Общественные объединения как юридические лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 21:12, курсовая работа

Краткое описание

Современная общественная жизнь немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий капиталов коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцией юридического лица.
Некоммерческие организации в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации (далее ГК РФ) могут создаваться в виде общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, потребительских кооперативов и других формах, предусмотренных законом.
Таким образом общественные объединения являются одной из разновидностей некоммерческих организаций.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая ГП.docx

— 67.88 Кб (Скачать файл)

 

Введение.

Современная общественная жизнь  немыслима без объединения людей  в группы, союзы разных видов, без  соединения их личных усилий капиталов коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкцией юридического лица.

Некоммерческие организации  в соответствии с Гражданским  Кодексом Российской Федерации (далее  ГК РФ) могут создаваться в виде общественных организаций (объединений), религиозных организаций (объединений), фондов, учреждений, потребительских  кооперативов и других формах, предусмотренных  законом.

Таким образом общественные объединения являются одной из разновидностей некоммерческих организаций.

Тема «Общественные объединения как юридические лица» в настоящее время является актуальной. Вопрос об общественных объединениях рассмотрен на законодательном уровне, так, например, в ГК РФ посвящена статья 117 совместная с религиозной организацией, а также в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», который регулирует общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, возникающие в связи с реорганизацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных отношении. Законом закрепляются порядок создания общественных объединений, их реорганизации и (или) ликвидации, права и обязанности общественных объединений, регламентируются вопросы собственности общественных объединений, управления имуществом, а также определяется ответственность за нарушение законодательства об общественных объединениях.

Появление понятия «общественные  объединения» в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что  и возникновение и эволюция всего  права: развитием и усложнением  социальной организации общества, развитием  экономических отношений, и как  следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного  развития правовое регулирование отношений  с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося гражданского общества, следствием чего, появились юридические лица , включая и общественные объединения.

Цель данной работы заключается  во всестороннем рассмотрении общественных объединений как юридического лица.

Задачей работы является характеристика общественного объединения, раскрытие  критериев его организационно-правовой формы, установления отличительных  признаков юридического лица.

Были использованы следующие методы:

    • сравнительно-правовой;
    • диалектический
    • анализа

 

  1. Общее положение общественных объединений.

Согласно Конституции  Российской Федерации, а именно статьи 30, каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется. Никто  не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или  пребыванию в нем.

В отношениях, регулируемых гражданским правом, наряду с физическими  лицами участвуют юридические лица, включая общественное объединение.

Основу общественных объединений  составляет объединение граждан (физических лиц) на основе  общности интересов.

Целью объединения является удовлетворение нематериальных потребностей. Причем совершенно не обязательно, чтобы  это были потребности какого-то узкого круга лиц ( например, учредителей или членов). Напротив, чаще всего речь идет об удовлетворении потребностей неопределенного круга лиц. Эти два системных признака дают право именовать все эти организации общественными объединениями и предопределяют следующие отличительные особенности некоммерческих организаций данного вида.

Во-первых, они не требуют  от учредителей и участников обязательной передачи имущества, необходимого для  их деятельности и служащего обеспечением требованиям их кредиторов. Хотя участники  во многих случаях принимают на себя обязанность уплаты вступительного и членских взносов (политические партии, общественные организации).

Во-вторых, общественные объединения  обладают специальной правоспособностью. Они вправе осуществлять предпринимательскую  деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Это означает, что право на занятие такой деятельностью должно быть  предусмотрено их учредительными документами. Общественные объединения вправе создавать другие юридические лица – все равно- некоммерческие или коммерческие – или быть их участниками, если это не противоречит предмету и целям их деятельности, предусмотренным в уставе.

В-третьих,  имущество  организации полностью отделено от имущества ее участников (учредителей). Участники (члены) общественных объединений не сохраняют прав на переданное ими этим организациям, что участники не имеют, никаких прав на имущество, остающееся при ликвидации организации после расчетов с ее кредиторами.

В-четвертых, полностью самостоятельной  является и имущественной ответственность  организация. Участники не отвечают по обязательствам организаций, к которых участвуют в качестве их членов, а организации не отвечают по обязательствам своих членов (п.2 ст.117 ГК РФ).1

Содержание права граждан  на объединение, основные государственные  гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются ФЗ от 19 мая 1995 г. №82 – ФЗ «Об общественных объединениях», ГК РФ и рядом других специальных законов : ФЗ от 26 сентября 1997 г. №-ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях», ФЗ от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ « О негосударственных пенсионных фондах».

Основным нормативным  актом, регулирующим правовое положение  общественных объединений является Федеральный Закон от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ « Об общественных объединениях» ( с изменениями от 17 мая 1997г., 19 июля 1998 г.) Действие настоящего Федерального Закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).

Согласно данному закону, под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое, формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности и интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на объединения  включает в себя право создавать  на добровольной основе общественные объединения для защиты общих  интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Основные элементы их гражданско-правового  статуса могут быть сведены к  следующему.

    1. Общественные объединения могут быть основаны на членстве и иметь неопределенный состав участников либо могут не иметь членства. В первом случае речь идет о политических партиях, профессиональных и творческих союзах, добровольных обществах, которые являются открытыми организациями, участие в которых оформляется приемом всякого, кто разделяет цели объединения и признает его учредительные документы. Во втором случае имеются в виду прежде всего религиозные организации, участие в которых никак не оформляется по соображениям свободы совести. К такого рода объединениям относятся также общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности.
    2. Членство в общественных организациях дает право участвовать в деятельности объединения, в том числе в работе его органа, избирать и быть избранными в исполнительные органы  объединения, право на получение информации о деятельности объединения. Обязанностями членов объединения являются уплата вступительного и членских взносов, относящихся по закону к основным источникам финансирования деятельности объединения. Выход из членов (исключение) не порождает никаких имущественных последствий ни для вышедшего, ни для объединения.
    3. Общественные объединения создаются по инициативе не менее чем трех граждан, если иное не предусмотрено федеральными законами об отдельных видах общественных объединений. В число учредителей (членов) общественных объединений допускаются юридические лица, созданные в форме общественных объединений.2

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в  уставном порядке и приобретают  права юридического лица, либо функционируют  без государственной регистрации  и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Граждане имеют право  создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной  власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие  общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Решения о создании общественного  объединения, об утверждении его  устава и о формировании руководящих  и контрольно-ревизионного органов  принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным и осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные действующим законодательством.

Структура общественного  объединения, руководящие и контрольно-ревизионный  органы общественного объединения, территория, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность, условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности  членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство), компетенция и порядок  формирования руководящих органов  общественного объединения, сроки  их полномочий, место нахождения постоянно  действующего руководящего органа устанавливаются  уставом общественного объединения.  

Надзор за соблюдением законов  общественными объединениями осуществляет прокуратура РФ. Орган, принимающий  решения о государственной регистрации  общественных объединений — Министерство юстиции РФ (и его управления в субъектах РФ), осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.

В зависимости от организационно-правовой формы общественные объединения делятся: на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности, союзы (ассоциации) общественных объединений.

По условиям членства общественные объединения бывают с фиксированным (документальным) членством – члены общественных объединений (организаций) имеют членские документы с порядковым номером; с не документальным (свободным) членством – члены общественного объединения не имеют документального подтверждения своей принадлежности к общественному объединению.3

Классификация общественных объединений:

  1. В зависимости от территории деятельности существуют объединения:
    • общероссийские, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории более половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения;
    • межрегиональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории менее половины субъектов РФ, имеют там свои структурные подразделения;
    • региональные – объединения, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с провозглашенными уставными целями на территории одного субъекта РФ;
    • местные – объединения, которые осуществляют уставную деятельность в пределах муниципального образования.
  1. В зависимости от структуры общественные объединения разделяют на:
    • централизованные, в которых органы управления строятся на основе подчинения нижестоящих структурных подразделений вышестоящим;
    • нецентрализованные – не имеющие специальных органов управления, строящие свою деятельность на основе координации деятельности.
  1. В зависимости от способа легализации есть объединения получившие государственную регистрацию, т. е. прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и получившие права юридического лица, и не имеющие государственной регистрации, т. е. не прошедшие регистрацию в учреждениях юстиции и не получившие прав юридического лица.
  1. В зависимости от сферы деятельности существуют:
    • политические;
    • экономические;
    • экологические;
    • культурные;
    • другие общественные объединения.
  1. По социальному значению объединения могут быть прогрессивными, консервативными или реакционными.

Информация о работе Общественные объединения как юридические лица