Особенности гражданско-правового статуса государственного образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 21:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является выявление теоретических и практических проблем правового регулирования государственного образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….7
1.1.Понятие образовательного учреждения, его признаки…………………7
1.2. Учредители и учредительные документы образовательного
учреждения………………………………………………………………...…16
1.3. Особенности финансирования и управления образовательным
учреждением…………………………………………………………..……..20
2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………….……25
2.1. Порядок создания образовательного учреждения……………. ……25
2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждений
образования……………………………………………………………… ….31
3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………… …..41
3.1. Правомочия образовательного учреждения в отношении
закрепленного за ним имущества………………… ……………43
3.2. Правомочия образовательного учреждения в отношении имущества,
полученного в результате осуществления приносящей доход
деятельности 52
4. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО
ЗАВЕДЕНИЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ…………………… .….63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… ..71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74

Вложенные файлы: 1 файл

диплом 2.doc

— 392.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской федерации

Федеральное агентство по образованию

Курганский  государственный университет

 

 

Юридический факультет

Кафедра Гражданско-правовых дисциплин

 

 

Особенности гражданско-правового  статуса государственного образовательного учреждения

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Студент группы ЮЗ-5817вв                                                            Ю.В. Потанина

 

Специальность – Юриспруденция / 030501/

 

Руководитель                                                                                    И.В. Блохина

 

Заведующий кафедрой                                                                     Т.Ю. Майборода

К.ю.н., доцент

 

 

 

Курган 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…….3

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ….7

1.1.Понятие образовательного учреждения, его признаки…………………7

1.2. Учредители и учредительные документы образовательного

учреждения………………………………………………………………...…16

1.3. Особенности финансирования и управления образовательным

учреждением…………………………………………………………..……..20

2. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ, ЛИКВИДАЦИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ…………………………….……25

2.1. Порядок создания образовательного учреждения…………….  ……25

2.2. Особенности реорганизации и ликвидации учреждений

образования……………………………………………………………… ….31

3. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО 

УЧРЕЖДЕНИЯ………………………………………………………      …..41

3.1. Правомочия образовательного учреждения в отношении

закрепленного за ним имущества…………………                 ……………43

3.2. Правомочия образовательного учреждения в отношении имущества,

полученного в результате осуществления приносящей доход 

деятельности                                                                                                    52

4. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ УЧЕБНОГО

ЗАВЕДЕНИЯ ПО СВОИМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ…………………… .….63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………   ..71

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………74

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Образовательные учреждения, являясь  некоммерческими организациями, выступают  достаточно активными субъектами различных по характеру общественных отношений. Причем весьма значительная их часть составляет организационно-экономическую основу деятельности образовательных учреждений, предмет которых вызывает известные трудности в их регулировании, предполагающем применение норм различных отраслей права.

Наличие несвойственных учреждениям  совокупности прав коммерческих организаций, отдельных правовых режимов у  юридических лиц в образовательной сфере объясняется особым правовым статусом таких учреждений, определенными законодательными принципами регулирования их деятельности. Между тем в практике функционирования образовательных организаций отдельные их права трактуются различно, что требует, в целях соблюдения законодательства в сфере деятельности образовательных учреждений, учета их фактической правоспособности с позиции судебных органов.

В российском законодательстве и в научной литературе отношение  к понятию «гражданско-правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Не вдаваясь в тонкости научных споров между представителями теоретической и отраслевых юридических наук, под правовым статусом образовательного учреждения я буду рассматривать совокупность правовых норм, устанавливающих его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей.

Изучение правового  положения образовательных учреждений в настоящее время представляется весьма актуальным, поскольку обусловлено рядом  существенных проблем, связанных с  их деятельностью, и взаимоотношениями этих юридических лиц с собственниками их имущества. Актуальность исследования объясняется и тем, что современное учреждение, будучи изначально организацией, нацеленной на решение социальных задач, становится участником предпринимательских отношений, что приводит к некой его дуалистичности, размыванию его правовой природы как некоммерческой организации. Это вызвано рядом объективных факторов, в том числе дефицитом государственного бюджета, в силу которого признается возможность частичного самофинансирования учреждений и их допуск к предпринимательской деятельности.

Основу правового статуса  учреждения составляют положения Гражданского кодекса РФ, который весьма кратко устанавливает данный статус, поскольку предполагается, что особенности правового статуса учреждений отдельных видов, в том числе образовательных, должны определяться законом и иными правовыми актами. При этом отсутствует внутренняя согласованность в законодательстве о некоммерческих организациях, к которым относятся образовательные учреждения. Это проявляется, в том числе и в том, что специальное законодательство не всегда соответствует ГК РФ. Поэтому анализ специального законодательства, устанавливающего статус образовательного учреждения, дает возможность, с одной стороны, выявить недостатки законодательства и наполнить более конкретным содержанием сам институт учреждения, а, с другой стороны, выявить эффективность его использования в образовательной сфере.

В российской правовой науке  проблемы правового регулирования образовательных учреждений достаточно хорошо изучены в административно-правовом аспекте. Примером тому могут служить научные исследования профессора Г.А. Дороховой, профессора В.И. Шкатулла и других. В то же время гражданско-правовой статус образовательного учреждения изучен мало. Отсутствуют не только специальные глубокие научные исследования, но и научно-популярная литература, посвященная участию образовательного учреждения в гражданском правоотношении. Данной проблеме посвящены работы видных российских теоретиков права и цивилистов, таких как М.И. Брагинский, А.В. Венедиктов, В.Н. Зенков, В.А. Кириловых, Г.Б. Леоновой,  В.И. Шкатулла и других.

Объектом исследования служит государственное образовательное  учреждение как субъект гражданских правоотношений.

Предметом исследования является гражданско-правовой статус государственного образовательного учреждения. Этот предмет устанавливает необходимые границы исследования, включая в них разработку определения образовательного учреждения на основе общего понятия данной разновидности юридического лица и тех особенностей, которые обусловлены его функциональным назначением, исследование таких его характеристик, как порядок создания, реорганизации, ликвидации, гражданская правосубъектность, имущественный статус и ответственность.

Целью исследования является выявление теоретических  и практических проблем правового  регулирования государственного образовательного учреждения как субъекта гражданского права, попытка наметить пути их разрешения, изучение состояния правовой базы такого регулирования и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере образования.

Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Раскрыть понятие образовательного учреждения и его основные признаки.

2. Определить  круг лиц, обладающих правом быть учредителем государственного образовательного учреждения, права и обязанности учредителя, порядок назначения руководителя образовательного учреждения.

3. Дать оценку  составу и содержанию учредительных  документов образовательного учреждения.

4. Раскрыть особенности  финансирования и управления  государственным образовательным  учреждением.

5. Рассмотреть  процедуру создания государственного  образовательного учреждения как юридического лица.

6. Изучить способы  реорганизации образовательного учреждения, основания и процедуру его ликвидации.

7. Охарактеризовать правомочия образовательного учреждения в отношении закрепленного за ним имущества.

8. Рассмотреть правомочия образовательного учреждения в отношении имущества, полученного в результате приносящего доход деятельности.

9. Выявить особенности  гражданско-правовой ответственности  государственного учебного заведения по своим обязательствам

Методологической  основой в данной работе является диалектический метод как общефилософский метод познания. Наряду с ним в работе применялись присущие юридической науке частные методы исследования: историко-правовой, сравнительно-правовой, экономико-правовой, формальнологический, а также различные способы неофициального толкования нормативных актов.

Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, нормативно-правовые акты федерального и регионального уровней, акты официального (постановления и определения Верховного суда РФ) и неофициального (комментарии различных исследователей) толкования норм, касающиеся вопросов регулирования статуса государственных образовательных учреждений, материалы судебной практики, специальная литература, периодические печатные издания, методическая литература и другие источники.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, включающих восемь параграфов, заключения и списка использованных источников.

 

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

1.1. Понятие образовательного  учреждения, его основные признаки

В последние  годы появление в нашем гражданском законодательстве новых организационно-правовых форм юридических лиц, в частности хозяйственных обществ и товариществ, незаслуженно отвлекло внимание исследователей от известной ранее правовой конструкции юридического лица – учреждения. А между тем, учреждение является довольно распространённым субъектом гражданского правооборота, особенно в сфере образования.

В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением  признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично.[1.2]

Образовательным же признаётся учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона «Об образовании»).

Для признания  учреждения образовательным также  необходимо, чтобы оно обладало следующими признаками:

а) было зарегистрировано как образовательное учреждение;

б) осуществляло реализацию одной или нескольких образовательных программ. Образовательная  программа определяет содержание образования  определенных уровня и направленности. В Российской Федерации реализуются общеобразовательные и профессиональные образовательные программы. [1.11]

Образовательное учреждение является юридическим лицом  и отвечает требованиям статьи 48 ГК РФ, которые в свою очередь могут быть обозначены как «дополнительные» признаки образовательного учреждения. Признаки эти следующие:

1. Учреждение имеет в оперативном управлении обособленное имущество (закреплённое за ним собственником, учредителем);

2. Учреждение имеет самостоятельный баланс и смету;

3. Учреждение выступает в суде, арбитражном суде и третейском суде от своего имени, то есть может быть истцом и ответчиком;

4. Учреждение обладает организационным единством, закреплённым в его уставе, определяющим его структуру и деятельность как самостоятельного целого образования;

5. Учреждение самостоятельно отвечает по своим требованиям и обязательствам, закреплённым за ним имуществом. [2.22; с. 34]

Также образовательному учреждению, для осуществления в  полной мере прав юридического лица, необходимо иметь расчетный счет. Наличие такого счета необходимо для участия в судах в качестве истца или ответчика, заключения договоров.

Для производства различного рода финансовых расчетов образовательному учреждению не обязательно иметь в своем штате бухгалтера. Достаточно заключить соответствующий договор с централизованной бухгалтерией, если она является юридическим лицом или с органом управления образованием, если эта бухгалтерия является его структурным подразделением. Как правило, большинство общеобразовательных учреждений заключают такие договоры, а высшие учебные заведения имеют свою бухгалтерию. [1.20]

Как следует из Закона РФ «Об образовании» (ст.ст. 11-1, 12), организации - юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаваться только как некоммерческие организации. Тем самым законодатель определил в качестве основной цели образовательных организаций не извлечение прибыли, а осуществление образовательного процесса.

Следует обратить внимание на обстоятельство, вследствие которого Закон об образовании допускает  создание негосударственных образовательных организаций в организационно-правовых формах некоммерческих организаций, а Закон о высшем образовании (п.1 ст. 8) прямо устанавливает ограничения для формы высшего учебного заведения, реализующего образовательные программы высшего профессионального образования. Оно может быть создано лишь как образовательное учреждение. Тем самым, закон, исходя из смысла самой нормы, подразумевает под образовательным учреждением определенную организационно-правовую форму и не допускает создание вузов в иных формах некоммерческих организаций. Учитывая, что образовательное учреждение как организационно-правовая форма не обладает достаточной имущественной самостоятельностью, С.В. Куров считает, что было бы более целесообразным предусмотреть в законе и иные формы, в которых могут существовать высшие учебные заведения, но обладающие большей свободой.

Информация о работе Особенности гражданско-правового статуса государственного образовательного учреждения