Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности и порядок осуществления опеки и попечительства
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия опеки и попечительства.
2. Изучить порядок назначения и осуществления опеки и попечительства.
3. Раскрыть особенности опеки и попечительства в городе Омске
4. Проанализировать программы содействия семье в городе Омске
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………... 2
ГЛАВА1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА…………………... ………………………………………………………… ..3
Сущность понятия опека и попечительство…………………………….. 3
Порядок назначения и осуществления опеки и попечительства……..... 5
Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия……………. 9
Выводы…………………………………………………………………………. 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ И ПО-
ПЕЧИТЕЛЬСТВУ В Г.ОМСКЕ ……………………………………………….15
2.1. Опека и попечительство в городе Омске………………………………....15
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образов-
ания детей и поддержки семьи»……………………………………………….17
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку
(попечительство) в городе Омске …………………………………………......19
2.4.Рекомендации по улучшению организации деятельности органов мест-
ного самоуправления по опеке и попечительству……………………………23
Выводы……………………………………………………………………….....30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….. 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 34
Приложение 1. Перечень документов необходимых для установления опе-
ки (попечительства)…………………………………………………………….35
Приложение 2. Социологический опрос на тему: Опека и попечительство..36
Приложение 3. Органы опеки и попечительства Омска и Омской области..37
2.2. Программа поддержки семье на примере государственного образовательного учреждения Омской области «Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи»
По распоряжению Правительства Омской области от 5 марта 2008г. № 29 - рп, в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей детей и оказания психологической поддержки семьям, было создано государственное образовательное учреждение Омской области «Центр дополнительного образования детей и поддержки семьи».
Целями деятельности Центра являются:
1. Всестороннее
удовлетворение
2. Психологическая поддержка семей.
Основные виды деятельности Центра:
По данным видам деятельности педагогический коллектив работает по программам, составленным совместно с Министерством образования Омской области и БОУ ДПО «Институт развития образования Омской области», которые включают в себя следующие формы работы:
Центр
взаимодействует по вопросам, входящим
в его компетенцию, с
Для работы
с районными Комитетами и
Предусмотрены
дополнительные
Для детей
предлагаются занятия с
ГОУ ОО
«Центр дополнительного
На сегодняшний день Центр сопровождает 308 приёмных семей, созданных в 27 муниципальных районах Омской области и городе Омске, а также семьи опекунов и попечителей по запросу. С органами опеки и попечительства этих районов заключены договоры о взаимодействии по вопросам жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Сопровождение представляет собой систему взаимосвязанных видов деятельности, таких как:
• пропаганда замещающей семьи как одной из форм устройства ребёнка, оставшегося без попечения родителей;
• подготовка кандидатов в замещающие родители;
• оказание помощи замещающим семьям
С появлением подопечного ребенка в семье появляются проблемы, связанные с адаптацией ребенка (стресс, провокация, агрессивность против кровных детей и др.), с непониманием поведения ребенка, ложью, воровством, трудностями в обучении, девиантным поведением, гиперактивностью.
Поэтому решение о принятии ребенка в семью - это серьезный шаг, требующий подготовки будущих родителей.
У многих замещающих
родителей отсутствует
Опыт работы показал, что проведение подготовительных занятий с семьями до того, как они возьмут к себе ребенка, положительно отражается на результатах: уменьшается число неудачных попыток образования замещающей семьи, возникает меньше проблем и осложнений в процессе вхождения ребенка в семью и его дальнейшего воспитания и развития.
Вся деятельность Центра направлена на сохранение семьи, на формирование ответственного родительства, в том числе, посредством индивидуальной работы с семьями.
2.3. Методические рекомендации для лиц, желающих оформить опеку (попечительство) в городе Омске
Мною был проведен социологический опрос населения на тему опеки и попечительства (приложение 2). По итогам опроса можно сделать выводы, что лишь небольшая часть опрошенных (23%) могли бы взять под опеку ребенка. Предпочтения больше всего отдаются мальчикам, в возрасте до 6 лет. Детей с отклонениями в физическом или психическом развитии никто из мною опрошенных бы не взял бы под опеку или попечительство.
В современных условиях жизни, большая часть населения не имеет правовой грамотности и не всегда знает, как поступить в той или иной ситуации, и не всегда люди знают, куда обратится за получением квалифицированной помощи не только для оформления опеки, но и для получения другой помощи (методической, материальной и др.). Поэтому мною разработаны методические рекомендации в целях организации помощи людям, которые желают оформить опеку или попечительство, они раскрывают основные положения опеки (попечительства) Омска и Омской области.
Методические рекомендации
Основные положения:
3. Ответственность опекунов и попечителей:
3.1. Опекуны несут ответственность по сделкам, совершенным от имени подопечных, в порядке, установленном гражданским законодательством.
3.2. Опекуны и попечители отвечают за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, в соответствии с предусмотренными гражданским законодательством правилами об ответственности за причинение вреда.
3.3. При обнаружении ненадлежащего исполнения опекуном или попечителем обязанностей по охране имущества подопечного и управлению имуществом подопечного (порча, ненадлежащее хранение имущества, расходование имущества не по назначению, совершение действий, повлекших за собой уменьшение стоимости имущества подопечного, и другое) орган опеки и попечительства обязан составить об этом акт и предъявить требование к опекуну или попечителю о возмещении убытков, причиненных подопечному.
3.4. Опекуны и попечители несут уголовную ответственность, административную ответственность за свои действия или бездействие в порядке, установленном соответственно законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
4. Порядок
оформления опеки (
4.1. Посещение органов опеки и попечительства по своему месту жительства для получения консультации по вопроса принятия ребенка в семью.
4.2. Обход врачей, сбор справок и подготовка документов для предоставления их в органы опеки и попечительства.
4.3. Предоставление собранных документов в органы опеки, рассмотрение документов и обследование специалистом органа опеки и попечительства жилищно-бытовых условий кандидата.
4.4. Подача заявления с просьбой о выдаче заключения о возможности быть усыновителем, опекуном или приемным родителем
4.5. Получение заключения и постановка на учет в качестве кандидата на принятие ребенка в свою семью на выбранную форму устройства.
4.6. Знакомство с анкетами детей и конфиденциальной информацией о детях, выбор ребенка и получение направления на посещение ребенка по месту его фактического нахождения.
4.7. Если на территории района (города) вашего проживания нет детей, которых Вы могли быть принять в семью, Вы можете обратиться в региональный банк данных или осуществлять поиск ребенка самостоятельно в органах опеки и попечительства других регионов.
2.4. Рекомендации по улучшению организации деятельности органов местного самоуправления по опеке и попечительству.
В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ Д.А.Медведев подчеркнул, что государству жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства, и уделил этой теме главное внимание.