Ответы конституционное право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 23:26, реферат

Краткое описание

Федерация – это одна из форм государственного единства. Федерация является сложным государством, которое состоит из нескольких федеральных образований. Федеральные образования могут участвовать в решении государственных вопросов.
Федеративная природа РФ отличается следующими признаками:

Вложенные файлы: 1 файл

OTVET_NA_VOPROS_PO_KONSTITUTsIOONNOMTs_PRAVU.doc

— 455.50 Кб (Скачать файл)

В области экономического и социально-культурного строительства к совместному ведению относятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами и другими природными ресурсами: разграничение государственной собственности; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Российская Федерация и автономии в ее составе совместно ведают общими вопросами воспитания, образования, науки,культуры и спорта, охраной памятников истории и культуры, координацией вопросов здравоохранения; защитой семьи, материнства и детства; социальной защитой, включая социальное обеспечение.

Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 76), по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Все полномочия государственной власти, не отнесенные к ведению федеральных органов государственной власти и к совместному ведению федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономий, осуществляются органами государственной власти автономной области, автономных округов самостоятельно в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Они составляют исключительные полномочия органов государственной власти автономий.

47) Статус государственного языка. Языковое равноправие.

Государственный язык РФ – русский язык.

РФ является многонациональным государством, поэтому Конституция РФ закрепляет право народов России на своей территории использовать и изучать в образовательных учреждениях, помимо русского языка, национальный язык, оформлять документы, помимо русского языка, и на языке соответствующего народа России.

Республики в составе РФ могут устанавливать свои государственные языки в целях сохранения своих исторических традиций.

РФ охраняет право народов РФ на использование и сохранение своих языков, поэтому в РФ недопустимы: 1) пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку; 2) создание препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков; 3) иные нарушения законодательства РФ о языках народов России.

В РФ действует ряд принципов сохранения языков народов России: 1) языки народов РФ являются национальным достоянием РФ; 2) языки народов РФ находятся под защитой государства; 3) государство на всей территории РФ способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Главным конституционным принципом сохранения языков народов России является их равноправие, т. е. все народы России вправе в равной степени обеспечивать сохранение и использование своего родного языка. Этот принцип обеспечивает равные права всех народов и отдельных их представителей на сохранение и всестороннее развитие родного языка, свободу выбора и использования языка общения. Право на сохранение национального языка и всестороннее его развитие, свободу выбора и использования языка общения принадлежит всем народам РФ независимо от их численности и их отдельным представителям независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии и места проживания. Субъекты РФ вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты о защите прав граждан на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

48) Административно-территориальное  устройство: понятие, принципы, порядок  изменения.

Административно-территориальное устройство государства – это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

Административно-территориальное устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты Федерации.

В Российской Федерации административно-территориальное устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

Важнейший из них – экономический принцип, требующий при образовании административно-терригориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения и состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в области хозяйственного и социального развития соответствующих территорий.

В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, большую роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

Успешное решение местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять повседневные нужды и запросы людей, опираться на их помощь. Поэтому максимальное приближение как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

Действующая в настоящее время в субъектах Российской Федерации система административно-территориальных единиц сложилась в основном в годы советской власти, когда созданное еще Екатериной II административно-территориальное деление Российской империи (губерния – уезд – волость) было постепенно заменено новыми административно-территориальными единицами, которыми стали в Российской Федерации область (край) – округ – район, а затем (после ликвидации округа) область (край) – район.

 

49) Понятие и соотношение избирательного  права, избирательной системы, избирательного  процесса.

Понятие избирательного права существует в 2-х аспектах: (1) нормативный или позитивный аспект – это часть отрасли государственного права, которая регулирует отношения в ходе избирательной компании; (2) Это подотрасли государственного права, которая регулирует отношения: по реализации субъектом избирательного права и по организации и подготовке и проведения выборов. Субъект избирательного права – это мера поведения, принадлежащая конкретному лицу, разделяется на 2 части: активная (право избирать в органы представительного права) и пассивная (право быть избранным в органы представительного характера). 

Активное и пассивное избирательное право принадлежит не всем, существуют некоторые общие требования для обладания ими: 

1) наличие гражданства (в  виде исключения выбирать могут  иностранные граждане, но только  с разрешения местной администрации  и в ее рамках). 

2) Достижение определенного  возраста (для реализации пассивного права на выборах в местные органы – 18 лет, в федеральные органы – 21 год и т.д.) 

3) Дееспособность, которая  определяется по 2-м критериям: медицинский  и юридический. Ограниченная дееспособность  избирательного права не ограничивает. 

4) Ценз оседлости при реализации пассивного права (не более 1 года, исключение для президента - 10 лет). 

5) Не могут реализовать  свое избирательное право лица, осужденные к лишению свободы, по вступлению в законную силу  приговора суда. Но даже до  снятия судимости после отбытия наказания может баллотироваться на любую должность. В определении понятия избирательной системы единства мнений нет. 

 

Избирательная система это: 

1) то же самое, что и  избирательное право, т.к. избирательная  система закреплена в юридических нормах; 

2) общественные отношения, а избирательное право – это  нормы, которые закрепляют данные  общественные отношения. Вторая  позиция, по мнению лектора, более  правильная, т.к. она показывает отражение  предмета и сам предмет. Специалисты  по государственному праву зарубежных стран считают избирательную систему способом подсчета голосов и определения результатов выборов. 

Лектор с этим мнением также согласен. Самое правильное определение на основе теории целостности социальных систем будет следующим – избирательная система это взаимосвязанная интегративная совокупность элементов (механизм по реализации субъектами избирательного права), возникающие между ними отношения и регулирующие эти отношения нормы. Избирательное право это элемент избирательной системы.

 

Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми считаются: 

1) принцип гласности; 

2) принцип проведения выборов  избирательными комиссиями; 

3) территориальный принцип  организации выборов (выборы проводятся  по территориальным избирательным  округам); 

4) принцип государственного  финансирования выборов (в РФ  смешанное финансирование [помимо  финансов, которые дает кандидатам  на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). 

 

Краткая характеристика каждого из принципов. 

Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним участвуют в голосовании, может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами. Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ). 

Прямое избирательное право - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируют нижестоящие органы представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас - так формируется Совет федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков. Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль (нарушения могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата обещая за это деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам)

 

Избирательный процесс - это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов.

Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

1) назначение выборов;

2) регистрация избирателей и составление списков избирателей;

3) образование избирательных  округов и избирательных участков;

4) образование избирательных  комиссий;

5) выдвижение и регистрация  кандидатов;

6) предвыборная агитация;

7) голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования;

8) возможный второй тур  голосования или новые выборы;

9) определение итогов выборов.

 

50) Принципы избирательного права, формы их реализации.

 

Основные принципы избирательного права это всеобщность, равенство и прямое избирательное право. К этим принципам иногда прибавляют тайное голосование. Менее значимыми считаются: 

1) принцип гласности; 

2) принцип проведения выборов  избирательными комиссиями; 

3) территориальный принцип  организации выборов (выборы проводятся  по территориальным избирательным округам); 

4) принцип государственного  финансирования выборов (в РФ  смешанное финансирование [помимо  финансов, которые дает кандидатам  на предвыборную агитацию государство, они могут тратить собственные  деньги или деньги фонда кандидата или партии], при допущении смешанного рефинансирования). 

 

Краткая характеристика каждого из принципов. 

Принцип всеобщего избирательного права - в соответствии с ним участвуют в голосовании, может участвовать все дееспособное население государства с минимальными цензами. Принцип равного избирательного права - все участвуют в выборах наравне с другими. Этому принципу противоречит раздельное финансирование выборов, т.к. при нем преимущество получает тот, у кого больше денег. Этот принцип нарушают те, кто избирается с государственной должности. Нередко лица в таком положении воздействуют на избирательную компанию, т.к. у них больше организационных возможностей (недавний пример, выборы президента РФ). 

Прямое избирательное право - это такое право, когда избиратели голосуют непосредственно за кандидата. Непрямое избирательное право многоступенчато (вышестоящие органы представительного характера формируют нижестоящие органы представительного характера). Например, так в годы советской власти формировались советы, сейчас - так формируется Совет федерации. Существуют и косвенные выборы, когда голосуют за выборщиков. Принцип тайного голосования - за волеизъявлением избирателей запрещается любой контроль (нарушения могут быть самыми разными, например: предложение проголосовать за определенного кандидата обещая за это деньги, выпивку и т.д.; предложение плохо видящему человеку помочь в выборе кандидата в избирательном бюллетене и вместо желаемого кандидата ставится кандидат нужный “помощнику”; могут просто проставить карандашом на избирательных бюллетенях номер, при помощи которого будет легко определить, кто голосовал за того или иного кандидата, по избирательным спискам)

Информация о работе Ответы конституционное право