Муниципальное управление в сфере ЖКХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

Дипломный проект состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты жилищно-коммунального хозяйства, а именно управление муниципальной сферой жилищно-коммунального хозяйства, жилищно-коммунальное хозяйство как важнейшая сфера управления в обществе, управление ЖКХ и возникающие проблемы, зарубежный опыт управления жилищно-коммунальным хозяйством.

Вложенные файлы: 1 файл

Оригинал.docx

— 72.48 Кб (Скачать файл)

1.2 Жилищно-коммунальное хозяйство  как важнейшая сфера управления  в обществе

Жилищно-коммунальное хозяйство  представляет собой важную сферу  жизнедеятельности человеческого  общества. Без его эффективного функционирования невозможно обеспечение нормальных условий существования. Система  ЖКХ должна работать слаженно, постоянно  и с учетом требований населения, оплачивающего соответствующие  услуги.

Среди важнейших направлений  социально-экономических преобразований в стране выделяется реформирование и развитие жилищной сферы, создающей  необходимые условия для жизнедеятельности  человека. Ведущими отраслями в составе  данной сферы являются жилищное строительство  и жилищное хозяйство, которые обеспечивают воспроизводство и содержание жилищного  фонда, а также доведение жилищно-коммунальных услуг до непосредственных потребителей. В России уровень развития жилищной сферы не соответствует предъявляемым  требованиям: возложенные на неё  задачи выполняются далеко не в полной мере, что в значительной степени  влияет на снижении качества жизни  населения. В связи с этим жилищная проблема остается одной из самых  острых социальных проблем в стране. [11]

Жилищная сфера испытывает значительные трудности, связанные  с острым дефицитом финансов, слабой материально-технической базой, недостаточной  квалификацией кадров, отсутствием  продуманной жилищной политики и  недостаточной проработанностью нормативно-правовых аспектов деятельности организаций  в части их взаимоотношений с  органами власти и потребителями.

Система ЖКХ представлена жилыми, общественными зданиями, эксплуатационными, ремонтно-строительными, транспортными, энергетическими и другими предприятиями, которые имеют обширное поле деятельности и от результативности функционирования которых зависит развитие городских объектов и состояние среды обитания жителей города. [29]

Специфика ЖКХ состоит  в его многопрофильности, многоотраслевой структуре, которая требует соответствующих организационно-правовой и экономической основ.

ЖКХ является важнейшей сферой социальной структуры общества. Качество ее функционирования на базе равноправного  существования в данной сфере  всех форм собственности позволяет  создать поле качества экономических  отношений собственников услуг  ЖКХ и создать сетевую среду  для реализации принципов социально-ориентированной  рыночной экономики. [51]

ЖКХ города является самостоятельной  сферой в системе народного хозяйства, основной целью функционирования которой  является удовлетворение потребностей населения и предприятий в  услугах, обеспечивающих нормальные условия  жизни и работы. [54]

В соответствии с предметной областью исследования услуги - целесообразная деятельность человека, результат которой  имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности человека.

Способность удовлетворить  человеческие потребности называется полезностью. Австрийская школа  теории ценности подчеркивает, что  полезность всегда имеет субъективный характер. Все то, что обладает полезностью, принято называть благом (материальные и нематериальные носители полезности, которые служат для удовлетворения потребностей). Услуги ЖКХ представляют собой виды деятельности, работу ЖКХ, в процессе выполнения которых не создается новый, ранее не существовавший продукт, но изменяется качество уже  имеющегося, созданного продукта.

Это блага, предоставленные  не в виде вещей, а виде состояния  функционирования ЖКХ.

Потребность в услугах  ЖКХ возрастает под воздействием интенсивности труда, с необходимостью повышения качества человеческого  капитала, закона возрастания потребностей. [48]

Под действием объективного закона возвышения потребностей развиваются  потребности населения в улучшении  жилищных условий. В семейном бюджете  доля расходов на жилище постоянно  возрастает.

Процесс производства и потребления  большинства услуг ЖКХ совпадает  в производственно-временных координатах. На рынке услуг ЖКХ равенство  спроса и предложения по объему и  структуре оказываемых услуг  должно соблюдаться постоянно. При  этом производству услуг ЖКХ должен предшествовать социальный заказ в  индивидуальной, коллективной или общественной формах, выступающий актом их общественного  признания и гарантом обмена труда. [46]

Из сказанного выше, можно  сделать вывод, что ЖКХ занимает важное место в сфере муниципального управления обществом, так как без  его функционирования невозможно обеспечение  нормальных условий существования  населения.

1.3 Управление ЖКХ и  возникающие проблемы

Управление ЖКХ - комплексная  работа, включающая в себя множество  направлений. От того, насколько качественно  эта работа производится, зависит  уровень комфорта жильцов, потребителей услуг жилищно-коммунального хозяйства. Управляющие компании имеют достаточные  наработки в сфере ЖКХ, разбираются  в различных тонкостях домохозяйствования и готовы взять на обслуживание дом, чтобы сделать жизнь жильцов в нем удобнее и проще.

Муниципальное управление ЖКХ  входит в систему городского самоуправления, является органом управления в сфере  жилищно-коммунального хозяйства. [38]

Основной целью деятельности муниципального управления является формирование и реализация единой отраслевой политики, направленной на создание для населения  безопасных и комфортных условий  проживания в жилищном фонде, создание условий для предоставления коммунальных услуг установленных стандартов качества. [41]

Основные задачи управления ЖКХ:

F организация электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;

F организация содержания  муниципального жилищного фонда;

F создание условий для  управления многоквартирными домами;

F обеспечение функционирования  и развития жилищно-коммунального  хозяйства города. [39]

 

Рис 2. Классическая структура  деятельности жилищного предприятия

Сегодня существует серьезная  нехватка стимулов повышения эффективности  производства и улучшения качества обслуживания. Это вызвано невозможностью в существующих условиях полномасштабного внедрения полноценных договорных отношений в секторе ЖКХ и  плохой финансовой ситуацией, сложившейся  вследствие неэффективной и часто  непрозрачной бюджетной политики и  процесса принятия решений, административных методов хозяйствования. [49]

Стратегическое планирование и современные методы управления внедряются в коммунальной сфере  замедленными темпами, но при этом имеют  важное значение для дальнейшего развития отраслей ЖКХ. Это также приводит к неоптимальному распределению в данной отрасли финансовых ресурсов. Структуры тарифов по-прежнему искажены и не полностью отражают экономически обоснованные затраты коммунальных предприятий. Кроме того, продолжает действовать перекрестное субсидирование. Процедура пересмотра тарифов часто отсутствует, также как и механизмы участия общественности. Это способствует сохранению текущей тяжелой ситуации и препятствует реализации работ по восстановлению и модернизации систем, а также финансовой независимости предприятий ЖКХ

Под методами управления в  широком значении понимаются приемы, способы или образ управленческих действий. Под методами эффективного управления ЖКХ на территории муниципального образования следует понимать совокупность действий, способов и приемов управления по координированию трудовых ресурсов, субъектов и объектов управления, направленных на достижение наилучшего результата в социально-экономической  деятельности. [40]

В качестве субъектов управления в системе ЖКХ выступают частнопредпринимательские  и общественные или муниципальные  организации. Как уже отмечалось, интересы бизнеса и социума не всегда совпадают: частно-хозяйственные интересы находятся в обратно-пропорциональной зависимости с муниципальными интересами: одни стремятся к получению максимальной прибыли, а другие - к общей пользе.

По степени участия  органов местного самоуправления (ОМС) в управлении ЖКХ и выполнении работ и услуг выделяются следующие  методы:

F прямое управление - непосредственно  органами местного самоуправления;

F управление через отделы  ОМС, имеющие самостоятельный  бюджет;

F управление через муниципальные  предприятия и организации;

F муниципально-подрядное, контрактное управление - по муниципальным тарифам частными подрядчиками;

F муниципально-арендное управление - частными арендаторами по своим тарифам с оплатой аренды и присвоением дохода;

F муниципально-концессионное управление - формальная концессия при фактическом сохранении возможности управления за муниципалитетом;

F концессионное управление - частными предприятиями на определенный  срок на договорных условиях;

F частнопредпринимательское  управление приватизированным имуществом. [13]

Выбор конкретного метода управления ЖКХ на территории муниципального образования всегда носит строго индивидуальный характер и зависит  от внешних факторов, местных условий  и ожидаемого эффекта.

Управленческие методики по определению включают совокупность методов, приемов целесообразного  проведения какой-либо деятельности. Различают  общие и специальные управленческие методики. Примером общей методики может служить авторская Методика эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории муниципальных  образований. Она носит комплексный  характер и включает следующие разделы:

F Сущность и социально-экономическая  основа эффективного управления  ЖКХ на территории муниципальных  образований.

F Методы эффективного  управления жилищно-коммунальным  хозяйством на территории муниципальных  образований.

F Комплексный анализ ЖКХ  территории.

F Прогнозирование в системе  эффективного управления ЖКХ.

F Планирование и контроль  в ЖКХ.

F Тарифная политика как  инструмент эффективного управления  ЖКХ.

F Экономико-управленческое  моделирование систем эффективного  управления ЖКХ на территории  муниципальных образований.

F Информационные системы  - фактор повышения эффективности  управления ЖКХ на территории.

F Современные управленческие  технологии в жилищно-коммунальном  хозяйстве.

F Система кадровой политики  в сфере управления жилищно-коммунальным  хозяйством. [15]

Здесь предусматривается  проведение комплексного анализа, позволяющего определить фактическое состояние  дел в ЖКХ на различных уровнях  территориального управления (от муниципального до регионального). Анализ может проводиться как по отдельным составляющим и отраслям жилищно-коммунального комплекса, так и по всему комплексу. В зависимости от объема и параметров анализа определяются количество и качество последующих управленческих решений, предопределяется конечный результат проводимой работы. Объем и параметры анализа - основополагающие в предлагаемых рекомендациях.

Объективная оценка состояния  жилищно-коммунального комплекса  составляет основу для прогнозирования  тенденций. В свою очередь, прогноз  тенденций, вариантов и сценариев  развития - основа для осуществления  оперативного, стратегического и  бизнес-планирования. Освещение этих вопросов - неотъемлемая часть методических рекомендаций.

Процесс планирования и прогнозирования  связан с выбором инструментов, технологий, а в общем смысле - средств эффективного управления ЖКХ. Самые замечательные  и перспективные планы оказываются  неосуществимыми при отсутствии адекватных средств для их выполнения. В методических рекомендациях описываются различные инструменты и средства, способствующие созданию условий для эффективного управления ЖКХ.

Эффективность управления жилищно-коммунальным хозяйством повышается благодаря объективному, системному анализу, хорошей системе  планирования и прогнозирования, адекватно  выбранным средствам, внутренним и  внешним условиям управления, инструментам реализации и уровня квалификации специалистов, осуществляющих реализацию выполнения управленческих задач. [31]

Рассмотрение вопросов кадровой политики, подготовки и переподготовки кадров для сферы ЖКХ предполагает методологическую завершенность комплекса  управленческих мероприятий по достижению эффективного управления жилищно-коммунальным хозяйством на территории.

 

В основу системы управления жилищно-коммунальным хозяйством должны быть положены рациональное разделение функций и организация взаимоотношений  между собственником-домовладельцем, управляющей организацией, подрядными организациями различных форм собственности, осуществляющими обслуживание жилищного  фонда и объектов инженерной инфраструктуры, и органом, уполномоченным осуществлять государственный контроль за предоставлением  населению жилищно-коммунальных услуг  необходимого качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда  независимо от его принадлежности. При выборе варианта управления целесообразно руководствоваться принципом предоставления собственнику - домовладельцу права решать, кто будет обслуживать принадлежащую ему недвижимость, и управлять ею. [7]

Начал функционировать рынок  жилья, изменилась структура жилого фонда по формам собственности. Однако жилищная проблема осталась по-прежнему актуальной, особенно это выражено в системе ЖКХ муниципальных  образований. Суть жилищной проблемы заключается  в острой нехватке жилья, соответствующего нормативным и потребительским  требованиям, для значительной части  населения.

Жилищная проблема имеет  несколько важных аспектов:

Информация о работе Муниципальное управление в сфере ЖКХ