Таким образом, по данным таблицы
можно сделать вывод о том, что в финансовом
обеспечении государственной социальной
политики задействована вся бюджетная
система РФ: федеральный бюджет, бюджеты
субъектов РФ, бюджеты муниципальных образований
и бюджеты государственных внебюджетных
фондов.
1.2 Организационно-правовые
основы реализации государственной
политики по поддержке материнства
и детства
В Конституции РФ закреплено,
что «… в РФ обеспечивается государственная
поддержка семьи, материнства, отцовства
и детства...». Также Конституция РФ провозглашает,
что «материнство и детство, семья находятся
под защитой государства»[4].
Данные принципы выступают
базисом для принятия государством в лице
его полномочных органов мер по охране
интересов матери и ребенка, правовых
механизмов такой охраны, поощрения института
материнства, направленные на создание
здоровой семьи, общества, и государства
в целом.
К важнейшим законам, закрепляющим
права детей в РФ, относятся: Семейный
кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Трудовой
кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, Уголовный
кодекс РФ.
Определяющее значение в установлении
пределов охраны материнства и детства
имеют международно-правовые акты. В силу
ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ установлены
иные правила, чем предусмотренные законом,
то применяются правила международного
договора.
Международно-правовая защита
материнства и детства находит свое отражение
в основополагающих актах и декларациях,
пактах и хартий о правах человека с начала
XX века. Всеобщая декларация прав человека[5] закрепила
(п. 2 ст. 25), что материнство и младенчество
дают право на особое попечение и помощь.
Охрана материнства и детства, как один
из ключевых признаков выделяется в:
- Европейской Социальной Хартии
ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);
- Хартии социальных прав и гарантий
граждан независимых государств (утв.
Межпарламентской Ассамблеей государств-участников
Содружества Независимых Государств 29
октября 1994 г.).
Нормы о защите материнства
и детства содержатся в более чем тридцати
международных актах (конвенциях, рекомендациях
международных организаций, двухсторонних
межгосударственных договорах).
С начала XX века было разработано
и принято множество специальных международно-правовых
актов, направленных на охрану рассматриваемого
института, в частности необходимо выделить
следующие акты[6]:
- Конвенция Международной Организации
Труда №103 об охране материнства (пересмотренная
в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.);
- Конвенция Международной Организации
Труда № 3 об охране материнства, принятая
в 1919 г. (не ратифицирована РФ);
- Конвенция Международной Организации
Труда № 156 о равном обращении и равных
возможностях для трудящихся мужчин и
женщин: трудящиеся с семейными обязанностями
(Женева, 3 июня 1981 г.);
- Рекомендация Международной
Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191
о пересмотре рекомендации 1952 года об
охране материнства;
- Рекомендация Международной
Организации Труда от 28 июня 1952 г. № 95 об
охране материнства.
Защите интересов детства посвящены,
в том числе, следующие специальный конвенции
Международной Организации Труда: № 138
«О минимальном возрасте для приема на
работу», № 29 «О принудительном или обязательном
труде» и № 182 «О запрещении и немедленных
мерах по искоренению наихудших форм детского
труда».
В целях реализации норм конституционного,
трудового, семейного и иных отраслей
права, направленных на охрану материнства
и детства, полномочными государственными
органами принимаются программы по совершенствованию
существующих механизмов и претворению
в жизнь деклараций. Так, например, можно
выделить Постановление Правительства
РФ от 21 марта 2007 г. № 172 «О федеральной
целевой программе «Дети России» на 2007
- 2010 годы»
В РФ проживает 31,6 млн. детей.
К числу наиболее уязвимых категорий детей
относятся дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей (731 тыс. детей),
дети-инвалиды (587 тыс. детей) и дети, находящиеся
в социально опасном положении (676 тыс.
детей). Указанные группы детей нуждаются,
в первую очередь, в социальной реабилитации
и адаптации, интеграции в общество[7].
Ухудшение экологической обстановки,
неблагоприятные условия труда женщин,
недостаточные возможности для здорового
образа жизни, высокий уровень заболеваемости
родителей, особенно матерей, ведут к росту
детской заболеваемости и инвалидности.
Только 30% новорожденных могут
быть признаны здоровыми. Более половины
детей имеют функциональные отклонения,
требующие лечебно-коррекционных и реабилитационных
мероприятий.
Поэтому одновременно с развитием
федерального законодательства в сфере
обеспечения прав и интересов детей сформированы
основы соответствующего регионального
законодательства. Важнейшим направлением
обеспечения прав и интересов детей в
субъектах РФ является принятие специальных
законов по защите прав детей. Так, например,
такие законы приняты в Республике Саха
(Якутия) – «О правах ребенка»; Красноярском
крае - «О защите прав ребенка»; Приморском
крае – «О защите прав ребенка в Приморском
крае»; Томской области – «Об основных
гарантиях прав ребенка на территории
Томской области».
Обращает на себя внимание,
что во многих северных субъектах приняты
специальные законы, направленные на социальную
поддержку многодетных семей, повышение
их статуса и улучшение положения в них
детей. В их числе Республика Бурятия,
Красноярский край, Архангельская, Амурская,
Магаданская и другие области[8].
Социальная значимость проблем,
связанных с состоянием здоровья детей
в РФ, обуславливает необходимость их
решения программно-целевым методом на
основе реализации системы мероприятий,
направленных на снижение показателей
детской заболеваемости, инвалидности
и смертности, сохранение и укрепление
здоровья на всех этапах развития ребенка.
В табл. 2 представлены данные
об объемах и источниках финансирования
Программы «Дети России».
Таблица 2 – Объем финансирования
федеральной целевой программы «Дети
России» на 2007 – 2010 гг., млн. руб.
Наименование |
Федеральный
бюджет |
Бюджеты
субъектов РФ |
Внебюджетные
источники |
Общий
объем финансирования |
Капитальные
вложения |
6917 |
18812,3 |
170 |
25899,3 |
НИОКР |
37,7 |
- |
- |
37,7 |
Прочие
нужды |
3147 |
17502,8 |
1259,1 |
21908,9 |
Всего |
10101,7 |
36315,1 |
1429,1 |
47845,9 |
По данным таблицы видно, что
максимальным объемом финансирования
программы являются расходы за счет бюджетов
субъектов РФ. Научно-исследовательские
и опытно-конструкторские работы финансируются
в отличие от других расходов только за
счет средств федерального бюджета.
В результате реализации Программы
часть средств федерального и регионального
бюджетов будет сэкономлена за счет снижения
потребности в затратах на решение ряда
социальных вопросов. Экономия бюджетных
средств произойдет в результате снижения
инвалидности детей в результате скрининга
новорожденных, улучшения состояния здоровья
детей, сокращения затрат на содержание
детей в учреждениях интернатного типа,
а также сокращения затрат на интеграцию
в общество выпускников этих учреждений,
что позволит переориентировать освободившиеся
средства на организацию работы с детьми
и их семьями, нуждающимися в особой заботе
государства[9].
Реализация Программы в части
усиления профилактической направленности
деятельности учреждений социального
обслуживания семьи и детей будет способствовать
сокращению факторов социального неблагополучия
семей с детьми, приводящих к социальному
сиротству, и снижению тем самым доли детей,
нуждающихся в государственном попечении.
Система учреждений, предоставляющих
социальные услуги, позволит превентивно
решать многие возникающие проблемы и
избегать попадания семей с детьми в ситуацию
социального риска.
Повышение эффективности работы
и оптимизация использования государственных
ресурсов в сфере профилактики социального
неблагополучия семей с детьми и социального
сиротства будет способствовать улучшению
общего социального климата в стране и
повышению качества жизни.
В Новосибирской области также
действует целевая программа «Дети Новосибирской
области" на 2008 - 2012 годы. Финансирование
этой программы осуществляется за счет
федерального, местного и областного бюджетов
и внебюджетных источников. Программа
Новосибирской области имеет существенные
отличия от федеральной Программы и включает
более широкий перечень подпрограмм, направленных
на социальную поддержку: "Здоровый
ребенок", "Развитие социального
обслуживания семьи и детей", "Дети-инвалиды",
"Профилактика безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних", "Одаренные
дети", "Дети-сироты", "Организация
оздоровления, отдыха и занятости детей
и подростков".
Преимущество Программы Новосибирской
области перед федеральной программой
заключается в том, что при ее разработке
более точно учтены потребности социальных
учреждений, детей и их родителей. А программа
реализации имеет строго определенных
адресатов.
На муниципальном уровне также
практикуются программно-целевые методы
поддержки детей. В частности, в г. Новосибирске
реализуется целевая программа «Дети
и город».
Более подробно содержание
целевых программ федерального, регионального
и местного значения будет рассмотрено
в третьей главе дипломной работы.
Таким образом, государственная
политика по поддержке материнства и детства
регламентирована рядом законодательных
и иных правовых документов: от международных
до внутригосударственных (федеральных,
региональных и муниципальных). Среди
организационных мероприятий важное место
занимают целевые программы указанного
профиля.
1.3 Характеристика
демографической ситуации в России
и Новосибирской области на
современном этапе
Демографическая ситуация в
России характеризуется сложными и не
однозначными процессами в развитии населения.
По числу жителей РФ занимает седьмое
место в мире после Китая, Индии, США, Индонезии,
Бразилии и Пакистана[10].
К началу XXI века Россия подошла в состоянии
устойчивого процесса депопуляции, имея
один из самых высоких темпов естественной
убыли населения.
Главными особенностями сложившейся
демографической ситуации в современной
России являются: значительные масштабы
сокращения населения; низкая рождаемость,
массовое распространение однодетной
семьи, не обеспечивающей воспроизводства
населения; продолжающееся старение населения,
изменение соотношения между работниками
и пенсионерами, обостряющее проблемы
пенсионного обеспечения; огромные потери
населения от сверхсмертности мужчин,
особенно от несчастных случаев, отравлений
и травм; кризис семьи, высокий уровень
разводов; зависимость темпов сокращения
численности населения от уровня компенсации
естественной убыли внешней миграции;
значительные объемы вынужденной миграции
и нелегальной миграции; сокращение объема
внутренней миграции, снижение мобильности
населения.
Численность постоянного населения
РФ на 1 января 2009 г. составляла 141,9 млн.
человек, из которых 103,7 млн. человек (73%)
- горожане и 38,2 млн. человек (27 %) - сельские
жители. Сокращение числа россиян в 2008
г. (на 104,9 тыс. человек, или на 0,07%) было
наименьшим за последние 13 лет (в 2007 г.
- 212,1 тыс. человек и 0,15%; 2006 г. - 533 тыс. человек
и 0,37%). [11]
В условиях естественной убыли
населения миграция стала единственным
источником восполнения его численности.
Однако объемы миграции таковы, что только
в "пиковый" 1994 г. они были достаточны
не только для компенсации естественной
убыли, но и для обеспечения прироста численности
россиян.
Изменения численности населения
в 2008 г. практически не повлияли на структуру
расселения. Более 40% россиян проживают
в Центральном и Южном федеральных округах,
где плотность населения наибольшая и
составляет соответственно 57 и 39 человек
на 1 кв. км (в среднем по России плотность
населения - 8,3 человека на 1 кв. км.). Самыми
малонаселенными к 1 января 2008 г. были Республика
Саха (Якутия), Камчатский край, Магаданская
область, Ненецкий, Чукотский и Ямало-Ненецкий
автономные округа, где плотность населения
составляла менее 1 человека на 1 кв. км[12].
Вследствие снижения
смертности населения показатель ожидаемой
продолжительности жизни при рождении
за 2006-2007 годы вырос у мужчин на 2,5 года,
у женщин - на 1,5 лет. Несмотря на то, что
сокращение числа умерших в 2008 году по
сравнению с 2007 годом составило только
4,5 тыс.человек, ожидаемая продолжительность
жизни по предварительной оценке возросла
у мужчин до 61,7 лет, у женщин - до 74,2 лет
(в 2007 г. - 61,4 и 73,9 соответственно). Это объясняется
существенным снижением показателя младенческой
смертности. В 2008 г. он составил 8,5 умерших
детей в возрасте до 1 года на 1000 родившихся
живыми (в 2007 г. - 9,4).
Высокой остается смертность
населения от причин, связанных с употреблением
алкоголя. Это такие заболевания, как алкогольная
кардиомиопатия, случайные отравления
алкоголем, алкогольная болезнь печени,
хронический алкоголизм, алкогольные
психозы, дегенерация нервной системы,
вызванная алкоголем, хронический панкреатит
алкогольной этиологии. В 2008 году от этих
причин умерло 56 тысяч мужчин и 20 тысяч
женщин.
Среди всех умерших почти 30%
приходится на лиц трудоспособного возраста
(более 600 тыс. человек в год), из них 80% -
мужчины.
В августе 2009 года в России впервые
за последние 15 лет зафиксирован естественный
прирост населения, который составил 1
тыс. человек. Об этом заявила 29 сентября
2009 года министр здравоохранения и социального
развития России Т. Голикова. По данным
министерства, за август 2009 г. в России
родилось 151,7 тыс. детей, умерло 150,7 тыс.
человек. «Буквально сегодня мы получили
последние данные по численности родившихся
и умерших по 8 месяцам 2009 г.» — сказала
министр. Количество родившихся за январь-август
составило 1,164 млн. человек, что больше
на 41 тыс. по сравнению с аналогичным периодом
2008 г. Количество умерших составило 1,347
млн, что на 57 тыс. человек меньше показателя
2008 г.[13]