Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является выявление сущности и содержания социально-правовой защиты семьи, и показ на этой основе ее специфики и особенностей.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих задач:
1. Определение специфики, роли и функции семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства и других органов политической власти;
2. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи в России (социальные субъекты, социальные институты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые программы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);
3. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты семей в современном российском обществе "под углом зрения" нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизнедеятельности.

Содержание

Введение………………… 3
Глава I. Семья как объект социально-правовой защиты.
1.1 Социальные проблемы семьи …………………………………..9
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании………………………………………..15
1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период…….21
Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России…………………………………………….28
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России………………30
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………….37
Список используемых источников……………………...............39

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 227.50 Кб (Скачать файл)

Важное место в государственной политике занимает социальное обеспечение. Оно влияет на производство, потребление и другие стороны общественной жизни, осуществляет охрану здоровья и уровня жизни населения. Материальным содержанием социального обеспечения являются социальные фонды, выступающие как основная часть фондов потребления. Законодательство различает следующие виды социального обеспечения:

- пенсии - являются основным и  массовым видом социального обеспечения. Это особые платежи, которые осуществляются в определенной правовой форме, когда лицо достигло определенного возраста, либо не может трудиться по состоянию здоровья или по случаю потери кормильца.

- различные пособия – это  государственная помощь, поддержка, предоставляемая гражданам в случаях, установленных в законе, с конкретными целями, которая ограничена временными рамками.

- разнообразные услуги и натуральные  виды содержания.

Институт семьи в современной России приближается к краю пропасти, он переживает кризис и деградирует. Это выражается в резком росте числа разводов, неэффективной социализации детей, снижении рождаемости, неправильном распределении ролей в семье. Кризис семьи выражается в увеличении числа дисфункций, которые превышают число функций. С этим связаны демографический и семейный кризисы.  С переходом от индустриального общества к обществу информационных технологий, акцент делается на отдельную самостоятельную самоорганизованную личность, способную самореализоваться, что означает, свободную от любых связей личность.

О невыполнении институтом семьи основных социальных функций можно судить по неспособности обоих работающих родителей обеспечить достойное существование своих детей, что говорит о неэффективности выполнения функции содержания подрастающего поколения.

О невыполнении функции социализации говорит повышение преступности среди молодежи, подростков и детей, рост насилия в семье и распространение девиантного поведения.

Рост числа расторжений брака при массовой малодетности, или отсутствию в молодой семье детей вообще, создает крайне неблагоприятную демографическую ситуацию, что указывает на неэффективность репродуктивной функции семьи.

Современная семья претерпевает изменения, меняет акценты, формы, типы, но все, же она остается фундаментальной ключевой ценностью общества. Поэтому в современных условиях семья, как никто другой нуждается в социально-правовой защите. Государство не должно стоять в стороне от семьи. Оно должно быть объективно заинтересованно в поддержании, укреплении и развитии семьи ради собственного существования и формирования. Для эффективного осуществления семейной политики, государство должно четко представлять проблемы, с которыми сталкивается семья, и углубляться в их суть.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Современная семья не справляется с присущими ей традиционно- репродуктивными, социально- экономическими и воспитательными функциями;

Рост социального сиротства, которое создает условия для криминализации детей и подростков, и которое ложится дополнительным бременем на государственный бюджет;

Усиливается деградация первичной социализации детей, закладывающая фундамент будущего иждивенства и девиантного поведения огромного количества людей;

Семейная политика государства ориентирована в большей мере на защиту аморальных и маргинальных семей;

Нормативно-правовая база, связанная с защитой семьи остается несовершенной;

Отсутствует контроль над ненадлежащим исполнением законодательства о семье.

Нет сомнения в том, что целью семейной политики, частью которой является правовое регулирование социальной защиты семьи, есть улучшение демографической обстановки, повышение уровня образовательной и культурной ниши, поднятие общего потенциала нации, что приведет к социально- экономическому процветанию всего государства.

Для уяснения вопроса от чего нужно защищать семью, необходимо раскрыть источники социальной незащищенности. «Источники незащищенности- это факторы, которые в данный момент оказывают понижающее влияние на уровень жизни людей». Анализ источников социальной незащищенности необходим для повышения эффективности социальной защиты семьи. Источники социальной незащищенности можно разделить на две группы: абсолютные и относительные.

К абсолютным источникам относятся те, которые при любой направленности  их динамики будут однозначно влиять на защищенность семьи, снижают ее в той или иной степени. Это безработица, инфляция, военные конфликты, милитаризация экономики, экологические проблемы и другое.

Вторая группа включает в себя источники, которые только лишь при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. К ним следует отнести: снижение уровня личного потребления; несправедливое распределение доходов; сокращение объема и снижение качества медицинских услуг; обострение жилищной проблемы; ухудшение социального обеспечения и социальной помощи.

Поскольку под правовым регулированием социальной защиты семьи в дипломной работе понимается целостный комплекс мер социального, нормотворческого и правоприменительного характера, обеспечивающих защиту прав семьи, каждого ее члена в отдельности, направленных на производство и полноценное функционирование данного социального института, важно выявить его основные компоненты. На этой основе можно раскрыть содержание и основные функции государства и местного самоуправления.

В понимании политики, ее основной акцент делается на истолковании специфического вида социального процесса, содержанием которого является обнаружение, познание и использование объективных законов устройства, функционирования и развития управляемых объектов, принятия и исполнения управленческих решений посредством регулирующего, организующего, упорядочивающего и контролирующего воздействия на них со стороны управляющих субъектов для достижения общественно значимых целей публичного, корпоративного и  иного характера. При таком подходе политика неразрывно связана с реализацией публичных целей, выражающих всеобщее и общезначимые интересы населения той или иной территории. Поэтому политика всегда имеет публичный характер и преследует общезначимые цели.

Но не только государство осуществляет публичную политику в области правового регулирования социальной защиты. Активное участие на уровне определенных территорий принимает местное самоуправление. Осуществление социально-правовой защиты семьи с помощью политико-управленческой деятельности местного самоуправления более действенна потому, что в распоряжении муниципальных органов вполне законно находится ресурсная база и местная инфраструктура, складывающаяся из муниципальной собственности, налоговых поступлений, государственных дотаций и субвенций, доходов местных предприятий и другое.

Таким образом, ключевым компонентом правового регулирования социальной защиты семьи выступает муниципальная власть, имеющая общественно- государственный характер.

Все перечисленные элементы являются необходимыми составляющими полноценной системы социально-правовой защиты семьи. В полной мере они представлены в практике функционирования последней в большинстве развитых стран мира. Среди них показательны примеры организации и проведения социально-правовой защиты семьи в таким странах, как Швеция и Великобритания, которые представляют разные модели социально-правового государства: социал-демократическую и либеральную. В следующем параграфе речь пойдет об этих шведской и английской моделях социально-правовой защиты семьи, анализ которых, возможно, послужит примером для изменения или разработки современной социально-правовой защиты семьи в Российской Федерации.

 

1.2 Зарубежный опыт социально-правовой  защиты семьи в Швеции и  Великобритании.

В первую очередь заслуживает освещения опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции. Премьер-министр Швеции Т.Эрландер(1946-1969) утверждал, что: "Человек должен иметь возможность применять свои способности для иного, чем для борьбы за сносное существование. Единство устремлений, уважение к ближнему, чувство причастности к общему делу и влияние на жизнь общества также важны для человеческого существования, как и рост материального благополучия".

Шведская социальная модель признана во многих странах мира. Достижения Швеции в решении социальных проблем инвалидов и детей, пожилых и молодежи, семей и женщин изучаются в Европе и Азии, Америке и Африке, и не только студентами в университетах, но и специалистами в области социальной политики. И это не случайно. Благодаря многолетним усилиям шведов, направленным на улучшение условий жизни всех без исключения групп населения, Швеция с завидным постоянством демонстрирует всему миру возможности реального улучшения социального климата для всего общества, для людей всех возрастов, полов и профессий. В основе политики всех послевоенных правительств лежат принципы равенства, справедливости, преодоления нищеты и дискриминации. Шведская социальная политика страны базируется на солидном законодательстве. Хотя Швеция и является нашим северным соседом, для большинства россиян её социальная политика малоизвестна. Безусловно, что шведский социальный опыт нельзя скопировать для современной российской действительности. Это было бы неправильно и просто невозможно, особенно учитывая экономическое состояние нашей страны. Но использовать шведские методы социальной работы с группами населения, с отдельными лицами и в масштабах семьи, вероятно, целесообразно. Поэтому, проанализировав специфику социально-правовой защиты семьи в Швеции, необходимо будет выявить наиболее подходящие способы и методы работы в этом направлении для современного российского общества.

Раскрывая сущность семейной политики Швеции, необходимо упомянуть об одной из основ ее формирования принципе "благосостояния для всех".  В Швеции с начала XX века в большей степени, чем в большинстве других стран, социальная политика формировалась для всего населения. Исходным пунктом в области правового регулирования явилось решение о всеобщей народной пенсии, принятое в 1913 году. Установленная пенсионная система основывалась на принципе страхования: как взносы, так и выплаты определялись исходя из доходов, и рассчитывалась индивидуально.  Суть системы всеобщего благосостояния заключается в том, что преследуя цель равенства граждан, общество отвечает за предоставление государственных услуг хорошего качества всем гражданам в ряде областей: образования, здравоохранения, социальных услуг, заботе о детях, пожилых и конечно же о семье. Система социального страхования является основным элементом шведской социальной политики благосостояния, а также "инструментом создания большого социально-экономического равенства". Вступление в силу Закона «О всеобщем страховании» привело к организованной координации различных форм страхования. Шведский Закон различает три типа страхования:

- система страхования по болезни и страхование родителей;

- система народных пенсий;

- система всеобщих дополнительных пенсий.

Если человек не охранялся какой-либо системой страхования или пособия его недостаточно большие, он может получать общественную помощь. В законе о социальных услугах, вступившем в силу с января 1982 года, говорится, что коммуны несут, в конечном счете, ответственность за людей, проживающих в рамках их границ, независимо от гражданства. Среди прочего это означает, что люди имеют право на общественную помощь, которая покрывает такие основные потребности, как пища, одежда и жилье.

Понятие "семья" одинаково как в Швеции, так и в других странах.  Международные исследования вкладывают в эти отношения все, начиная от так называемой типовой семьи (мужа, жены и детей) до значительно более широкого круга родственников. Сейчас в Швеции существует тенденция относительно узкого толкования понятия, что связано с различным положением родителей и их несовершеннолетних детей. Так называемая типовая семья (мама, папа, ребенок) в современной Швеции является не столь господствующей, какой она была несколько десятилетий назад. Типовая семья как наименьшая юридическая, экономическая и административная ячейка в течение последних десятилетий была замещена индивидуумом. Это пример успешно измененного взгляда на ответственность всей семьи и семейную ответственность каждого из взрослых. Раньше по закону ответственность по уходу за детьми возлагалась на мать. Это выражалось, например, в пособии по материнству, исключавшем мужчину в уходе за ребенком и предполагавшем, что женщина является тем родителем, на которого возлагалась непосредственная ответственность за новорожденного. С точки зрения законодательства ответственность мужчины в семье, главным образом, была экономической. Позже в законах по семейной политике акцентировалась ответственность мужчины по уходу за ребенком. И, соответственно, экономическая ответственность женщины. Параллельно государство брало на себя все больше забот о ребенке, которые ранее были исключительно прерогативой родителей.

Социальная политика должна прямо или косвенно обеспечить гражданам достойные условия жизни или благосостояние. При этом имеются в виду две основные формы: перераспределение доходов, а также здравоохранение, социальное обеспечение и услуги.  Даже притом, что частная альтернатива государственному сервису в социальной сфере возросла, в современной Швеции политически выраженной целью продолжает оставаться достижение равного распределения общественных благ.  Социальный сервис должен быть одинаков для всех жителей независимо от образования, профессии, возраста, пола, этнической принадлежности и места жительства. Такое равенство предполагает экономическую солидарность между индивидуумами, которые живут в разных условиях. Эта философия солидарности находит также свое отражение в налоговой системе. Подавляющее большинство граждан в Швеции платят только коммунальный налог. И лишь только высокодоходная часть населения, кроме этого, платит государственный налог, который главным образом используется для перераспределения, имеющего целью сгладить различия между индивидуумами и коммунами с различными экономическими условиями. В связи с тем, что стоимость предоставляемого на местном уровне сервиса сильно различается в зависимости от слоев населения и хозяйства коммуны, во имя солидарности был введен так называемый налог "Робин Гуда". Это означает, что налоговые поступления от богатых направляются более бедным.

Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями