Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

Задачи, которые при этом необходимо выполнить следующие. Во-первых, рассмотреть виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией. Во-вторых, проанализировать договорные обязательства, существующие на оптовом рынке электроэнергии и мощности, и, наконец, в-третьих, продемонстрировать специфику договоров, заключаемых на розничном рынке электроэнергии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..….3
Виды договоров, оформляющих снабжение электроэнергией……………………...5
Нормативная база ТЭК………………………………………………………....5
1.2. Договор энергоснабжения………………………………………………………9
Договоры, заключаемые на оптовом рынке электроэнергии и мощности………..14
Договоры, заключаемые на розничном рынке электроэнергии……………………26
Заключение……………………………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему энергетика.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Порядок получения  юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе:

- проведение  мероприятий технического характера,  необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка;

- проведение  иных мероприятий, предусмотренных  правилами оптового рынка;

- вступление  в члены совета рынка и подписание  договора о присоединении к  торговой системе оптового рынка.

Необходимо  отметить, что Федеральным Законом от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по реформированию Единой энергетической системы России»24 были внесены изменения и дополнения в ст. 33 ФЗ «Об электроэнергетике», касающиеся особенностей правового статуса коммерческой инфраструктуры оптового рынка.

«Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода» (далее - Правила  оптового рынка), принятые Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2003 г.25, предусматривают на оптовом рынке электроэнергии РФ два основных сектора: сектор свободной торговли и регулируемый сектор.

Сектор свободной  торговли включает в себя две основные системы ценообразования и взаимодействия субъектов оптового рынка, которые являются своеобразными подсистемами торговой системы оптового рынка, предусматриваемой ФЗ «Об электроэнергетике». Во-первых, это система купли-продажи электроэнергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и производителей электрической энергии по терминологии п. 1 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике» (конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед – пп. «в» п. 3 Правил оптового рынка) или, так называемый, спотовый рынок. Во-вторых, это система двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии. Кроме того, Правилами оптового рынка могут быть предусмотрены иные способы реализации электроэнергии.

В основу системы  торговли электроэнергией по результатам  отбора ценовых заявок покупателей  и производителей электрической  энергии была положена модель единого оптового продавца электроэнергии. Главная особенность данной модели состоит в том, что центральное место в ней занимает оптовый продавец («унифицированная сторона по сделкам»), в роли которого выступает Закрытое акционерное общество «Центр финансовых расчетов» (далее - ЗАО «ЦФР»). «Данная модель была заимствована из скандинавского Nord Pool, где многие контракты исполняются с помощью клирингового дома «NEC (Nordic Electricity Clearing)», который становится официальной стороной договора как для покупателя, так и для продавца, чтобы свести к минимуму риск неплатежеспособности участников рынка»26.

Можно сделать вывод, что в секторе свободной торговли оптового рынка электроэнергии существует договорная конструкция, направленная на приобретение электроэнергии результатам отбора ценовых заявок покупателей и производителей электрической энергии (конкурентный отбор ценовых заявок на сутки вперед), видообразующими признаками которого являются:

- особый субъектный  состав. Стороной данного договора, осуществляющей передачу прав на электроэнергию, всегда является оптовый продавец (ЗАО «ЦФР»);

- особая процедура  заключения данного договора. Данные  договоры заключаются централизованно:  необходимой предпосылкой их  заключения является подача ценовых (ценопринимающих) заявок;

- особый порядок  выработки условий договора. Стороны  данного договора лишены возможности  самостоятельно определять условия  заключаемого договора о количестве  и цене реализуемой электроэнергии. Эти условия определяются ОАО  «АТС» (организацией, не являющейся стороной заключаемых договоров).

С учетом данных особенностей рассматриваемого договора он может рассматриваться как  «подвид договора купли-продажи  лишь с точки зрения типа правовой конструкции и правовых целей  договора, поскольку большинство правил § 1 гл. 30 ГК к нему неприменимо. Поэтому в данном случае речь идет о специальном промышленно-отраслевом договоре, заключаемом на основе принципов частного права и являющемся результатом реализации принципа п. 2 ст. 421 ГК РФ»27. Его специальный характер связан с тем, что он не представляет собой какой-то общей договорной модели, является единичным договорным институтом, призванным урегулировать узкую сферу отношений по реализации электроэнергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и производителей электрической энергии в секторе свободной торговли оптового рынка, и заключается по утверждаемой НП «Совет рынка» стандартной форме.

Другой формой торговли электроэнергией, представляющей собой альтернативу биржевой по своему экономическому механизму торговли электроэнергией в опотовом рынке, является система двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии.

Наименование  договора отражает его экономическую  специфику и характеризует порядок  его заключения. «Учитывая, что цивилистическое  понимание двусторонних договоров  подразумевает совершенно иную их характеристику (договоры как обязательства подразделяются на двусторонние и односторонние), следует признать более корректным называть данные договоры прямыми»28.

По данному  договору продавец обязуется продать  покупателю электрическую энергию  в определенном количестве и определенного  качества, а покупатель обязуется принять и оплатить электрическую энергию на условиях заключенного в соответствии с правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков договора (ст. 3 ФЗ «Об электроэнергетике»).

В рассматриваемом  договоре должны указываться: объем поставки электрической энергии; группы точек поставки и потребления, в которых осуществляется производство и потребление (покупка) договорного объема электрической энергии; группа точек поставки, в которых переходит право собственности на электрическую энергию, поставляемую по двустороннему договору; срок, в течение которого осуществляется поставка по двустороннему договору; указание на порядок определения почасового графика поставки договорного объема электроэнергии.

Продавцы электроэнергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки. Для обеспечения учета и исполнения обязательств по прямым договорам и внутреннего потребления электрической энергии субъектом оптового рынка стороны данных договоров подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении. Объем производства электроэнергии, указанный в данных долгосрочных уведомлениях и принятый на оптовом рынке направляется на обеспечение исполнения обязательств по заключенным двусторонним договорам (абз. 13 п. 2 ст. 32 ФЗ «Об электроэнергетике»).

При необходимости  эти организации могут уточнять объем электрической энергии  посредством подачи заявок в соответствии с Правилами оптового рынка.

В соответствии с п. 73 Правил оптового рынка свободные  договоры, а также их изменения  регистрируются организацией коммерческой инфраструктуры в порядке, определенном договором о присоединении к  торговой системе оптового рынка, с  целью их учета при определении обязательств (требований) участников оптового рынка.

Рассмотренные особенности прямого договора на оптовом рынке позволяют считать  его самостоятельной разновидностью договора купли-продажи (§ 1 гл. 30 ГК РФ). Его содержание, субъектный состав, порядок заключения и исполнения не позволяют идентифицировать его с известными подвидами договора купли-продажи; впрочем, в этом даже нет острой необходимости, поскольку в соответствии с п. 2 ст. 3 ГК РФ является центральным, но не единственным законодательным актом, регулирующим гражданско-правовые отношения. Так, В.В. Витрянский считает невозможным относить договоры между субъектами оптового рынка к договорам энергоснабжения или его разновидностям. Он справедливо указывает, что такие договоры «должны регулироваться самостоятельно, в том числе и постановлениями Правительства РФ»29.

Система оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике  включает в себя комплекс мер по централизованному управлению технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок потребителей в пределах Единой энергетической системы России и технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, осуществляемому субъектами оперативно-диспетчерского управления, уполномоченными на осуществление указанных мер в порядке, установленном ФЗ «Об электроэнергетике».

Субъектами  оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике являются:

системный оператор - специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой;

иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике - организации, осуществляющие оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике в пределах технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем и уполномоченные на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой в пределах зон диспетчерской ответственности соответствующих субъектов оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике.

Системный оператор Единой энергетической системы России выступает центральной фигурой в оперативно-диспетчерском управлении, поскольку является специализированной организацией, осуществляющей единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченной на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Перечень организаций, осуществляющих оперативно-диспетчерское  управление в электроэнергетике, их структура и зоны диспетчерской ответственности определяются правилами оперативно-диспетчерского управления, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

 

Следует заметить, что обеспечение надежного энергоснабжения  и экономической эффективности оперативных диспетчерских команд и распоряжений является приоритетом при осуществлении оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике. Условием любых действий системного оператора и иных субъектов оперативно-диспетчерского управления является выбор экономически наиболее эффективного решения, которое обеспечивает безопасное и безаварийное функционирование технологической инфраструктуры электроэнергетики и качество электрической энергии, соответствующие требованиям технических регламентов и иным обязательным требованиям, установленным иными нормативными актами.

Субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных  территориальных электроэнергетических  системах осуществляют оперативно-диспетчерское  управление в электроэнергетике в пределах зон своей диспетчерской ответственности. В пределах указанных зон они вправе принимать решения в форме оперативных диспетчерских команд и распоряжений, связанных с осуществлением функций по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и обязательных для исполнения субъектами электроэнергетики и потребителями электрической энергии с управляемой нагрузкой.

Гражданско-правовой формой оказания услуг оперативно-диспетчерского управления является договор. Заключение договоров оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике между субъектами электроэнергетики и системным оператором является обязательным для обеих сторон, при этом системный оператор не вправе отказать в заключении такого договора, что позволяет его квалифицировать как публичный договор (ст. 426 ГК РФ). Договор оказания данных услуг заключается субъектами оптового рынка до заключения ими договора оказания услуг по передаче электрической энергии с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью (п. 2 ст. 16 ФЗ «Об электроэнергетике).

Участники оптового рынка, подписавшие договор о  присоединении к торговой системе, осуществляют реализацию (приобретение) электроэнергии в регулируемом секторе  и на основании трехсторонних договоров, заключаемых при участии ЦФР. По такому договору продавец обязуется поставлять электрическую энергию в регулируемый сектор, а покупатель - принимать электрическую энергию в регулируемом секторе и оплачивать продавцу ее стоимость. При этом ЦФР обязуется оказывать участникам оптового рынка услугу, в содержание которой входят формирование плановой и фактической схем платежей, направление участнику регулируемого сектора счета-извещения или счета-требования, посредством которого производится окончательный расчет за фактический объем электрической энергии и мощности, поставленный (купленный) по договору в расчетном периоде (равном одному календарному месяцу)»30.

Помимо двух основных секторов торговля электрической  энергией и мощностью на оптовом рынке осуществляется с использованием следующих механизмов:

- торговля электрической  энергией в объемах, соответствующих  отклонениям, по свободным (нерегулируемым) ценам, определяемым по соглашению  сторон в двусторонних договорах  (свободные договоры купли-продажи отклонений);

Информация о работе Особенности заключения, исполнения и ответственности отдельных видов договоров в сфере энергетики