Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:15, курс лекций
Суверенитет как признак государства. Государство в политической системе. Принципы права. Функции права. Правовое воспитание. Юридическая обязанность: ее виды и значение. Юридические факты. Юридические свойства Конституции. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.
Статья 67.7. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.
Статья 67.8. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Статья 67.9. Граждане Российской
Федерации в соответствии с федеральным
законом участвуют в
Статья 67.10. Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации несут военную службу в соответствии с федеральным законом.
Статья 67.11. Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.
32. Федеративное устройство РФ.
Российская Федерация, согласно статье 5 Конституции 1993 года, состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.
Российскую Федерацию составляют республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа, являющиеся субъектами федерации.
Только Российская Федерация
вправе обеспечивать целостность и
неприкосновенность своей территории,
следовательно, целостность и
34. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации
Согласно Конституции РФ субъектами Российской Федерации являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации характеризуется следующими основными для всех видов субъектов Российской Федерации моментами:
1) в соответствии со
ст. 5 Конституции РФ республика
имеет свою конституцию и свое
законодательство, а край, область,
город федерального значения, автономная
область, автономный округ
2) каждый субъект Российской
Федерации имеет свою
3) субъект Российской Федерации
имеет свою систему органов
государственной власти. Система
органов государственной
4) каждый субъект Российской
Федерации праве иметь свою
символику флаг, герб, гимн, а также
столицу (центр) субъекта
Конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации, согласно ч. 5 ст. 66 Конституции РФ, может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом (такой закон еще не принят).
В настоящее время субъекты Российской Федерации различаются по наименованию (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа), а также по особенностям конституционно-правового статуса. По данному критерию выделяются три группы субъектов:
1) республики. Конституция
РФ называет республики
2) края, области, города федерального значения. Данные субъекты Российской Федерации вправе иметь свои уставы, устанавливающие наряду с Конституцией РФ их правовой статус.
Определенные особенности имеет статус Москвы, которая в соответствии с ч. 2 ст. 70 Конституции РФ РФ является столицей Российской Федерации. Статус Москвы определяется Законом РФ от 15апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Статус столицы выражается в размещении на территории г. Москвы федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических и консульских представительств иностранных государств. Органы государственной власти Москвы предоставляют в этих цепях земельные участки, здания, помещения, жилищный фонд, жилищно - коммунальные, транспортные и иные услуги. Они также обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий. Затраты г. Москвы, связанные с осуществлением функций столицы Российской Федерации, полностью компенсируются за счет субвенций из федерального бюджета и платежей за предоставляемые федеральным органам, представительствам субъектов Федерации и иностранных государств услуге;
3) автономная область, автономные округа. Автономные образования образованы , как и республики, по национальному принципу и имеют в наименовании субъекта Российской Федерации наименование титульной национальности. В отличие от республик автономные образования не имеют своих конституций (только уставы), своего гражданства, государственного языка. В соответствии с ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.
Существенной особенностью
автономных образований (кроме Еврейской
автономной области и Чукотского
автономного округа) является вхождение
их в состав края или области.
В настоящее время в составе
Тюменской области находятся
Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий
округа, в составе Иркутской области
- Усть-Ордынский Бурятский
35. Органы законодательной власти субъектов РФ.
Законодательные (представительные)
органы в субъектах РФ олицетворяют
народное представительство и
В некоторых регионах
периодически возникают
Республики. Наиболее
распространенными
Конституции закрепляют
их как высшие законодательные
и представительные органы
Представительные органы
в республиках избираются на
основе всеобщего, равного и
прямого избирательного права
при тайном голосовании.
Представительные органы
республик являются
Численный состав парламентов
определяется Конституциями и
законами республик, а,
Руководящие органы представительных
органов республик включают председателя
и его заместителей, избираемых парламентом
или палатой, и некоторых других
лиц (в Саха (Якутия), например, избирается
постоянный Секретарь палаты). В
некоторых республиках
Края, области и другие
субъекты РФ. Представительная система
этих субъектов Федерации
Все основные вопросы
организации и деятельности
Компетенция законодательных
органов довольно широка, она
включает вопросы организации
государственной власти и
Внутренняя организация
и порядок работы
36.Органы исполнительной власти субъектов РФ.\
Исполнительная власть в
субъектах РФ занимает ведущее место
в системе органов