Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:07, курсовая работа

Краткое описание

Правотворчество рассматривается как вид деятельности государства по установлению юридических норм или признанию юридических или иных социальных норм на основе познания законов экономического развития общества.
Правотворчество является источником права в материальном смысле.
Из общей теории права мы знаем, что под источниками права понимаются внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.
Для российского права характерно то, что основными его источниками являются нормативные правовое акты. В отличие от других правовых актов нормативные акты рассчитаны на неоднократное применение.

Содержание

Введение………………………… …………………………...…………………. 2
Глава 1. Международные источники права социального обеспечения……….4
1.1.Общепризнанные принципы международного права в системе
источников права социального обеспечения РФ………………………..………4
1.2. Международные конвенции и рекомендации Международной организации труда как источники права социального обеспечения………....20
Глава 2. Законы как источники права социального обеспечения ………..…..26
2.1. Конституция РФ как основополагающий источник права социального обеспечения…………………………….………………………………………...26
2.2. Законы в системе источников права социального обеспечения……..…..34
Глава 3. Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………………………... 52
3.1.Подзаконные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения……………………………………………………….52
3.2.Нормативно-правовые акты субъектов РФ и органов местного самоуправления как источники права социального обеспечения………..…. 62
Заключение……………………………………………………………………….69
Список литературы………………………………………………………..……..71

Вложенные файлы: 11 файлов

введение.docx

— 12.93 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

гл1.docx

— 41.19 Кб (Скачать файл)

Однако, несмотря на отсутствие такого перечня, следует иметь в  виду, что содержание общепризнанных норм международного права раскрывается, в частности, в резолюциях, декларациях, иных документах, принимаемых в рамках Организации Объединенных Наций, включая  решения Международного Суда ООН, ее специализированных учреждений, таких  как Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международная организация  труда (МОТ) и др.

В источники права социального обеспечения, естественно, включены те принципы, нормы, договоры, которые имеют отношение к предмету данной отрасли. Это по преимуществу принципы, нормы и договоры, связанные с проблемами прав и свобод человека и гражданина.

Принцип уважения прав человека и основных свобод в общей форме  получил свое отражение в Уставе ООН (п. 3 ст. 1) при определении целей  ООН в осуществлении международного сотрудничества “в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех…”. Дальнейшее развитие и нормативное содержание этот принцип нашел в принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека, Пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Пакте о гражданских и политических правах (1966 г.), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Европейской социальной хартии (1961 г.) и др.

В Заключительном акте Общеевропейского Совещания (СБСЕ, 1975 г.) рассматриваемый  принцип был сформулирован так: “уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений”. Государства-участники, обязуясь руководствоваться данным принципом, “будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития”.

Одним из существенных условий  для становления действительно  свободной личности и ее полного  развития является предоставление возможностей каждому для реализации всего  комплекса прав, в котором социально-экономические  права занимают равное с другими  место. На Генеральной Ассамблее  ООН 4 декабря 1989 г. была принята резолюция N 41/117 “Неделимость и взаимозависимость  экономических, социальных, культурных и политических прав”. В данной резолюции  определяется, что все права и  свободы человека неделимы и взаимозависимы и что развитие и защита одной  категории прав никогда не могут  служить предлогом или оправданием  для освобождения государств от развития и защиты других прав. И те и другие права должны быть объектом равного  внимания государства.

В Итоговом документе Венской  встречи СБСЕ (1989 г.) было признано, что  все права и свободы имеют  первостепенное значение и должны полностью  осуществляться всеми надлежащими  способами. Это положение получило свое развитие в Венской декларации Всемирной конференции по правам человека (1993 г.), где об этом сказано  следующее: “Все права человека универсальны, неделимы, взаимозависимы и взаимосвязаны. Международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием”. Отечественные специалисты в области международного права неоднократно обращали внимание на то, что такой подход важно иметь в виду, потому что в юридической литературе предпринимаются попытки “ранжировать” права и свободы, выдвигая на первый план личные (“естественные”) права и принижая смысл социально-экономических прав.

Констатация равной ценности всех прав и свобод в международных  актах оказывает существенное влияние  на развитие и закрепление соответствующих  положений в национальном законодательстве. В этой связи следует отметить как весьма позитивную формулировку Конституции РФ: “В Российской Федерации  признаются и гарантируются права  и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам  и нормам международного права и  в соответствии с настоящей Конституцией” (ч. 1 ст. 17).

Венская Всемирная конференция  по правам человека 1993 г. принцип демократии провозгласила принципом Устава ООН, а также выделила принцип  универсальности прав человека. Согласно этому общепризнанному принципу универсальности прав человека ни одно положение национального, культурного  или религиозного характера не может  преобладать над принципами Всеобщей декларации прав человека.

Принципы демократии, верховенства (господства) права и уважения прав человека рассматриваются как общепризнанные и в рамках региональных международных  организаций, например Совета Европы. В Уставе Совета Европы (1949 г.) установлено, что членом Совета может быть государство, принявшее на себя обязанность признавать принцип верховенства права и  принцип, в соответствии с которым  все лица, находящиеся под его  юрисдикцией, пользуются правами человека и основными свободами.

 

Принципы Устава Совета Европы получили свою наибольшую концентрацию в принятой им Европейской конвенции  о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) (Европейская конвенция). Данная Конвенция ратифицирована Россией  в 1998 г., ее нормы и принципы имеют  большое значение в развитии российского  законодательства и правоприменительной  деятельности, которые ориентируются  на соответствие этим нормам и принципам.

Международные обязательства  государств в области прав человека и основных свобод получили закрепление  в Декларации глав государств –  участников Содружества Независимых  Государств (24 сентября 1993 г.) и Конвенции  СНГ о правах и основных свободах человека (26 мая 1995 г.).

В.А. Карташкин, рассматривая проблему формирования правового государства в контексте Европейской конвенции, отмечает, что необходимо создать гарантии демократии и свободы, соблюдать верховенство закона и защищать права и свободы человека. Такие гарантии будут созданы при условии соблюдения Конституции нашей страны, федерального законодательства, международных обязательств, а также положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Среди них особо важное значение имеют такие принципы, как признание естественного характера прав человека, регулирование прав человека только законом, а не подзаконными актами. Права человека должны быть едины на всей территории государства, что особенно важно в условиях, когда многие субъекты Федерации принимают законы, противоречащие не только федеральному законодательству, но и международно-правовым обязательствам страны. Коллективные права должны вытекать из прав личности и не противоречить им.

В.С. Нерсесянц считает, что Конституция Российской Федерации, Устав Совета Европы опираются на общие правовые ценности и общее либерально-юридическое правопонимание, исходящее из принципа верховенства права, господства закона, признания и соблюдения прав и свобод человека. Это фундаментальная основа того, что принято называть принципами и стандартами современной (европейской и мировой) цивилизации.

В.А. Карташкин и И.А. Ледях, обращая внимание на значение для Российской Федерации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, в своих комментариях к ней выделяют следующие принципы:

1. Права человека и  основные свободы являются естественными  и принадлежат каждому от рождения, в силу этого они признаются  неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

2. Признаваемые Конвенцией  права и свободы гарантированы  каждому, кто находится под  юрисдикцией государств – членов  Совета Европы (ст. 1).

3. Официальные власти  государств – членов Совета  Европы обязаны соблюдать законность  и нормы права. Только на  уровне закона устанавливаются  ограничения прав и свобод, соответствующие  принципам демократического общества. Никакой подзаконный акт не  может ограничивать права человека.

4. Обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому бы то ни было признаку (ст. 14). При этом дискриминация налицо, когда устанавливаемые различия не имеют объективных и разумных оправданий.

5. Основные права и  свободы должны быть едины  на всей территории государства,  а их обеспечение и защита  являются предметом федерального  законодательства и принимаемых  в соответствии с ними нормативных  правовых актов местных органов  власти.

6. Коллективные права  граждан вытекают из прав и  свобод личности и не должны  им противоречить. Государство  или группа лиц не могут  ликвидировать какие-либо права,  закрепленные в Конвенции, под  предлогом защиты коллективных  прав.

7. Фундаментальные права  и свободы должны соблюдаться  в любой ситуации, в том числе  во время войны или иного  чрезвычайного положения. Отступление от некоторых из этих прав допустимо лишь в том случае, если опасность является “реальной или неминуемой”, ее последствия угрожают государству и обществу “в целом”, а кризис носит “исключительный характер”.

Для государств – участников Европейской конвенции, включая  и Россию, названные принципы имеют  определяющее значение, поскольку национальное законодательство должно соответствовать  этим принципам, в том числе и  в сфере социального обеспечения.

Крайне важным является вопрос, какие принципы в социальном обеспечении  следует считать общепризнанными. Представляется, что ответ следует  искать, прежде всего, в тех международных  источниках, которые закрепляют основные права человека в сфере социального  обеспечения, поскольку именно в  них наиболее полно принципы получают свое выражение и развитие, раскрывают содержание. Было бы бессмысленно анализировать общепризнанные принципы и нормы международного права, если бы они не затрагивали суть социального обеспечения, не находили преломления в национальном законодательстве, не представляли концентрацию позитивного опыта многих государств в защите социальных прав, не отражали общечеловеческие ценности, не определяли идеалы, перспективы существовании человека и государства, мира, согласия, безопасности, ответственности.

Общепризнанные принципы международного права, как уже говорилось выше, – это сложное комплексное  правовое явление, которое можно  исследовать с разных позиций, как  принципы, выражающие особо важные интересы его главных субъектов  – государств: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету, нерушимость границ, невмешательство  во внутренние дела, добросовестное выполнение обязательств по международному праву  и др. С другой стороны, к общепризнанным принципам относятся принципы, определяющие базовые начала отдельных, а в некоторых случаях нескольких соприкасающихся отраслей международного права.

В свою очередь, отраслевые общепризнанные принципы являются системообразующими в соответствующих отраслях международного права, они определяют содержание и  взаимосвязь отраслевых норм. Е.А. Ершова, исследуя основополагающие принципы международного трудового права, за основу берет: свободу  объединения и действенное признание  права на ведение коллективных переговоров, упразднение всех форм принудительного  или обязательного труда, действенное  запрещение детского труда, недопущение  дискриминации в области труда  и занятий, недопущение дискриминации  в оплате труда, за равный труд –  равное вознаграждение.

Е.А. Ершова считает “возможным рассматривать в качестве неоспоримого права (juscogens), обязательного как для российских правотворческих органов, так и для судов, юридических и физических лиц, основополагающие принципы международного трудового права, прежде всего выработанные в Декларации МОТ “Об основополагающих принципах и правах в сфере труда” 1998 г., обязательные для всех государств – членов МОТ из самого факта их членства в Организации, даже если они не ратифицировали Конвенции МОТ, в которых данные основополагающие принципы нашли свою конкретизацию”.

Полагаем, что перечень представленных автором общепризнанных принципов  в сфере труда недостаточно полон  и необоснованно ограничен источниками  МОТ.

И.К. Дмитриева в монографическом  исследовании детально анализирует  на большом фактическом, нормативном, научном материале общепризнанные принципы и нормы международного права в области труда и  их место в правовой системе России.

Но, к сожалению, автором  не дан ответ на вопрос о том, какие  конкретно общепризнанные принципы международного права действуют  в трудовом праве, – они растворились в универсальных (общеправовых) принципах и нормах международного права.

Представляется, что система  общепризнанных принципов международного права может быть выстроена по разным критериям, например по сфере  действия (универсальные, межотраслевые, отраслевые), сущностной направленности (государства, права человека) и др. При этом какая бы ни была сгруппированность общепризнанных принципов, они трансформируются от общего к частному, взаимодополняяи обогащая друг друга, образуют комплексное, единое, системное правовое явление, направленное на совершенствование права, мира, человека.

Анализ международных  актов позволяет применительно  к праву социального обеспечения  наряду с универсальными принципами (социально-экономические права  человека принадлежат ему от рождения и являются неотчуждаемыми; высшим правом человека является право на жизнь; высшей ценностью цивилизованного  общества являются права человека; права должны быть гарантированы, закреплены законом) выделить такие общепризнанные принципы-нормы, как признание и  гарантированность права на социальное обеспечение; закрепление для каждого члена общества равной возможности получения определенных видов социального обеспечения; право каждого на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий питание, одежду, жилище, медицинский уход, социальное обслуживание, охрану здоровья; предоставление социального обеспечения, в случаях когда человек теряет источник средств к существованию по не зависящим от него причинам (старость, утрата трудоспособности (временная или постоянная), вдовство, безработица, материнство, отцовство, детство, бедность и др.); дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от объективных и субъективных социально значимых обстоятельств; дальнейшее развитие системы социального обеспечения; сохранение ранее приобретенных прав.

Заключение.docx

— 12.66 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

список литературы.docx

— 16.59 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

план к диплому.docx

— 11.18 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

содержание.docx

— 11.05 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

рецензия 1.doc

— 341.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Иные нормативно-правовые акты как источники права социального обеспечения