Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 16:43, дипломная работа
Цель работы состоит в исследовании договора купли-продажи, выявлении и решении наиболее важных проблем теоретического и практического характера, формулировки рекомендаций по совершенствованию действующего законодательства и правоприменительной практики.
Исходя из поставленной цели, задачами предпринятого исследования было:
- изучение и обобщение основных результатов разработки понятия и сущности данного договора в науке гражданского права;
- раскрыть элементы договора купли-продажи;
- анализ формирования сторонами условий договора при учете многочисленных требований закона;
- анализ изменений формы данного договора в современных условиях; исследование исполнения договора купли-продажи при современном правовом регулировании;
- изучение видов договора купли-продажи.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..………4
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОГОВОРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ………..
1.1 Понятие договора купли-продажи…………………………………
1.2 Элементы договора купли-продажи…………………………….
2 ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН В ДОГОВОРЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ
2.1 Права и обязанности продавца…………………………………………….
2.2 Права и обязанности покупателя…………………………………………
3 ВИДЫ ДОГОВОРОВ КУПЛИ-ПРОДАЖИ…………………………
3.1 Классификация договоров купли-продажи………………………….
3.2 Характеристика некоторых видов договоров купли-продажи…………
3.2.1 Договор розничной купли-продажи………………………………….
3.2.2 Договора поставки товаров для государственных нужд…………….
3.2. 3Договор купли-продажи предприятий………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….
Если товар продан в кредит, в том числе с условием оплаты товаров в рассрочку, то покупатель освобождается от уплаты неустойки на просроченную сумму в соответствии с правилами статьи 353 ГК РК.
Покупателю принадлежит право обмена купленного товара надлежащего качества, если товар не устраивает его лишь по каким-либо эстетическим параметрам, цветом, дизайном и т.д. Обмен производится при условии, что товар не был в употреблении, обеспечена сохранность упаковки, сохранен выданный чек или другие доказательства приобретения его у данного продавца.
Обмен производится в течение четырнадцати дней. Перечень товаров, который не подлежит возврату или обмену, определяется законодательством, а не договором, хотя можно часто видеть объявления, например, при продаже товаров на рынках и в других местах, что товар обмену и возврату не подлежит.
Не подлежат обмену изделия из золота, платины и серебра, чулочно-носочные изделия, белье постельное и нательное, парфюмерно-косметические товары. Также не обмениваются товары, бывшие в употреблении, приобретенные в комиссионных магазинах, за исключением новых вещей со скрытыми дефектами, не обнаруженными при их приеме на комиссию, и если они возвращены не позднее 2 дней после покупки. При неисправности часов в золотом корпусе обмену подлежит только механизм часов с выдачей на замененный механизм нового паспорта [21, с.98].
Покупатель при отсутствии необходимого товара у продавца вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму. Кроме того, он имеет право взамен получения денег осуществлять обмен товара на аналогичный при первом поступлении соответствующего товара в продажу.
3.2.2 Договор поставки товаров для государственных нужд
В Гражданском кодексе РК отсутствуют нормы, которые имеются в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 525, 532) и непосредственно регламентируют правоотношение, возникающие в связи с поставками товаров для государственных нужд. По-видимому, подход нашего законодателя является более рациональным. К нему применимы все общие положения о купле-продаже [34, с. 53].
Эти отношения
являются чисто гражданско-правовыми.
На этот счет имеются и спорные взгляды.
Однако в статье 1 Закона РК «О государственных
закупках» прямо указано, что "договор
о государственных закупках - гражданско-правовой
договор, заключенный между заказчиком
и поставщиком в соответствии с настоящим
Законом и иными нормативными правовыми
актами". В этой связи хочется привести
позицию, которая сформировалась в цивилистической
науке Казахстана на современном этапе:
Сулейменов отмечает, что следует различать
2 вида договоров: 1) частноправовой (гражданско-правовой);
2) публично-правовой, который возникает
только между равноправными субъектами,
государствами (международный договор),
административно-
Поэтому отношения по поставке товаров для государственных нужд целиком и полностью базируются на общих положениях о купле - продаже и регламентирующих отношения по поставке товаров в целом. Это избавляет от излишнего дублирования нормативного материала и позволяет заострить внимание только на самых специфических характеристиках данного договора. Они же выражаются скорее в процедуре его заключения и лишь в некоторой степени в содержательной части данных договорных правоотношений.
О предназначении данного договора говорит само его название. Частно-правовой механизм поставки товаров для государственных нужд есть один из способов создания экономической основы для реализации государством своих публично - правовых функций. При этом важно подчеркнуть, что государство в данном случае обеспечивает свое существование в качестве аппарата власти, политического суверена и, кроме того, проводит в жизнь свою социально-экономическую политику, что определяет создание для этих целей специальных структур. То же самое происходит при осуществлении государством и иных их функций, например, оборонной [34, с.55].
В Республике Казахстан, как уже упоминалось ранее, действует Закон Республики Казахстан "О государственных закупках" от 16 июля 1997 года с изменениями и дополнениями. В преамбуле данного закона говорится о том, что им регулируются правоотношения, возникающие в процессе государственных закупок товаров, работ и услуг, которые осуществляются за счет средств республиканского и местных бюджетов Республики Казахстан. При этом преследуется цель эффективного расходования этих средств. Для ее достижения используется конкурс. В статье первой (абзаце 3) Закона РК "О государственных закупках" дается следующее его определение: конкурс - способ проведения государственных закупок, предусматривающий конкуренцию между потенциальными поставщиками и направленный на выявление наиболее выгодных условий договора о государственных закупках. Конечно, не исключаются факты сговора конкурсантов, фиктивный конкурс (закон не содержит такого понятия), но это проблемы дальнейшего совершенствования государственных закупок.
Данный закон решает лишь одну часть вопросов расходования средств для государственных закупок. Поэтому в республике приняты и действуют и иные законодательные акты, которыми регламентируются договора купли - продажи и иные договора (подряда, возмездного оказания услуг), в которых госорганы выступают в качестве покупателя (заказчика, потребители услуг) [21, с.201].
В частности, 4 ноября 1999 года был принят Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности казенных предприятий". Указанным законом статья 44 ГК РК была дополнена весомой частью следующего содержания: "Гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством Республики Казахстан". Для реализации приведенной нормы Правительством Республики Казахстан принято Постановление № 702 от 11 мая 2000 года «Об утверждении правил регистрации гражданско-правовых сделок, заключаемых государственными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа».
С учетом содержания данных нормативных правовых актов можно отметить, что совершение сделок купли - продажи в рамках государственных закупок и для государственного казенного предприятия и для государственного учреждения подчиняется требованиям целевого использования средств и их использования в рамках установленного финансирования.
Особым является порядок заключения поставок для государственных нужд. В соответствии со статьей 2 Закона РК "О государственных закупках", процесс государственных закупок охватывает ряд этапов:
1) происходит определение
2) выбор способа осуществления государственных закупок;
3) выбор поставщика, заключение
с ним договора о
Основным способом осуществления государственных закупок является открытый конкурс, если в конкурсе участвует менее трех участников он признается не состоявшимся. Несмотря на видимую прогрессивность данного способа осуществление государственных закупок, в гражданско-правовой литературе высказываются точки зрения об отрицательных сторонах конкурса: «Принцип свободы договора в широком смысле влечет и возможность участников по своему усмотрению определять способы заключения договоров и, в частности, прибегать к торгам, выбирая ту или иную их форму. Однако право заключать договора с помощью торгов в определенных случаях превращается в обязанность использовать именно этот способ, если на этот счет есть специально указание закона».
Другим способом проведения торгов является закрытый конкурс, он проводится в следующих случаях:
1) товары, работы и услуги по
причине их высокосложного или
специализированного характера
имеются в наличии только у
ограниченного числа
2) время и расходы, требующиеся
для рассмотрения и оценки
большого количества
Объявление о проведении открытого конкурса должно быть опубликовано не позднее, чем за один месяц до дня окончания приема заявок на участие в этом конкурсе. При закрытом конкурсе не позднее указанного срока потенциальным участникам должно быть направленно приглашение.
Может быть также проведен конкурс с использованием двухэтапных процедур. В начале происходит запрос у потенциальных поставщиков предложений, касающихся технических, качественных и иных характеристик товаров, работ и услуг, цена при этом не запрашивается. Производится анализ представленных предложений и, при необходимости, проведение переговоров с потенциальными поставщиками. Далее, на втором этапе поставщиками делаются аферты. Также может иметь место выбор поставщика с использованием ценовых предложений. Такой способ применим, если подробная спецификация запускаемых товаров не имеет значения, а существенным является цена. Объем закупаемых однородных товаров при этом не должен превышать в стоимостном выражении тысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного законодательством Республики Казахстан на первый квартал соответствующего финансового года. Наконец, еще один способ, это государственные закупки из одного источника. Он применим тогда, когда тот или иной товар имеется в наличии только у какого-либо конкретного поставщика или вследствие чрезвычайной ситуации возникает срочная потребность в товаре. Два последних способа государственных закупок подразумевают непосредственное заключение договора заказчика с поставщиком. В тех случаях, когда проводится конкурс, заказчик направляет потенциальному поставщику, признанному победителем конкурса, проект договора о государственных закупках. Он должен быть доставлен в соответствии с законодательством Республики Казахстан. Если потенциальный заказчик в срок, указанный в протоколе об итогах конкурса, не подписывает договор о государственных закупках, то заказчик вправе заключить с другим участником конкурса предложение, которое является для заказчиком наиболее предпочтительным в соответствии с протоколом об итогах конкурса [21, с.85].
Заказчик (покупатель) определяется в соответствии со статьей 1 Закона «О государственных закупках». Заказчиками (покупателями) в договорах поставки, товаров для государственных нужд являются центральные и местные государственные органы, их подведомственные государственные учреждения, осуществляющие закупки для собственных нужд за счет средств республиканского и местного бюджете. В некоторых случаях участвовать в закупках товаров может само государство [6, с.178]. К примеру, это происходит при закупках товаров для государственного материального резерва Республики Казахстан, данные правила регламентируются Правилами подготовки и проведения тендеров по выпуску и тендеров на поставку материальных ценностей государственного материального резерва Республики Казахстан. Эти правила предусматривают два вида торгов:
1) по продаже товара, находившегося
в госрезерве и подлежащего
замене, освежению и т.д. В данном
случае в роли продавца
Продавцом по договору закупки товаров для государственных нужд является субъект предпринимательской деятельности независимо от форм собственности. Для участия в процессе государственных закупок потенциальный поставщик должен соответствовать определенным квалификационным требованиям:
1) обладать профессиональной
2) обладать гражданской
3) являться платежеспособным, не
подлежать ликвидации, на его
имущество не должен быть
4) выполнять свои обязательства
об уплате налогов и других
обязательных платежей в
3.2.3 Договор купли-продажи предприятий