Институт возникновения несостоятельности (банкротства) в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 15:02, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время в числе процедур банкротства коммерческих организаций находят применение как ликвидационные процедуры (направленные на прекращение должника путем его ликвидации), так и реабилитационные процедуры (ориентированные на финансовое оздоровление, восстановление платежеспособности должника). Анализ законодательства о банкротстве и судебно-арбитражной практики показывает, что в России до конца не определен основной подход к правовому регулированию законодательства о банкротстве: либо законодатель стоит на стороне кредитора, защищая, в первую очередь, его интересы, либо на стороне должника. Когда арбитражный суд в одном решении поддерживает позицию должника, а в другом - оказывается на стороне кредитора, то эффективность самого конкурсного процесса существенно снижается и значимость правового института банкротства, по сути, нивелируется.
Под
иными лицами, участвующими в
арбитражном процессе по делу
о банкротстве, в новом Законе
о банкротстве имеется в виду,
в частности, федеральный орган
исполнительной власти, уполномоченный
Правительством РФ осуществлять
надзор за страховой деятельностью,
федеральный орган исполнительной
власти по регулированию рынка
ценных бумаг и соответствующая
саморегулируемая организация на
рынке ценных бумаг.
В соответствии
со ст. 54 АПК РФ, в арбитражном
процессе наряду с лицами, участвующими
в деле, могут участвовать их
представители и содействующие
осуществлению правосудия лица
– эксперты, свидетели, переводчики,
помощник судьи и секретарь
судебного заседания.
В АПК
РФ в главе 6 «Представительство
в арбитражном суде» введены
существенные ограничения в отношении
лиц, которые вправе быть представителями
в арбитражном суде.
Дела
организаций ведут в арбитражном
суде их органы, действующие в
соответствии с федеральным законом,
иным нормативным правовым актом
или учредительными документами
организаций. От имени ликвидируемой
организации в суде выступает
уполномоченный представитель ликвидационной
комиссии (ч. 4 ст. 59 АПК РФ). Представителями
организаций могут выступать
в арбитражном суде по должности
руководители организаций, действующие
в пределах полномочий, предусмотренных
федеральным законом, иным нормативным
правовым актом, учредительными
документами, или лица, состоящие
в штате указанных организаций,
либо адвокаты (ч. 5 ст. 59 АПК РФ) 27.
Однако
в новом Законе о банкротстве
допускается возможность участия
в качестве представителей организаций
любых лиц, в том числе аудиторов,
оценщиков, экономистов и иных
специалистов (п. 1 ст. 36). Представляется,
что в данном случае в силу
ч. 1 ст. 223 АПК РФ и п. 1 ст. 32 нового
Закона о банкротстве приоритет
должен отдаваться нормам Закона
о банкротстве. То есть ограничения
в отношении представительства
организаций в арбитражном суде,
установленные вч.5 ст. 59 АПК РФ, на
наш взгляд, не должны применяться
при рассмотрении арбитражными
судами дел о банкротстве. В
этом случае арбитражные суды
будут руководствоваться нормами
ст. 36 «Представительство в деле
о банкротстве» нового Закона
о банкротстве.
Заявление
о признании несостоятельным может быть
подано как кредитором, так и самим должником.
В зависимости от того, кто подает заявление
закон устанавливает различный порядок
его оформления и содержания.
Так, при
подаче заявления самим должником закон
устанавливает следующие правила:
Заявление
подается в арбитражный суд в письменной
форме. Оно должно быть подписано руководителем
должника – юридического лица или лицом,
на это уполномоченным. Необходимыми реквизитами
указанного документа являются: наименование
арбитражного суда, в который подается
указанное заявление; сумма требований
кредиторов по денежным обязательствам
в размере, который не оспаривается должником;
сумма задолженности по возмещению вреда,
причиненного жизни или здоровью граждан,
оплате труда работников должника и выплате
им вознаграждений по авторским договорам;
размер задолженности по обязательным
платежам; обоснование невозможности
удовлетворить требования кредиторов
в полном объеме или существенного осложнения
хозяйственной деятельности при обращении
взыскания на имущество должника; сведения
о принятых к производству судами общей
юрисдикции, арбитражными судами, третейскими
судами исковых заявлений к должнику,
исполнительных документах, а также об
иных документах, предъявленных для списания
денежных средств со счетов должника в
безакцептном порядке; сведения об имеющемся
у должника имуществе, в том числе о денежных
средствах, и о дебиторской задолженности;
номера счетов должника в банках и иных
кредитных организациях, адреса банков
и иных кредитных организаций; наименование
и адрес саморегулируемой организации,
из числа членов которой арбитражный суд
утверждает временного управляющего;
размер вознаграждения арбитражного управляющего;
перечень прилагаемых документов. В заявлении
должника также могут быть приложены имеющие
отношение к рассмотрению дела о банкротстве
сведения. Должник обязан направить копии
заявления должника конкурсным кредиторам,
в уполномоченные органы, собственнику
имущества должника – унитарного предприятия,
в совет директоров (наблюдательный совет)
или иной аналогичный коллегиальный орган
управления, а также иным лицам в случаях,
предусмотренных Федеральным законом
«О несостоятельности (банкротстве)».
Порядок, содержание заявления должника,
а также документы, прилагаемые к заявлению
должника регулируются статьями 37, 38 Федерального
закона от 2002 г.
Порядок
и содержания заявления, подаваемого кредитором,
регулируется статьями 39-40 закона. В заявлении
кредитора должны быть указаны: наименование
арбитражного суда, в который подается
заявление; наименование (фамилия, имя,
отчество) должника и его адрес; наименование
(фамилия, имя, отчество) конкурсного кредитора
и его адрес; размер требований конкурсного
кредитора к должнику с указанием размера
подлежащих уплате процентов и неустоек
(штрафов, пеней); обязательство, из которого
возникло требование должника перед конкурсным
кредитором, а также срок исполнения такого
обязательства; вступившее в законную
силу решение суда, арбитражного суда,
третейского суда, рассматривавших требования
конкурсного кредитора к должнику; доказательства
направления (предъявления к исполнению)
исполнительного документа в службу судебных
приставов и его копии должнику; доказательства
оснований возникновения задолженности
(счета-фактуры, товарно-транспортные
накладные и иные документы); наименование
и адрес саморегулируемой организации,
из числа членов которой должен быть утвержден
временный управляющий; размер вознаграждения
арбитражного управляющего; перечень
прилагаемых к заявлению кредитора документов28.
Заявление,
так же как и в случае подачи заявления
должником, подается в письменной форме,
но отличительной особенностью является
то, что данное заявление может быть подписано
не только руководителем кредитора –
юридического лица, но и его представителем
(статья 39 Федерального закона).
Заявление
уполномоченного органа о признании должника
банкротом должно отвечать требованиям,
предъявляемым к заявлению кредитора.
Поскольку разбирательство дел о несостоятельности
существенно отличается от дел по экономическим
спора, то при подачи заявления стоит руководствоваться
нормами закона «О несостоятельности
(банкротстве)».
Для обращения
в арбитражный суд необходимо уплатить
государственную пошлину.
В случае
не выполнения при подачи заявления как
кредитором, так и должником, требований,
предусмотренных статьями 37-41 Федерального
закона о банкротстве арбитражный суд
возвращает заявление. «В статье не содержится
конкретных условий для принятия заявления
о признании должника банкротом. Имеется
лишь указание общего характера о необходимости
соблюдения требований, предусмотренных
АПК и законом».
При соблюдении
всех необходимых требований и отсутствия
оснований для отказа в принятии или возвращения
заявления, судья единолично, не позднее
пяти дней, выносит определении о принятии
заявления о признании должника банкротом.
В отличие
от АПК РФ 1995 г., в новом АПК
РФ нет института отказа в
принятии искового заявления29.
Между
тем новый Закон о банкротстве
этот институт предусматривает.
В соответствии со ст. 43 Закона
судья арбитражного суда отказывает
в принятии заявления о признании
должника банкротом в следующих
случаях. Во-первых, если нарушены
правила о подведомственности
и подсудности дел о банкротстве.
Во-вторых, если нарушены правила
подачи заявления о признании
должника банкротом, в отношении
которого арбитражным судом возбуждено
дело о банкротстве и введена
одна из процедур банкротства.
В-третьих, если есть основания
для отказа в принятии заявления,
предусмотренные АПК РФ. Однако,
как уже было сказано, АПК РФ
не содержит норм, регулирующих
институт отказа в принятии
заявления к производству.
Получается,
что только по первым двум
из перечисленных оснований и
только при принятии заявлений
о признании должника банкротом
будет использоваться арбитражными
судами институт отказа в принятии
заявления к производству. Следовательно,
это будет особенностью рассмотрения
дел о банкротстве арбитражными
судами.
В соответствии
с ч. 2 ст. 223 АПК РФ дела о
банкротстве рассматриваются коллегиальным
составом судей, если иное не
предусмотрено федеральным законом,
регулирующим вопросы банкротства.
Частью 4 ст. 228 нового Закона о
банкротстве установлено, что дело
о банкротстве отсутствующего
должника рассматривается судьей
единолично.
При
этом необходимо отметить, что
отдельные заявления и ходатайства
лиц, участвующих в деле о банкротстве,
могут быть разрешены судьей
единолично30.
Например,
п. 7 ст. 42 нового Закона о банкротстве
предусмотрено, что ходатайство
о принятии мер по обеспечению
заявления о признании должника
банкротом рассматривается судьей,
т. е. единолично, причем не позднее
дня, следующего за днем поступления
ходатайства, без извещения сторон.
Следует отметить, что ч. 1 ст. 93 АПК
РФ регулирует этот вопрос
аналогично.
Кроме
этого, в п. 1 ст. 60 нового Закона
о банкротстве указывается, что
заявления и ходатайства арбитражного
управляющего, в том числе о
разногласиях, возникших между ним
и должником, жалобы кредиторов
о нарушении их прав и законных
интересов рассматриваются судьей
единолично.
Так
же, в соответствии с п. 1 ст. 48 нового
Закона о банкротстве, проводится
судебное заседание арбитражного
суда по проверке обоснованности
требований заявителя к должнику
судьей арбитражного суда, т. е. Единолично.
Согласно п.1 ст. 49 нового Закона
о банкротстве, определение о
введении процедуры наблюдения
выносится судьей арбитражного
суда единолично.
В статье
46 закреплены «Меры по обеспечению требований
кредиторов».
Статья
46 Федерального закона содержит открытый
перечень мер, направленных на обеспечение
требований кредиторов.
В новом
Федеральном законе о банкротстве
от 2002 г. в статье 48 рассматривается
обоснованность требований заявителя
к должнику.
В определении
при введении наблюдения указывается
о признании требований заявителя обоснованными
и введении наблюдения; о назначении временного
управляющего; размер вознаграждения
временного управляющего.
Дело
о банкротстве должно быть
рассмотрено в заседании арбитражного
суда в срок, не превышающий
семи месяцев с даты поступления
заявления о признании должника
банкротом в арбитражный суд.
В ст.
134 АПК РФ определяется срок
подготовки дела к судебному
разбирательству, который не должен
превышать двух месяцев со
дня поступления заявления в
арбитражный суд. В ст. 152 АПК РФ
устанавливается срок для рассмотрения
арбитражным судом первой инстанции
дела и принятия решения по
нему, который составляет один
месяц. Причем этот срок исчисляется
со дня вынесения определения
о назначении дела к судебному
разбирательству, если иное не
установлено новым АПК РФ, т. е.
После подготовки дела к судебному
разбирательству. Таким образом, общий
срок рассмотрения дела в соответствии
с нормами АПК РФ составляет
три месяца.
Исходя
из указанного, можно сделать
вывод о том, что новый Закон
о банкротстве не проводит
разграничения между двумя сроками
– сроком на подготовку дела
к судебному разбирательству
и сроком рассмотрения дела
в судебном разбирательстве31.
Тем
не менее, дела о банкротстве
рассматриваются по правилам
АПК РФ с особенностями, установленными
Законом о банкротстве. Новым
Законом о банкротстве не устанавливается
срок подготовки дела к судебному
разбирательству. Стало быть, данный
срок будет составлять два
месяца, т. е. В этом случае будут
применяться нормы АПК РФ. Следовательно,
в судебном заседании дело
о банкротстве должно быть
рассмотрено арбитражным судом
первой инстанции и решение
принято в срок, не превышающий
пяти месяцев со дня вынесения
определения суда о назначении
дела к судебному разбирательству.
Общий срок рассмотрения дела о банкротстве
будет составлять семь месяце32.
Подготовка
дела к судебному разбирательству
как в соответствии с нормами
АПК РФ, так и нового Закона
о банкротстве проводится судьей
единолично.
Новый
Закон о банкротстве дополнительно
к тем действиям, которые совершает
судья при подготовке дела
к судебному разбирательству, в
соответствии с положениями АПК
РФ, устанавливает следующие действия.
Во-первых,
арбитражный суд при подготовке
дела о банкротстве к судебному
разбирательству рассматривает
заявления, жалобы и ходатайства
лиц, участвующих в деле о банкротстве,
устанавливает обоснованность требований
кредиторов, а также осуществляет
иные, предусмотренные этим законом
полномочия.
Во-вторых,
по ходатайству лиц, участвующих
в деле о банкротстве, арбитражный
суд может назначить экспертизу
в целях выявления признаков
фиктивного банкротства.
На второе
правомочие арбитражного суда
хотелось бы обратить особое
внимание. Это связано с тем, что,
как уже было сказано, дела
о банкротстве рассматриваются
коллегиальным составом судей, если
иное не предусмотрено федеральным
законом, регулирующим вопросы банкротства.
Подготовка же дела, в том числе
о банкротстве, к судебному разбирательству
проводится судьей единолично. В
п. 3 ч. 1 ст. 135 АПК РФ при перечислении
действий, которые судья совершает
при подготовке дела к судебному
разбирательству, говориться не
о назначении экспертизы, а о
разрешении вопроса о назначении
экспертизы. Таким образом, в соответствии
с нормами АПК РФ при подготовке
дела к судебному разбирательству
лишь решается вопрос о целесообразности
назначения экспертизы. Само же
назначение экспертизы, по нашему
мнению, возможно лишь в судебном
заседании. В случае рассмотрения
дела о банкротстве это особенно
важно, так как данные дела рассматриваются
коллегиальным составом судей. Возможно,
лица, участвующие в деле о банкротстве,
воспользуются своим правом заявить отвод
судье или судьям либо эксперту. Каким
образом судья, единолично осуществляющий
подготовку дела к судебному разбирательству,
сможет разрешить заявленный отвод? Ведь
в этом случае отсутствует коллегиальный
состав, рассматривающий дело о банкротстве.
Таким образом, представляется, что при
подготовке дела о банкротстве к судебному
разбирательству судья лишь вправе разрешить
вопрос о назначении экспертизы в целях
выявления признаков фиктивного банкротства.
Назначение же такой экспертизы возможно
лишь при рассмотрении дела о банкротстве
в судебном заседании коллегиальным составом
суда33.