Права и свободы человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа

Краткое описание

Современная Беларусь — это достаточно цивилизованное европейское государство, имеющее свою историю, свои традиции, свою богатую и самобытную культуру. Центральное место в системе духовных ценностей белорусского народа занимают права и свободы человека, которые в концентрированном виде отражают реальные экономические, социально-политические, правовые и духовные усилия человеческого существования. Стремление белорусов к свободе, обладанию естественными правами человека, к сохранению своей национальной самобытности и человеческого достоинства лежало в основе развития революционно-демократического движения в Беларуси.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1. Права и свободы человека в период становления белорусской государственности………………………………………………………………..5
2. Права и свободы белорусской нации в составе Российской Империи………………………………………………………………………….10
3. Права и свободы человека в период становления БССР…………………………………………….………………………………..15
4. О совершенствовании законодательства Республики Беларусь в области защиты прав человека……..…………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………..24
Список использованных источников……………………………………26

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

В 1569 году в результате подписания Люблинской унии было создано новое  конфедеративное государство —  Речь Посполитая, куда вошли Великое  Княжество Литовское и Королевство Польское. Создание конфедерации было нацелено на укрепление обороноспособности двух стран, на сохранение их независимости, которой угрожала агрессивность со стороны московского государства. Достаточно сказать, что только за период с 1500 по1564годы Московское княжество совершило более тридцати вооруженных нападений на Беларусь. В это же время, по большей части согласованно с нападением войск Московии, на Беларусь совершали свои опустошительные набеги и орды крымских татар. По хронологии они припадают на такие годы:1497, 1500, 1502, 1503, 1505, 1506, 1521, 1523, 1527, 1529, 1538, 1539.

Государственное объединение  ВКЛ и Польши создало предпосылки  и для церковной унии. Как известно, главной религией ВКЛ было православие, а Польского королевства —  католицизм. В 1596 году была заключена Берестейская уния, которая открыла путь для объединения двух конфессий в одну религию, получившую название униатской. В конце XVIII века униатами были уже 75% населения Речи Посполитой. В1839 году российские власти Унию ликвидировали и стали насаждать среди белорусов православие. В настоящее время в Беларуси восстановлена униатская конфессия, и она имеет хорошие перспективы для своего развития.

С помощью крымских мусульман  православные московские князья пытались вернуть «свою» православную «вотчину», на которую в действительности не имели никакого законного права. Московское княжество не было правопреемником княжества Полоцкого, поскольку во времена Полоцкой державы Московское княжество вообще не существовало. Однако некоторые российские политики и исследователи и сегодня заявляют о своих правах на православную «вотчину» в Беларуси и готовы спасать ее от римско-католической веры и обуржуазившейся Европы.

Летописи зафиксировали  сообщения о бесчисленных нарушениях абсолютно всех прав жителей белорусского края, их полонах, опустошительных грабежах, разорении и сожжении не только деревень и мелких поселений, но и таких городов, как Берестье, Каменец, Бобруйск, Слуцк, Туров, Крево и его замок, Клецк, Новогрудок, Друцк, Витебск, Чечерск, Кричев, Полоцк, Мозырь, Речица и др.

Московия вела войну по существу на уничтожение белорусов, на ликвидацию их элементарного права  — права на жизнь и с 1654 по 1667 годы. За эти 16 лет были разрушены  и разорены целые города и регионы. Сотни тысяч белорусов—мужчин, женщин и детей—были пленены и вывезены в Московию. Оккупация и насилие привели к возникновению в Беларуси освободительного движения против поработителей, к борьбе за право на независимое существование белорусского народа.

Эта война Московского княжества с «братским славянским народом» стоила Беларуси 1 800 000 человеческих жизней. Погиб каждый второй житель края. После этой бойни, которую благословили российские церковные иерархи, Великое Княжество Литовское как держава уже не смогло подняться. Российская империя начала «осваивать» «вотчины». Это было началом трехвековой оккупации и колонизации Северо-Западного края, подавления прав и свобод белорусов[ 6,c.80 ].

XVIII столетие принесет  белорусам новые тяжелые испытания.  Огнем и мечом будут подавляться нередкие бунты и народные волнения против насилия и грабежа со стороны российских поработителей. Особой жестокостью в этом подавлении отличился русский князь Александр Суворов.

В конце XVIII века для Беларуси наступили еще более сложные  и трагические события и времена, свидетельствующие о тотальном подавлении прав и свобод граждан со стороны Российской империи. В1772 году происходит первый раздел Речи Посполитой между Пруссией, Австрией и Россией, в результате которого от Беларуси была отторгнута и включена в состав России ее восточная часть. В 1793 году — второй раздел Речи Посполитой и захват Россией центральной части Беларуси. В 1795 году — третий раздел Речи Посполитой и захват Россией западной части Беларуси.

Свои противозаконные действия по отношению к Беларуси Российская империя проявит еще неоднократно. Еще будет разгон Учредительного съезда Белорусской Народной Республики (1918), расчленение Беларуси по так называемому Рижскому договору (1921), «добровольное» создание ССРБ (1919) и т.д.[ 6,c. 81].

Таким образом, права и свободы человека в  период становления Белорусской  государственности претерпели множество  изменений, так как изначально древние  племенные союзы постепенно переросли  в княжества. В середине XIII Полоцкое княжество утрачивает свою силу и белорусское государство входит в состав ВКЛ. Первые упоминания о правах и свободах человека нашли свое отражение в «Русской правде».А уже полное закрепление прав произошло в Статутах Великого Княжества Литовского.

 

 

 

2 Права и свободы белорусской нации в составе Российской империи

 

В конце XVIII века Беларусь была присоединена к Российской империи и стала ее провинцией — «Северо-Западным краем». Однако в этой огромной и богатой природными ресурсами стране так и не были созданы условия для дальнейшей жизни людей. Народ здесь всегда находился в рабской зависимости от власти, работал много и тяжело, а жил уныло и убого.

Белорусы после  «добровольного вхождения их страны в состав Российской империи» потеряли право на самоопределение и самоидентификацию, право на свободное экономическое, политическое духовное и интеллектуальное развитие, а следовательно, право на свою государственность и достойную жизнь.

В Российской империи  белорусы были лишены той правовой защищенности, которую они имели  со времен Великого Княжества Литовского. Ибо, в этой стране в этой стране традиционно в общественном сознании и на практике человек и его права имели второстепенное значение и были подчинены интересам правящего класса и государства.

На интеллектуальное развитие, ценностные ориентации и духовную жизнь в целом стран Запада, как известно, оказала весьма благотворное жизнеутверждающее влияние Реформация, положившая начало духовному обновлению Европы и открывшая тем самым всему человечеству «дверь» в Новое время. Главное достижение Реформации состояло в том, что она коренным образом изменила существовавшие прежде отношения между обществом и религией, предназначение последней в нем. Доминирующим в обществе было признано светское начало.

Реформация  изменила представления человека на его отношения с Богом. Если раньше утверждалась изначальная зависимость человека от божественных сил, то отныне та же формула приобрела прямо противоположный смысл. Стало подчеркиваться, что поскольку человек создан по образу и подобию божьему, то, следовательно, в каждого отдельного индивида заложена «искра божия», которая сопряжена с разумной свободой и творчеством. Свобода была признана естественным правом каждого человека, которая заканчивалась там, где начиналась свобода другого индивида. Государству отводилась роль регулятора отношений между свободными индивидами[ 3,c.101].

Новая философия  существования человека, предложенная Реформацией, изменила способы жизнедеятельности  свободных людей. Родился новый  западный человек, нацеленный на самоутверждение, созидание и возвышение. Этот человек в ходе буржуазных революций, охвативших в XVII — XVIII веках Нидерланды, Англию, Францию, разорвал узы родовой, патриархальной общины, разрушил оковы феодального способа производства и утвердил новый общественный порядок. Новый человек взял на себя ответственность за свое материальное и духовное благополучие.

Изменилась  роль в обществе и коллективных экономических, политических, культурных иных объединений. Их цель состояла не в том, чтобы  любыми способами и средствами подчинить своему влиянию и своим правилам отдельного члена, к чему изначально стремились коммунитаристы. Общности стали, прежде всего, охранять, защищать и поощрять право каждого человека на свободу во всех его проявлениях[ 4,c.216 ].

В России же, не прошедшей реформацию, еще целые столетия сохранялись коммунитаристские представления о сути и предназначении человека в этом мире. В зависимости от пожеланий власти он всецело зависел то от Бога, то от государства. Забота человека о собственном самоутверждении, материальном и духовном благе не поощрялась, а наоборот, ограничивалась и осуждалась. Индивиду предписывалось ориентироваться в первую очередь на некую социальную тотальность — общину, коллектив, государство, общество. Все это суть противоположный либерализму взгляд на индивида и его роль в обществе. Отсюда и другой, патерналистский способ жизнедеятельности человека, иная психология — рабская, иной менталитет людей и иные социальные результаты.

В самодержавной  России права и свободы человека распространялись только на отдельные сословия. Абсолютистская форма правления, сословный строй предопределили социальное неравенство в правах и обязанностях различных категорий населения. Большинство рядовых граждан были лишены даже элементарных прав и свобод. В России целые столетия господствовал принцип — права и свободы только для власть имущих.

Права и обязанности  каждого сословия закреплялись в  правовых документах. В 1722 году первый российский император Петр I принял Табель о рангах, где были определены ранги и титулы всех сословий — дворян, духовенства, крестьян, купечества, мещан. Самыми широкими правами и свободами в России пользовались дворяне. Они имели право на занятие государственных должностей, право на создание дворянских обществ.

Сословия соответствующим образом титуловались. В Табели о рангах в российском обществе выделялось четырнадцать классов. Лица первых двух классов титуловались «Ваше высокопревосходительство», третьего и четвертого — «Ваше превосходительство», пятого класса — «Ваше высокородие», от девятого до четырнадцатого — «Ваше благородие».

Крестьяне в  России были лишены каких бы то ни было прав и свобод, их называли рабами. Столетия сохранялось крепостное право. Крестьяне  не имели права жаловаться на своего помещика, за это они ссылались. Крестьяне продавались, избивались и убивались. Такое положение крестьян существовало до отмены в 1861 году крепостного права[ 3,c.117 ].

В России широко применялись телесные наказания  — битье розгами, плетью, кнутом. Беглым сибирским поселенцам брили  головы. Телесным наказаниям не подвергались дворяне, духовные особы и купцы первой и второй гильдий. Только в 1863 году были отменены телесные наказания для женщин, было ограничено применение розг.

Существовало  неравенство граждан перед судом, неравенство женщин с мужчинами. Без согласия мужа жена, например, не могла наниматься на работу, женщины не имели избирательного права, не допускались в адвокатуру. Запрещалось создавать организации, общества, товарищества. В России не было свободы слова, печати и т.д.

Во второй половине XVIII в российском обществе усиливается влияние идеологии западноевропейского и формирующегося русского просветительства. Идеи свободы, прав человека, всеобщего равенства и справедливости, выдвинутые буржуазными революциями, стали распространяться передовыми мыслителями в России — писателями, историками, юристами (А. Н. Радищев, С. Е. Десницкий, Н. И. Новиков, Б. Н. Чичерин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и др.). Это заставляет российское государство предпринимать определенные действия в области прав и свобод человека. Российская императрица Екатерина II (1729 – 1796) изучает французскую «Декларацию прав человека и гражданина». Она стремится демонстрировать свою приверженность идеям великих западноевропейских просветителей.

В 1767 году Екатерина II написала «Наказ» для депутатов, в котором нашли отражение некоторые идеи о правах и свободах человека, равенстве и вольности граждан. Однако «Наказ» не получил широкой поддержки в правящих кругах России, которые не желали отказываться от своих привилегий. Вскоре этот документ был вовсе запрещен. Да и сам русский народ — безграмотный, задавленный крепостным правом и самодержавием, безгранично веривший в «доброго царя», не был готов к восприятию идей свободы и прав человека[ 7,c.300 ].

Правовое, экономическое и политическое положение белорусов в составе Российской империи было еще более тяжелым, чем простого русского народа. Сотни белорусских деревень были переданы в собственность российским помещикам и чиновникам, тысячи свободных белорусов оказались в крепостнической зависимости от российских угнетателей. Российские самодержцы проводили политику, направленную на полную ликвидацию национальной самобытности белорусов. Для полного замирения захваченных западных земель, указывала Екатерина II, необходимы три вещи: 1) русский чиновник, 2) русская школа и 3) православная вера.

Революционный переворот в России в 1917 году, осуществленный лидерами большевистской, социал-демократической  партии во главе с В. И. Лениным. Не внес радикальных изменений в  правовое и политическое положение, как граждан России, так и граждан Беларуси. Провозглашенные большевиками принципы демократии, прав и свобод человека по своей сути расходились с марксистской концепцией. Оценивая этот переворот, современные российские исследователи подчеркивают, что социалистический режим, установленный после Великой Октябрьской революции, исторически явился шагом назад, поскольку он отверг главные демократические ценности — индивидуальную свободу, права человека, частную собственность и т.д.

В реальности всеобщим правилом социализма стало полное подавление индивидуальности человека, его творчества, отрицание его права на свободу его мыслей и действий. Любые отклонения человека от партийных установок и норм классифицировались как «чуждые социалистическому образу жизни». Преследование и запрещение, какого бы то ни было инакомыслия индивида, было характерно для всего периода социалистического развития всех республик, входящих в состав бывшего Советского Союза.

В СССР был взят курс на построение атеистического общества, а следовательно, лишения их права на свободу мысли, совести и религии. В 20-е годы начинают проводиться мероприятия по уничтожению любых форм проявления религии: закрываются и конфисковываются молитвенные дома всех конфессий, подвергаются преследованию священнослужители (ксендзы, пасторы, раввины, муллы) и сами верующие, запрещается деятельность религиозных еврейских школ. В 30-е годы практически все религиозные организации были уничтожены.

Информация о работе Права и свободы человека