Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 05:17, дипломная работа
Краткое описание
Целью дипломной работы является рассмотрение финансового механизма реализации государственной социальной политики в отношении граждан, имеющих детей. Исходя из поставленной цели, в дипломной работе определены следующие задачи: - дать характеристику основополагающим компонентам государственной социальной политики с учетом демографических проблем; - раскрыть правовые основы реализации политики по поддержке материнства и детства; - оценить показатели демографической ситуации в РФ, Новосибирской области и г. Новосибирске; - рассмотреть финансовый механизм реализации государственной социальной политики по поддержке материнства и детства; - провести анализ реализации целевых программ, посвященных поддержке детей; - выявить общие направления демографической политики России, ее особенности и принципы реализации на региональном и муниципальном уровне.
Содержание
Введение 1. Теоретические основы государственной политики по поддержке материнства и детства 1.1 Теоретические и финансовые аспекты государственной социальной политики в области поддержки материнства и детства 1.2 Организационно-правовые основы реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 1.3 Характеристика демографической ситуации в России и Новосибирской области на современном этапе 2. Финансовый механизм реализации государственной политики по поддержке материнства и детства 2.1 Порядок и условия выплаты социальных пособий 2.2 Анализ государственной финансовой поддержки граждан и семей, имеющих детей 2.3 Направления государственной политики по улучшению демографической ситуации в РФ 3. Оценка эффективности деятельности органов власти по осуществлению мер поддержки детства через реализацию целевых программ 3.1 Анализ реализации федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 гг. 3.2 Анализ реализации областной программы «Дети Новосибирской области на 2008-2012 годы» 3.3 Оценка эффективности и результативности муниципальной целевой программы города Новосибирска «Дети и город» на 2009-2011 годы Заключение Приложение А. Государственная поддержка семей, имеющих детей
- установлен максимальный размер
родительской платы за содержание ребенка
в государственных и муниципальных образовательных
дошкольного учреждениях;
- введена частичная компенсация
родительской платы в процентах от среднего
размера оплаты, взимаемой с родителей
за посещение ребенком дошкольного учреждения:
для первого ребенка – 20 %, для второго
ребенка – 50 %, для третьего ребенка –
70 %.
2. Федеральный закон "О
бюджете Фонда социального страхования
РФ на 2007 год" от 19 декабря 2006 № 234-ФЗ,
согласно которому с 2007 г.:
- увеличен максимальный размер
пособия по беременности и родам с 15 тыс.
руб. до 16125 руб. за полный календарный
месяц, в 2008 г. – 23 400 руб., в 2009 г. - 25390 руб.;
Фонд впервые осуществлял в
2007 г. финансирование расходов на выплату
ежемесячного пособия по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет
гражданам, не подлежащим обязательному
социальному страхованию, в пределах средств,
предусмотренных Федеральным законом
"О федеральном бюджете на 2007 год"
и перечисленных в Фонд в сумме 12928,2 млн.
руб.
3. Федеральный закон «Об
обеспечении пособиями по временной
нетрудоспособности, по беременности
и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию» от 29 декабря
2006 г. № 255-ФЗ, который определил:
- условия, размеры и порядок
обеспечения пособиями по беременности
и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию, устанавливает
продолжительность выплаты пособия по
беременности и родам и размер пособия;
- условия и продолжительность
выплаты пособия по временной нетрудоспособности
в случае ухода за больным ребенком или
карантина ребенка в возрасте до 7 лет,
посещающего дошкольное образовательное
учреждение.
4. Федеральный закон «О
дополнительных мерах государственной
поддержки семей, имеющих детей»
от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.
В соответствии с этим законом
с 1 января 2007 г.:
- введен государственный сертификат
на материнский (семейный) капитал - именной
документ, подтверждающий право женщин
(мужчин), родивших (усыновивших) второго
ребенка на дополнительные меры государственной
поддержки;
- определены условия и порядок
возникновения у граждан РФ права на использование
материнского капитала;
- установлен размер материнского
(семейного) капитала, условия распоряжения
им, направления и порядок расходования
средств;
- определен порядок передачи
средств федерального бюджета в бюджет
Пенсионного фонда РФ и период действия
закона;
- создается Федеральный регистр
лиц, имеющих право на дополнительные
меры государственной поддержки и определяется
содержащийся в регистре перечень информации
о лицах, имеющих право на дополнительные
меры государственной поддержки.
Пособие по уходу за ребенком
до достижения им полутора лет: изменен
принцип назначения, увеличены размеры
пособия, расширен круг получателей.
В соответствие с Федеральным
законом «О внесении изменений в отдельные
законодательные акты РФ в части государственной
поддержки граждан, имеющих детей» от
5 декабря 2006 г. № 207-ФЗ в ст. 13 «Право на
ежемесячное пособие по уходу за ребенком»
- внесено существенное добавление – в
число тех, кто имеет право на пособие
включены лица, не подлежащие обязательному
социальному страхованию: «…матери либо
отцы, опекуны, фактически осуществляющие
уход за ребенком и не подлежащие обязательному
социальному страхованию (в том числе
обучающиеся по очной форме обучения в
образовательных учреждениях начального
профессионального, среднего профессионального
и высшего профессионального образования
и учреждениях послевузовского профессионального
образования и находящиеся в отпуске по
уходу за ребенком); другие родственники,
фактически осуществляющие уход за ребенком
и не подлежащие обязательному социальному
страхованию, в случае, если мать и (или)
отец умерли, объявлены умершими, лишены
родительских прав… и т.п.».
Главные изменения произошли
в самом порядке определения размеров
пособия. Раньше ежемесячное пособие на
период отпуска по уходу за ребенком до
достижения им возраста полутора лет выплачивалось
в размере 700 руб., независимо от числа
детей, за которыми осуществляется уход
(статья в редакции, введенной в действие
с 1 января 2002 года Федеральным законом
от 28 декабря 2001 года № 181-ФЗ). Пособие до
сих пор не зависело от количества детей,
от очередности родившегося ребенка (по
порядку рождения у матери).
В новой редакции закона изменила
название, исчезло упоминание отпуска
по уходу за ребенком, т.к. пособие теперь
получают и неработающие матери, не находящиеся
в отпуске.
Минимальный размер пособия
с 2010 г. составил 2 060,4 руб. по уходу за первым
ребенком и 4 120,8. по уходу за вторым ребенком
и последующими детьми. Максимальный размер
пособия по уходу за ребенком не превысит
за полный календарный месяц 13 833,3 руб.
При этом, в районах и местностях, в которых
в установленном порядке применяются
районные коэффициенты к заработной плате,
минимальный и максимальный размеры указанного
пособия определяются с учетом этих коэффициентов.
Уточнены условия и порядок
обеспечения женщин пособием по беременности
и родам и установлен его новый максимум.
Новым является то, что узаконена
сложившаяся практика установления федеральным
законом о бюджете Фонда социального страхования
РФ на очередной финансовый год максимального
размера пособия по беременности и родам.
Верхний предел выплаты пособия
по беременности и родам установлен и
действует с 2002 г. Так, пособие по беременности
и родам не могло превышать в 2009 г. – 25390
руб. А с 2010 г. установлен максимальный
годовой размер – 415 000 руб.
Единовременное пособие при
рождении ребенка - размер на 2010 г. - 10988,84. Введены компенсации для оплаты
услуг дошкольных учреждений.
В Послании Президента РФ на
2006 г. было предложено «…ввести компенсацию
затрат на детское дошкольное воспитание.
Для первого ребенка - на сумму, равную
20 %, для второго - 50 %, для третьего - 70 % от
среднего размера оплаты, взимаемой с
родителей за посещение ребенком дошкольного
учреждения. При этом региональные и местные
власти должны обеспечить потребности
в детских садах и ясельных группах».
Федеральный закон "О внесении
изменений в отдельные законодательные
акты РФ в части государственной поддержки
граждан, имеющих детей" от 5 декабря
2006 г. № 207-ФЗ внес изменения и дополнения
в ст. 52 Закона РФ "Об образовании",
предусматривающее установление с 1 января
2007 г. максимального размера родительской
платы за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных дошкольного
учреждениях и определяющие права родителей
на частичную компенсацию, а именно: «…Размер
родительской платы за содержание ребенка
в государственных и муниципальных образовательных
учреждениях, реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, не
может превышать 20% затрат на содержание
ребенка в соответствующем образовательном
учреждении, а с родителей (законных представителей),
имеющих трех и более несовершеннолетних
детей, - 10 % указанных затрат…». При этом
за содержание детей с отклонениями в
развитии, посещающих государственные
и муниципальные образовательные учреждения,
реализующие основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, а
также детей с туберкулезной интоксикацией,
находящихся в указанных образовательных
учреждениях, родительская плата не взимается.
В той же ст. 3 установлен размер
компенсаций: «…В целях материальной
поддержки воспитания детей, посещающих
государственные и муниципальные образовательные
учреждения, реализующие основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, родителям
(законным представителям) выплачивается
компенсация части родительской платы
(далее - компенсация) на первого ребенка
в размере 20 % размера внесенной ими родительской
платы, фактически взимаемой за содержание
ребенка в соответствующем образовательном
учреждении, на второго ребенка - в размере
50 % и на третьего ребенка и последующих
детей - в размере 70 % размера указанной
родительской платы…».
Законом определено, что субъекты
РФ финансируют расходы, связанные с предоставлением
компенсации. При этом «...РФ обеспечивает
софинансирование указанных расходов
путем предоставления бюджетам субъектов
РФ субсидий».
Итак, введена новая мера поддержки
семей с детьми, предусматривающая дифференцированный
подход к определению размера компенсации
расходов на оплату дошкольных учреждений.
Принцип дифференциации отличается от
того, который применен при определении
минимальных размеров пособия по уходу
за ребенком до 1,5 лет. При выплате пособия
по уходу за ребенком до 1,5 лет назначается
2 размера пособия, при этом пособие на
второго и всех последующих детей вдвое
выше, чем на первого. При выплате компенсации
части родительской платы – 3 размера
компенсации: на первого ребенка в размере
20 % родительской платы, на второго ребенка
- в размере 50 % и на третьего ребенка и
последующих детей - в размере 70 %.
Дефицит дошкольных учреждений
растет (на начало 2000 г. - 193 тыс. человек,
на начало 2005 г. - 805 тыс., на середину 2006
г. – более 900 тыс. человек), качество их
работы не улучшается, а затраты семьи
на дошкольные учреждения возрастают,
что опять же влияет на принятие семьей
решений о рождении детей.
Введение компенсаций при наличии
огромного дефицита мест ставит в неравные
условия семьи, в которых дети посещают
дошкольные учреждения (их около 4 млн.)
и те семьи, которые стоят в очереди на
место в детсаду (их около 1 млн.) и могут
не дождаться своей очереди (дети вырастут,
пойдут в школу). Первым повезло - в этих
семьях мама может работать и приносить
в семью доход, и им же достанется компенсация
(пусть небольшая). Вторые либо лишены
материнского дохода, либо должны оплачивать
услуги няни (несут дополнительные и немалые
расходы), и, конечно, право на компенсацию
они смогут реализовать, лишь дождавшись
места в дошкольном учреждении.
Выход видится во введении дополнительного
пособия на детей, не посещающих дошкольные
учреждения (такое пособие было в Москве
в конце 80-х – начале 90-х годов при мэре
Г.Х. Попове, составляло 70 руб. и равнялось
минимальной зарплате). Близкое по смыслу
пособие есть во Франции (пособие для частичной
оплаты услуг няни) и в Германии. Каким
бы ни было пособие на детей, не посещающих
детсады, оно заведомо будет ниже затрат,
которые будет нести государство на оплату
расходов по содержанию детей (в соответствии
со ст. 3 Закона № 207-ФЗ родительская плата
за содержание ребенка в государственных
и муниципальных образовательных учреждениях,
реализующих основную общеобразовательную
программу дошкольного образования, не
может превышать 20 % затрат на содержание
ребенка).
Таким образом, несмотря на
ряд нерешенных проблем в сфере материнства
и детства, следует признать положительные
сдвиги в результате мер осуществляемой
Правительством РФ социальной политики.
2.3 Направления государственной
политики по улучшению демографической
ситуации в РФ
Демографическая политика —
целенаправленная деятельность государственных
органов и иных социальных институтов
в сфере регулирования процессов воспроизводства
населения, призванная сохранить или изменить
тенденции динамики его численности и
структуру.[28]
В широком смысле демографическая
политика — это политика в области народонаселения.
Объектом может выступать население страны,
отдельных её районов, когорты населения,
семьи определённых типов. Историческая
цель демографической политики государства
достижение демографического оптимума.
Целью демографической политики
РФ является постепенная стабилизация
численности населения и формирование
предпосылок последующего демографического
роста.[29]
Задачами демографической политики
РФ являются:[30]
1) в области укрепления здоровья
и увеличения ожидаемой продолжительности
жизни:
- увеличение ожидаемой продолжительности
жизни населения за счет улучшения качества
жизни, снижения преждевременной, особенно
предотвратимой смертности, в первую очередь,
в младенческих возрастах, среди подростков
и лиц трудоспособного возраста;
- улучшение репродуктивного
здоровья населения;
- увеличение продолжительности
здоровой (активной) жизни, путем сокращения
заболеваемости, травматизма и инвалидности;
- улучшение качества жизни
хронически больных и инвалидов, путем
предоставления им условий для реализации
имеющегося (остаточного) потенциала здоровья;
2) в области стимулирования
рождаемости и укрепления семьи[31]:
- создание предпосылок для
повышения уровня рождаемости путем постепенного
перехода от преимущественно малодетного
к среднедетному типу репродуктивного
поведения семей;
- всестороннее укрепление института
семьи как формы наиболее рациональной
жизнедеятельности личности и ее нормальной
социализации;
- создание условий для самореализации
молодежи;
- социальная защита и материальное
поощрение ответственного родительства;
3) в области миграции и расселения[32]:
- регулирование иммиграционных
потоков с целью создания действенного
механизма миграционного замещения естественной
убыли населения РФ;
- повышение эффективности миграционных
потоков путем достижения соответствия
их объемов, направлений и состава перспективам
социально-экономического развития РФ;
- обеспечение интеграции мигрантов
в российский социум и формирование толерантности
к мигрантам.
Численность постоянного населения
РФ на 1 января 2009 г. составила 141,9 млн. чел.
и за прошедший год уменьшилась на 121,4
тыс.чел., или на 0,085% (за 2007 г. — на 212,1 тыс.чел.,
или на 0,15%).[33]
Сокращение численности населения
происходило из-за естественной убыли
населения, которая в 2008 г. уменьшилась
по сравнению с 2007 г. на 106,8 тыс.чел. Увеличившийся
миграционный прирост на 66,6% компенсировал
численные потери населения.[34]
Для изучения воспроизводства
населения используются, прежде всего,
такие показатели, как число родившихся
и число умерших. Разница между ними называется
естественным приростом. Обычно используются
относительные показатели, рассчитывающиеся
на 1000 жителей.
Воспроизводство – это непрерывный
повторяющийся процесс производства.
Воспроизводство населения – это процесс
«производства людей людьми», процесс
непрерывной смены поколений[35].
В табл. 4 представлены показатели естественного
движения в РФ.
Таблица 4 - Показатели естественного
движения населения РФ в 2007-2008 гг.