Курс лекций по "Правоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 20:15, курс лекций

Краткое описание

Суверенитет как признак государства. Государство в политической системе. Принципы права. Функции права. Правовое воспитание. Юридическая обязанность: ее виды и значение. Юридические факты. Юридические свойства Конституции. Гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина. Обязанности граждан РФ. Федеративное устройство РФ. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации.

Вложенные файлы: 1 файл

Правоведение.docx

— 93.63 Кб (Скачать файл)

Наконец, следует  отметить и такую особенность  метода административного права, как  безоговорочная, лишенная какой-либо диспозитивности  обязательность выполнения установленных  законом правил, норм, стандартов, требований, запретов и иных предписаний. Причем эта обязательность может касаться всех граждан, например общеобязательность соблюдения правил поведения в общественных местах, правил перехода улиц, либо только специальных субъектов административного права — водителей автомототранспорта, военнослужащих, охотников, должностных лиц и т.д.

Итак, если суммировать  все сказанное о методе административного  права, то его можно определить как  метод “власти и подчинения”, приказа и исполнения, команды  и выполнения. Данный метод административного  права является приоритетным, преобладающим, превалирующим. Но не единственным. Не все отношения в сфере исполнительной власти построены по схеме “власть  — подчинение”, т.е. по вертикали.

В административном праве существует немало ситуаций, когда необходимо регулировать возникающие  так называемые горизонтальные общественные отношения, стороны которых находятся  на одном иерархическом уровне, например два министерства — МПС и МВД. Здесь отсутствует подчиненность, юридический статус характеризуется  полным равенством и ни о каком одностороннем властвовании не может быть и речи.

Вот тогда  и возникает потребность в  иных методах административно-правового  регулирования, в качестве которых  выступают взаимодействие, согласование, координация, соглашение, административный договор и др.

88. Административно-правовой статус  гражданина.

Административно-правовой статус гражданина складывает из четырех  взаимосвязанных подсистем. Прежде всего это административно-правовой статус личности (человека), характеризуемый комплексом прав и гарантий, декларируемых Конституцией РФ, актами международного права, находящими конкретизацию в нормах административного права, и реализуемых посредством участия гражданина в административно-правовых отношениях. Это такие права, как право на жизнь, на равенство перед законом и судом, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, и другие. Вместе с тем, давая характеристику административно-правовому статусу личности, нельзя забывать и комплекса обязанностей, в числе которых можно выделить заботу о сохранении исторического и культурного наследия, сбережение памятников истории и культуры; уплату законно установленных налогов и сборов; сохранение природы и окружающей среды, бережное отношение к природным богатствам.

Особенностью  административно-правового статуса  собственно гражданина является то, что  данный статус включает в себя права  и обязанности, которыми не обладают лица, имеющие гражданство (подданство) иного государства, а также лица без гражданства. Так, только граждане РФ имеют право на равный доступ к государственной службе, могут  занимать определенные должности и  осуществлять определенные виды деятельности, например быть нотариусами, частными детективами, а также обладают конституционным правом на беспрепятственное возвращение на территорию РФ.

Административно правовой статус граждан РФ составляет важнейшую органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией РФ, Законом РФ «О гражданстве  РФ». Содержание административно-правового  статуса гражданина составляют:

А) Комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права.

Б) Гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая  их охрану законом и механизм защиты органами власти.

Административно-правовое положение граждан определяется объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и дееспособность.

Административная правоспособность - установленная и охраняемая административно-правовыми нормами возможность того или иного субъекта приобретать административно-правовые обязанности и права, а также нести юридическую ответственность за их реализацию в сфере государственного управления.

Административная дееспособность является выражением практической способности данного субъекта реализовать свою административную правоспособность в конкретных административно-правовых отношениях.

Субъектами административно-правовых нарушений признаются лица, достигшие 16 лет.

Права и обязанности граждан в сфере  государственного управления

  1. Право граждан участвовать в управлении государством как непосредственно, так и через представителей. Оно подкреплено их правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  2. Право граждан на объединения, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции).
  3. Право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования.
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по судебному решению.

Процесс реализации гражданами субъективных прав и юридических обязанностей предполагает совершение ими определенных действий, которые административным законодательством признаются юридическими. Они могут быть правомерными и  неправомерными. К правомерным относятся  такие, которые направлены на:

А) Фактическое исполнение прав (обучение в университете).

Б) Приобретение законных прав (подача заявления о поступлении в  ВУЗ).

В) Защита нарушенных прав (подача жалобы).

89. Понятие, цели и  особенности административной ответственности.

Административная ответственность  — вид юридической ответственности, который выражается в применении уполномоченными государственными органами или должностными лицами наказаний  к лицам, совершившим административное правонарушение.

Особенности административной ответственности

Национализированность

назначается только за административные проступки

субъектами являются как физические, так и юридические лица

применение административной ответственности  широким кругом уполномоченных лиц

административная ответственность  применяется к неподчиненным  лицам

влечет за собой судимость или  увольнения с работы

   Административная ответственность  имеет две основных цели: защиту (правоохранительная и предупредительная)  правопорядка и воспитание граждан  (правонарушителя и других) в духе  уважения к праву.

90. Понятие и виды административного  наказания.

1. Административное  наказание - установленная государством  мера ответственности за совершение  административного правонарушения. Применяется в целях предупреждения  совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Виды административного наказания:

 предупреждение;

•   административный штраф;

  возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

  конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

•  лишение специального права, предоставленного физическому лицу; ? 

 административный арест;

 административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

•  дисквалификация.

В отношении юридического лица могут  применяться следующие административные наказания:

•   предупреждение;

•   административный штраф;

•   возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного  правонарушения;

 

91. Правила назначения  административного наказания.

1. Главой 4 КоАП РФ предусмотрены следующие общие правила назначения административного наказания:

•   административное наказание  за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных  законом, предусматривающим ответственность  за данное административное правонарушение;

•   при назначении административного  наказания физическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, личность виновного, его  имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность;

•   при назначении административного  наказания юридическому лицу учитываются  характер совершенного им административного  правонарушения, имущественное и  финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и  отягчающие административную ответственность;

•   назначение административного  наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание  было назначено;

•   никто не может нести  административную ответственность  дважды за одно и то же административное правонарушение.

2. При совершении лицом двух  и более административных правонарушений  административное наказание назначается  за каждое совершенное административное  правонарушение.

Если лицо совершило несколько  административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним  и тем же органом, должностным  лицом, наказание назначается в  пределах только одной санкции.

3. Лицо, которому назначено административное  наказание за совершение административного  правонарушения, считается подвергнутым  данному наказанию в течение  одного года со дня окончания  исполнения постановления о назначении  административного наказания.

Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются судом в порядке  гражданского судопроизводства.

 

92. Обстоятельства, отягчающие  и смягчающие ответственность  за административные правонарушения

 

.Согласно ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

•   продолжение противоправного  поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

•   повторное совершение однородного  административного правонарушения;

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

•   совершение административного  правонарушения группой лиц;

  • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

•   совершение административного  правонарушения в состоянии опьянения.

Судья, орган, должностное лицо, назначающие  административное наказание, в зависимости  от характера совершенного административного  правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.

 

. Обстоятельства, смягчающие административную  ответственность.

•   раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

•   предотвращение лицом, совершившим  административное правонарушение, вредных  последствий административного  правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

•   совершение административного  правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при  стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

•   совершение административного  правонарушения несовершеннолетним;

•   совершение административного  правонарушения беременной женщиной или  женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие  дело об админист-ративном правонарушении, могут признать смягчающими и другие обстоятельства.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Курс лекций по "Правоведению"