономной области,
автономных округов - равноправных субъектов
(принцип симметрии). Следовательно, несмотря
на то, что в части 2 статьи 5 Конституции
РФ указано, что республика - государство,
необходимо исходить из того, что граждане
РФ остаются, прежде всего, российскими
гражданами, в какой бы части территории
России они временно или постоянно ни
находились. Хотя каждый субъект РФ имеет
своё административно-
3. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких отличий и особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
4. Важным принципом института российского гражданства является его правовая защита. Это проявляется в следующем - Конституция Российской Федерации и Закон закрепляют, что гражданин Российской Федерации не может быть лишён своего гражданства или права изменить его (часть 4 статьи 4 ФЗ «О гражданстве»). Далее, проживание российского гражданина за границей не ведёт автоматически к потере им гражданства (часть 3 статьи 4 ФЗ «О гражданстве»). Более того, российский гражданин, находящийся за пределами России, пользуется защитой и покровительством Российской Федерации. Существенное значение для понимания природы данного принципа имеет и правило, согласно которому гражданин РФ не может быть выслан за пределы РФ или выдан иностранному государству (пункт 5 статьи 4 ФЗ «О гражданстве»). Это правило вытекает из содержания принципа ответственности гражданина перед своим государством: если российский гражданин совершил правонарушение за границей, то он подлежит юридической ответственности по законам РФ.
Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Все предшествующее — вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г. — закрепляло такую форму утраты гражданства.
Лишение — это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.4
Запрет на применение лишения гражданства в Конституции Российской Федерации и в Законе «О гражданстве Российской Федерации» вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей, как той, так и другой стороной без взаимного согласия.
5. Конституционным принципом гражданства является предоставляемая гражданину Российской Федерации возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Этот принцип означает, что гражданин РФ может иметь гражданство иностранного государства. Для этого между государствами должен быть заключён соответствующий договор. В настоящее время их всего два: с Туркменистаном и с Республикой Таджикистан.
Это новая норма в законодательстве о гражданстве. Ранее такое право отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего таких лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т. д. Такого рода двойного гражданства российское законодательство не признаёт. В ст. 3 Закона Российской Федерации указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признаётся принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.5
Признание двойного гражданства, которое закреплено в Конституции, основывается на определённых условиях: требуется ходатайство лица; разрешение на это государства; наличие соответствующего договора Российской Федерации с тем государством, в гражданстве которого состоит или хочет его принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент Российской Федерации. Граждане Российской Федерации, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за пределами Российской Федерации. Такого рода норма вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться. Эта свобода закреплена в ст. 27 Конституции Российской Федерации. Отрицание такого права в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.
7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к гражданству Российской Федерации, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Согласно статье 8 ФЗ «О гражданстве» заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечёт за собой изменение гражданства указанных лиц. Изменение гражданства одним из супругов не влечёт за собой изменение гражданства другого супруга. Расторжение брака не влечёт за собой изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных (удочерённых) супругами детей. Принцип института российского гражданства образует и общее положение, согласно которому гражданство детей определяется в соответствии со статьёй 9 ФЗ «О гражданстве».Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования жены (мужа) гражданству мужа (жены).
В равной мере, брак, заключённый гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.6
По законодательству отдельных стран вступление в брак с иностранцем или расторжение брака приводит к изменению гражданства. Так, в некоторых латиноамериканских странах женщины, вступившие в брак, автоматически приобретают гражданство своего супруга. В этом и подобных случаях возникают сложности с определением гражданства детей, что порождает споры, особенно при разводах родителей, имеющих различное гражданство.
8. Принципы защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации закреплён в Конституции Российской Федерации (ст. 61) и в Законе «О гражданстве» (ст. 5). В последнем закреплено, что государственные органы Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам Российской Федерации была обеспечена возможность в полном объёме пользоваться всеми правами, установленными законодательством государства их пребывания, международными договорами Российской Федерации, международными обычаями, защищать их права.
9. Определение наличия у лица гражданства РФ либо факта наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов РФ, РСФСР или СССР, международных договоров РФ, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства. Например, в соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» для лиц, которые имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства, предусмотрен приём в гражданство Российской Федерации в упрощённом порядке.
10.
Закон Российской Федерации о гражданстве
впервые вводит такой принцип как почётное
гражданство. Почётное гражданство
может быть предоставлено лицу, не являющемуся
гражданином Российской Федерации, имеющему
выдающиеся заслуги перед Россией или
мировым сообществом, с его согласия. Почётное
гражданство предоставляется Президентом.
1.3 Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации