Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:46, курсовая работа
Инвестиционно-финансовая деятельность, как впрочем, и современная экономика в целом, немыслима в настоящее время без всепроницающего участия ссудного капитала (кредитования). В наибольшей степени на кредитных взаимоотношениях строятся, в первую очередь, капиталоемкие отрасли и виды деятельности, например, строительство. Поэтому существование в финансово-экономической системе общества стабильно и надежно функционирующей подсистемы кредитования строительной индустрии является сегодня одним из наиболее значимых показателей развития и залогом стабильности самого общества.
Льготы, привилегии законодательством предусмотрены лишь для строительных компаний, кредитных организаций и других участников ипотечного кредитования, но не для тех, кто больше всего в них нуждается. Остался нерешенным вопрос о целевых дотациях для потребителей, при этом оставаясь «дотационным» для строителей жилья, ипотечных компаний и др. Именно поэтому необходимы проведение мониторинга законодательства об ипотечном жилищном кредитовании, ипотеки жилища и разработка концепции с позиций социальной защиты обездоленных граждан.
По сути лавина новых законов,
имитируя заботу и помощь, не упорядочивает,
а усложняет, вводит в тупик решение
государственного вопроса. Вряд ли надо
стремиться к увеличению их числа, равно
как постоянное внесение изменений
в действующее
Для каждого из участников ипотеки жилища, перечисленных выше, действуют свои десятки нормативных правовых актов всех уровней.
Например, кредитным организациям
в своей деятельности не обойтись
без: указанных выше 27 Федеральных
законов; ГК РФ; Бюджетного кодекса
РФ; Налогового кодекса РФ; Гражданского
процессуального кодекса РФ; Арбитражного
процессуального кодекса РФ; ЗК РФ;
Федеральных законов от 02.12.1990 (в
ред. от 30.12.2004) «О банках и банковской
деятельности»; от 10.07.2002 (в ред. от 23.12.2004)
«О Центральном банке РФ»; от 16.07.1998
№ 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
(в ред. от 02.11.2004); от 11 ноября 2003 г. №
152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах»;
от 29.12.2004 № 193-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон „Об
Постановлений Правительства РФ от 11.01.2000 № 28 (в ред. от 08.05.2002) «О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации» (вместе с Концепцией развития системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации, Планом подготовки проектов нормативных правовых актов, обеспечивающих развитие системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации); от 17.09.2001 № 675 (в ред. от 21.10.2004) «О Федеральной целевой программе „Жилище“ на 2002 – 2010 годы»; от 20.11.2003 (в ред. от 21.10.2004) «О Подпрограмме „Государственные жилищные сертификаты“ на 2004 – 2010 годы»;
Указов Президента РФ, например,
от 28 января 1998 г. № 102 (ред. от 26.05.2001) «О
Президентской программе „
многочисленных нормативных
правовых актов федеральных органов
исполнительной власти, ЦБ РФ, например,
писем, официальных разъяснений, указаний,
таких как «О проведении единовременного
обследования по ипотечному кредитованию»
от 27.02.2003 № 1255-у и др.; писем Госстроя
России от 9 августа 1999 г. № СК-2725/29 «О
развитии системы ипотечного жилищного
кредитования»; от 1 ноября 2001 г. № ВП-5997/8
«О предоставлении информации для определения
необходимых объемов
На фоне существенного
увеличения объема федерального законодательства
прослеживается значительное увеличение
объема законодательства субъектов
Российской Федерации и нормативного
материала муниципальных
Естественно, для других участников ипотеки жилья, а их около 10, действуют свои пакеты нормативных правовых актов. Безусловно, чтобы иметь доход от своего бизнеса, они знают и умеют применять нормативные акты для своей пользы. Вряд ли следует надеяться, что заинтересованные коммерческие структуры будут действовать в интересах другой стороны – залогодателя. Поэтому рядовой неимущий гражданин, вступая «на тропу доступного жилья», тщетно пытается оценить свои возможности через изучение нормативных правовых актов. Чтобы не быть обманутым, он осознает необходимость знания всего законодательства в этой области (противоречивого, коллизионного, в сложном технико-юридическом изложении), над которым уже «поработала армия» представителей другой стороны. Однако это под силу одному на миллион.
Поэтому одним из исходных принципов жилищного ипотечного кредитования является обеспечение защиты интересов участвующих сторон. Больше всего, как было отмечено выше, в этом нуждается залогодатель, так как он имеет меньше возможностей в защите своих прав.
Для упорядочения отношений
в области ипотечного жилищного
кредитования, уменьшения затрат на оплату
десятка посреднических дорогостоящих
услуг, возможно, имеет смысл разработать
и утвердить на уровне Правительства
РФ паритетные, справедливые, доступные
и действенные для широкого круга
лиц типовые договор ипотеки,
кредитный договор, договор о
долевом строительства и др., а
также положение о порядке
их заключения и исполнения. Во избежание
принятия очередных лоббистских
нормативных правовых актов Президент
РФ как гарант Конституции Российской
Федерации, прав и свобод человека и
гражданина мог бы определить, какое
министерство, агентство или служба
с государственных позиций в
состоянии подготовить
Строгое требование заключения именно типовых договоров должно опираться на твердую гарантию того, что применение их не принесет ущерба, а безусловно приведет к упорядочению ипотеки жилища и достижению оптимальной экономии. Наличие четко прописанных правовых норм, касающихся ипотечного кредитования, является необходимым условием организации и обеспечения функционирования ипотечного рынка.
Сама природа ипотеки жилища должна исключать возможность ее использования как орудия узких интересов, а условия кредита и ипотеки должны быть выгодными и понятными. Недопустимо, когда сильная сторона диктует в этой сфере свою волю, пользуясь беспомощностью другой.
Робкие намерения в
направлении упорядочения отношений
в рассматриваемой сфере
Между тем ситуация для
развития ипотечного кредитования весьма
благоприятна только для рынка капиталов.
России пока не грозит ситуация «перенасыщения»
рынка недвижимости, и, как следствие
этого, риски падения ставок по ипотечным
кредитам невелики. Кроме того, ипотечные
кредиты оказывают большое
Интеграция зарождающихся и трансформирующихся элементов системы ипотечного жилищного кредитования на основе мирового опыта и современных информационных технологий должна стать ключевым звеном стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.
При выборе модели ипотечного
кредитования и при выработке
норм, регулирующих отношения в этой
области, законодателям следует
руководствоваться историческим опытом
своей страны, а также новейшими
изменениями за рубежом. Формирование
системы ипотечного жилищного кредитования
в России происходит в достаточно
сложной экономической
Анализ отечественной и зарубежной практики жилищного ипотечного кредитования позволяет сделать некоторые выводы.
Несмотря на принципиально
различный подход к процессу мобилизации
кредитных ресурсов и организации
самого кредитования населения, общей
для существующих ипотечных моделей
является необходимость их поддержки
государством, включая систему правового,
лицензионного и финансового
регулирования данной деятельности,
предоставление государственных гарантий
и обеспечение страхования
Во всех странах с развитыми
системами ипотечного кредитования
государство оказывало
И здесь одной из важных проблем современного российского ипотечного кредитования несомненно является активность государства, разумная, экономически просчитанная сбалансированность интересов участников ипотеки.
Ипотечное кредитование должно рассматривается государством в качестве механизма, способного решить задачи огромной социальной важности в масштабах страны: жилищную проблему, проблему финансирования капитального строительства по социальным программам и др. Для абсолютного большинства рядовых граждан ипотечное кредитование представляется единственно возможным источником решения извечного для россиян жилищного вопроса. Однако, на наш взгляд, ипотека не может стать доступной с рыночными условиями и сегодняшними непомерными ипотечными процентами в частности. Основой нормального функционирования системы ипотечного жилищного кредитования является совершенствование данного правового института, через систему норм как материальных, так и процессуальных для установления реальных гарантий соблюдения договорных условий, с тем чтобы система жилищного ипотечного кредитования способствовала решению целого комплекса финансовых и социальных проблем, для политической и экономической стабилизации в обществе.
Для отдельных категорий населения, по мнению Дениса Шевчука, целесообразна разработка льготных правил и норм погашения ипотечного кредита, его индексации, снижения общих затрат при оформлении документов. Условия жилищного ипотечного кредитования должны соответствовать доходам основной части населения, номинироваться в рублях, выдаваться на длительный срок[70] , иметь низкую процентную ставку.
Жилищное ипотечное
Решение жилищной проблемы возможно с позиций соблюдения правовой природы конституционного права граждан Российской Федерации на жилище. По самым скромным подсчетам, около миллиона наших граждан сегодня готовы брать ипотечные кредиты по доступным процентам. Ведь во всех странах, где начиналась массовая ипотека, государство помогало гражданам на старте.
Использование ипотеки жилища
для обеспечения кредитных
На данном этапе в России развитие долгосрочного жилищного ипотечного кредитования невозможно без бюджетных кредитных ресурсов, выделяемых на эти цели. Не представляется реальным, чтобы в условиях нестабильной экономики коммерческие кредитные организации проявляли активность в предоставлении долгосрочных кредитов с пониженными процентными ставками для строительства и приобретения жилья.
Например, на законодательном уровне регламентировать те же условия кредитования, которые существуют при отношениях кредитных организаций и вкладчиков. То есть устанавливать по ипотечному долгосрочному кредитованию такие же процентные ставки, учитывая, что в отличие от вкладчиков, которым никто не гарантирует, что вложенные деньги в экономику страны будут полностью возвращены, залогодатель закладывает самое дорогое – свое жилище (Д. Шевчук. Кредитный консалтинг. // Финансовая газета, 20/2006).
Для обеспечения потребностей
широких масс экономически активного
населения в жилище необходима реализация
государственной структурно-