Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 13:46, курсовая работа
Инвестиционно-финансовая деятельность, как впрочем, и современная экономика в целом, немыслима в настоящее время без всепроницающего участия ссудного капитала (кредитования). В наибольшей степени на кредитных взаимоотношениях строятся, в первую очередь, капиталоемкие отрасли и виды деятельности, например, строительство. Поэтому существование в финансово-экономической системе общества стабильно и надежно функционирующей подсистемы кредитования строительной индустрии является сегодня одним из наиболее значимых показателей развития и залогом стабильности самого общества.
пример, в станице Тимашевской в крохотном доме пло-
щадью 24 кв. м живет семья из 17 человек – родители и
15 детей, из которых 7 – школьники, а краевое прави-
тельство ничем помочь не может?
Удвоить строительство жилья в стране за пять лет,
прямо скажем, не просто нелегкая, а амбициозная задача.
Но если правительство страны поставило эту насущную
задачу, наши теоретики-разработчики должны прило-
жить все силы к тому, чтобы внести свой вклад в реше-
ние этой задачи, что позволило бы реально сплотить
нацию и сделать серьезный рывок вперед, а не барах-
таться в трясине кризиса.
Вместо этого наши разработчики промежуточного
доклада дискутируют об изменении стратегической цели
жилищной политики и рекомендуют «постановку в каче-
стве цели жилищной государственной политики увели-
чение объемов жилищного строительства и доведения их
в 2015 г. до 90 млн кв. м (индикатор ФЦП «Жилище» на
2011 – 2015 гг.), а к 2020 г. до 145 млн кв. м (контроль-
ные показатели Минрегиона России)»2
.
От строительства в заявленных ранее масштабах
разработчики Промежуточного доклада предлагают от-
казаться из-за риска возникновения опасных дисбалан-
сов. Первый из них – риск ценового дисбаланса: расчеты
института экономики города показывают, что запланиро-
ванные объемы жилищного строительства (145 млн кв. м в
2020 г.) с учетом прогнозируемого спроса населения на
жилье (на основе прогнозов доходов населения и разви-
тия ипотечного кредитования) смогут привести к резко-
му падению цен на рынкежилья.
1
Выступление Председателя Правительства Российской
Федерации В.В. Путина на съезде партии «Единая Россия». 24
сентября 2011 г.
2
Промежуточный доклад о результатах экспертной рабо-
ты по актуальным проблемам социально-экономической стра-
тегии России на период до 2020 года. Глава 14. ТОЧКА ЗРЕНИЯ
ДЕНЬГИ И КРЕДИТ · 12/2011 31
О чем же плачем, господа разработчики? О том, что
упадут цены? Какую «компромиссную» цену на жилье
вы предлагаете
Росстата, вчетверо выше издержек строительства; ту, что
в полтора-два раза превышает совокупный доход сред-
нестатистической семьи за двадцать-тридцать лет? И не
представляется ли вам, что снижение заоблачных (осо-
бенно московских) цен на жилье до нормальных явилось
бы самым мощным рычагом повышения доступности
жилья и решения проблемы платежеспособного спроса?
То же самое касается и других рынков – дисбаланса по-
требностей в жилых единицах и потерь устойчивой про-
странственной организации городов.
Спрашивается, а почему же решение задачи удвое-
ния строительства жилья должно сопровождаться нару-
шением всех тенденций и требований современного гра-
достроительства?
Надо только иметь в виду, что решение этой задачи
требует мобилизации всех ресурсов нации – человече-
ских, материальных, технологических, финансовых, ус-
коренной подготовки кадров – от архитекторов, проек-
тировщиков до каменщиков, сварщиков и дизайнеров.
Поэтому, на наш взгляд, настойчиво навязываемый,
альтернативный сценарий жилищной политики, а имен-
но сбалансированное функционально-пространственное
развитие территорий, не может рассматриваться как са-
мостоятельная стратегическая цель жилищной политики
государства, а ее составляющие должны быть органиче-
ски включены в действующую государственную страте-
гию обеспечения населения России современным, дос-
тупным комфортнымжильем.
Соответственно своему подходу к определению
стратегической цели государственной жилищной поли-
тики авторы главы выдвигают и два диаметрально про-
тивоположных стратегических сценария развития ипо-
течного жилищного кредитования.
Сценарий 1. Максимальная доступность ипотеч-
ных кредитов.
Цель – существенное повышение платежеспособно-
го спроса на жилье и решение жилищных проблем как
можно большего числа семей за счет ипотечного креди-
тования. Риски – значительный объем господдержки
(возможно, для отдельных категорий населения). В слу-
чае кризиса в экономике и/или на рынке жилья может
возникнуть потребность в существенном росте господ-
держки заемщиков и банков. Несбалансированный рост
спроса на жилье по сравнению с предложением может
привести к надуванию «пузыря» нажилищном рынке.
Сценарий 2. Жесткий контроль рисков, введение
существенных ограничений на принимаемые риски
(законодательных или через регулирование контроли-
руемых БанкомРоссии нормативов).
Цель – формирование рынка, максимально устой-
чивого к будущим кризисам, сокращение господдержки
в будущем. Риски – недостаточная поддержка спроса
на рынке жилья, ограниченная поддержка решения
жилищных проблем населения; при отсутствии сти-
мулирования ипотечного кредитования со стороны
государства ипотека в ближайшее время не сможет
стать действительным инструментом решения жи-
лищных проблем граждан».
Начиная с 2004 г. жилищная политика в нашей
стране ориентируется исключительно на ипотечное кре-
дитование. Предполагалось, что ипотека обеспечит
взрывной рост жилищного строительства, а объем еже-
годно выдаваемых ипотечных кредитов в 2010 г. соста-
вит более 1 млн кредитов в год. Так, в «Концепции раз-
вития унифицированной системы рефинансирования
ипотечных жилищных кредитов в России», одобренной
на заседании Правительства Российской Федерации 30
июня 2005 г., было заявлено: «При выполнении постав-
ленной Правительством Российской Федерации (заседа-
ние от 13.05.2004 г. по вопросу формирования рынка
доступного жилья) задачи по достижению к 2010 г. объ-
ема кредитования в размере 344 млрд руб. в год (в ценах
2003 г.) общий объем выданных кредитов накопленным
итогом будет составлять около 1,2 трлн руб. (более 5%
ВВП). Это означает, что к указанному сроку более 3 млн
российских семей улучшат своижилищные условия за счет
ипотечных кредитов, а объем ежегодно выдаваемых ипо-
течных кредитов составит более 1 млн кредитов в год…
Для достижения такой цели при условии доверия бан-
ков к унифицированной системе рефинансирования ипо-
течныхжилищных кредитов и к государству как их партне-
ру в развитии ипотечного рынка необходимо обеспечить
ежегодное трехкратное увеличение объемов ипотечных
кредитов, «выдаваемых на рыночных условиях». В Кон-
цепции отмечалось, что в этом случае в 2010 г. ежедневно
будет выдаваться порядка 4000 кредитов. При условии рав-
номерного развития ипотечного кредитования во всех
субъектах Российской Федерации. Это в среднем составит
40 ипотечных кредитов отдельно в каждом из субъектов
Российской Федерации, это реалистичные объемы, так как
уже в 2004 г. только муниципальное образование г. Уфа с
использованием современных технологий розничного биз-
неса вышло на уровень 35 ипотечных кредитов в день».
Разумеется, эта маниловская мечта провалилась.
Жилищная программа
тов ждали новаторских обоснованных и прорывных ре-
шений, которые вывели бы жилищный сектор из тупика.
К сожалению, эти надеждыне оправдались
1
.
Авторы главы не высказывают открыто своей точки
зрения по поводу стратегии развития ипотечного жи-
лищного кредитования, а лишь констатируют, что в ос-
новном эксперты высказываются за необходимость по-
иска определенного баланса между двумя указанными
крайними сценариями и ограничиваются советами типа:
«Необходимо формирование условий, позволяющих обес-
печить рыночное финансирование ипотеки и удовлетворе-
ние потребностей граждан, которые могут обслуживать
ипотечный кредит, при минимизации господдержки в
целях страхования принимаемых системой ипотечного
кредитования катастрофических рисков и решения жи-
лищных проблем отдельных категорий населения»
2
.
Подводя итог, можно сказать, что решение жилищ-
ных проблем в России требует более глубокого, заинте-
ресованного и ответственного подхода. Предложенный
вариант государственной жилищной политики требует,
на наш взгляд, основательной доработки. ■
1
См. статью: «Не хватает класса» // Эксперт. 2011. № 34.
2
Стратегия-2020. Промежуточный доклад о результатах
экспертной работы по актуальным проблемам социально-эко-
номической стратегии России на период до 2020 года. Глава 14.