Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2014 в 04:04, курсовая работа
Целью дипломной работы является выявление сущности и содержания социально-правовой защиты семьи, и показ на этой основе ее специфики и особенностей.
Реализация поставленной цели предусматривает поэтапное решение следующих задач:
1. Определение специфики, роли и функции семьи как объекта социально-правовой защиты со стороны государства и других органов политической власти;
2. Раскрытие основных компонентов системы социально-правовой защиты семьи в России (социальные субъекты, социальные институты, службы и учреждения социально-правовой защиты, целевые программы, планы, мероприятия иные конкретные меры реализации социально-правовой защиты семьи и др,);
3. Показ содержания и особенностей социально-правовой защиты семей в современном российском обществе "под углом зрения" нормотворческого и правоприменительного обеспечения их жизнедеятельности.
Введение………………… 3
Глава I. Семья как объект социально-правовой защиты.
1.1 Социальные проблемы семьи …………………………………..9
1.2 Зарубежный опыт социально-правовой защиты семьи в Швеции и Великобритании………………………………………..15
1.3 Социально-правовая защита семьи в советский период…….21
Глава II. Особенности и содержание правового регулирования социальной защиты семьи в России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России…………………………………………….28
2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России………………30
2.3. Правовое регулирование труда женщин и лиц с семейными обязанностями……………………………………………………33
Заключение……………………………………………………….37
Список используемых источников……………………...............39
Уход за лицами с семейными обязанностями подразумевает меры в отношении детей и взрослых, которые нуждаются в помощи и услугах социальных служб. Это может быть, например, экономическая помощь для обеспечения семьям жизни определенного стандарта, а также социальной помощи и профилактической работы.
В современной шведской семье мужчина и женщина распределяют трудовые обязанности, и обязанности по уходу за детьми между собой по-разному. Сегодня трудовая активность женщин равна мужской. Швеция одна из тех стран, где мужчины и женщины составляют приблизительно равные части рабочей силы. Причем шведская семья с работающими родителями имела в наибольшую рождаемость в Европе - более 2х детей на родящую женщину. Высокая рождаемость, которая наблюдалась в Швеции довольно долго, можно воспринимать как признак успешной семейной политики, и справедливого разделения ответственности и труда между мужчиной и женщиной. Политика и вмешательство государства в семью были направлены на создание равенства между мужчиной и женщиной путем предоставления им равных возможностей участия в трудовой и общественной жизни.
Анализ системы социально-правовой защиты в Швеции показывает нам высокую степень защиты семьи от различного рода негативных внешних воздействий. Предусмотренная система страхования охватывает широкий круг категорий населения, что, безусловно, положительно сказывается на социальном благополучии семьи.
Учитывая тенденцию к возрастанию разводов, а как следствие неполных или новых семей, нетрудно заметить характер семейной политики в Швеции. Характер семейной политики направлен на равенство супругов, на равное распределение обязанностей по уходу за детьми. В пенсионном обеспечении предусмотрен одинаковый возраст мужчин и женщин для назначения пенсии, а в налоговом законодательстве принцип индивидуального налогообложения доходов. Иначе говоря, если рассматривать с законодательной точки зрения, то семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении и стоматологии для детей и подростков. Немало важно, что стоимость предоставляемых социальным сервисом услуг зависит от социального слоя населения, к которому принадлежит семья.
Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на отлаженную систему социально-правовой поддержки семьи, зависимость последней от государства все более возрастает. Хочется отметить, что частная альтернатива государственному сервису в Швеции возросла, что свидетельствует о провозглашенных социально-демократических принципах в этом государстве. Об этом также свидетельствует принцип равенства полов, который лежит в основе законодательства. Несмотря на возникающие трудности, социально-демографического характера, такие как, изменение состава семьи, старение населения, шведская система социально-правовой защиты остается одной из наиболее совершенных в мире.
Очень важными, на мой взгляд, мерами социально-правовой защиты являются следующие: компенсация пособия или по-другому общественная компенсация одинокому родителю, выплачиваемая в случае, если бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты. И жилищное пособие (общественное пособие по оплате жилищных расходов) для семей с низкими доходами. Перечисленные пособия выплачивает государство.
В отличие от шведской модели, иное содержание имеет опыт социально-правовой защиты семьи в Великобритании. Речь идет о том, что социальные услуги, предоставляемые индивидуальным лицам в Великобритании, начали развиваться после принятия Закона о помощи бедным (1601г.), на основе которого ответственность за работу с бедными несли местные органы власти в приходах (значение низшего административного округа и самой мелкой самоуправляющейся единицы).
Принципы социального страхования в Великобритании, нашли свое отражение в законодательстве многих стран мира и сегодня продолжают влиять на тенденции его развития.
В результате реформы социального обеспечения 1986 года в Великобритании пособия по болезни и по беременности и родам переданы в ведение страховых программ, создаваемых на предприятиях. Таким образом, они практически перестали быть государственными пособиями, правовое регулирование, предоставления которых осуществляется актами парламента, и превратились в производственные пособия, условия назначения и выплаты которых определяются коллективным договором и договором найма.
Исходя из сложившейся в Великобритании социально-политической и coциально-демографической ситуации, одним из главных приоритетов социальной и в частности семейной политики является преодоление такого социального явления, как социальная маргинализация. Этот термин относительно новый в британской политической лексике. Под социальной маргинализацией "подразумеваются бедность и низкие доходы, а в более широком смысле он включает в себя и некоторые причины и следствия нищеты".
В целях улучшения жизнедеятельности малообеспеченных семей был введен "Семейный кредит". Предназначается он для работающих родителей с детьми, имеющих низкий доход. Основой для назначения "семейного кредита" является оценка чистого, после уплаты налогов, дохода семейной пары. Выплаты начисляются на каждого взрослого с дополнением на детей в зависимости от их возраста.
В целях недопущения нищеты и ущемления детей и молодых людей, правительство Великобритании создало "Фонд помощи детям". Одной из главных задач работы этого Фонда является повышение грамотности у детей, привитие им основных необходимых навыков.
Следующая мера, предпринятая правительством, имеет важный характер в деле предотвращения безработицы и наращивания человеческого потенциала. Для помощи предпринимателям из бедных слоев и районов был основан фонд "Феникс".
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что, несмотря на впечатляющее количество применяемых мер английским правительством, последнее недовольно сложившимся социальным положением. Самыми главными болевыми точками считаются низкий уровень здравоохранения и возможности получения молодежью достойного образования. Таким образом, среди основных вопросов, связанных с социальной политикой Великобритании, можно выделить защиту прав личности, соблюдение гражданских свобод, здравоохранение и систему образования.
Таким образом, между шведской и британской моделями социально-правовой защиты есть немало общего, но и много различий. Вот, на мой взгляд, наиболее значимые. Хотелось бы начать с того, что социальная, в том числе и семейная политика каждой из рассматриваемой мной страны имеет свои принципы: Англия либеральные, Швеция — социально-демократические. Соответственно, построены системы социально-правовой защиты семьи в этих странах по-разному. Но главное, что правительства Великобритании и Швеции проводя социальную политику, ставят на первое место проблемы семьи и детей и считают ее одной из ключевых. Например, либерализм в Великобритании на законодательном уровне проявился в проведении реформы социального обеспечения в 1986 году, в результате которой пособия по беременности и родам перестали быть государственными и превратились в производственные. Проведение политики профилактики подростковой беременности с помощью просвещения и совершенствования полового воспитания, и действующая система отсрочки уплаты налогов рабочим семьям свидетельствуют об охране института семьи. На институциональном уровне правительство Великобритании пытается добиться сокращения молодежной преступности путем создания специальных бригад по несовершеннолетним правонарушителям.
Социально-демократические принципы шведской модели социально-правовой защиты семьи находят свое воплощение в провозглашенных лозунгах: "Равное распределение общественных благ", "Благополучие для всех". Что касается Швеции, то на законодательном уровне примером может служить система страхования, которая охватывает широкий круг категорий населения. Кроме того, семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении и стоматологии для детей и подростков. В Швеции скоординирована деятельность социальных служб на уровне коммуны, тем самым, правительство разрешило вопрос осуществления социально-правовой помощи семье.
Проанализировав способы проведения семейной политики правительством Великобритании и правительством Швеции, можно прийти к выводу, что потребительский кредит является более предпочтительной формой социальной защиты малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, так как он, вследствие своей возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим стимулом к трудовой деятельности.
В деле построения системы социально-правовой защиты семьи Советский Союз руководствовался социалистическими принципами. Сущность деятельности советского государства в этом направлении будет рассмотрена в следующей части работы.
1.3 Социально-правовая защита
Чтобы понять сущность деятельности советского государства в вопросах осуществления социально-правовой защиты семьи, необходимо выявить характерные черты государственного законотворчества и управления. А также попытаться обобщить теоретические аспекты права социального обеспечения и законодательства о браке и семье. Выработанные нормы поведения людей и закрепленные законодательно не появляются "из ниоткуда". Их появление провоцирует само общество. Но в условиях тоталитарного режима, господствовавшего в Советской России на протяжении нескольких десятилетий, данное утверждение было бы не совсем правильно. Особенности взаимодействия семьи и государства, осуществление социально-правовой защиты семьи государством и влияние последнего на формирование определенной идеологии и тем самым на жизнедеятельность семьи будут рассмотрены в настоящем параграфе.
Прежде чем перейти к детальному рассмотрению особенностей социально-правовой защиты семьи в советской России, необходимо дать краткую характеристику изучаемому периоду. Он характеризуется либеральным законодательством и легитимизацией ряда запрещенных в имперский период индивидуальных, в том числе сексуальных прав и свобод. Декрет "О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния" от 18 декабря 1917 года утвердил единую процедуру гражданской светской регистрации брака, отменив церковную как единственно легитимную и легальную. Кроме того, было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Россия была не только одной из первых стран мира, провозгласившей равенство полов, но и первой страной, в которой начала проводиться направленная социальная политика по созданию условий для реализации равных прав и возможностей для женщин. Благодаря такой политике государства в СССР на практике была создана одна из первых в мире эмансипаторских, в отношении женщин и детей, система социального обеспечения.
Речь идет о широком спектре социальных гарантий и льгот, существовавших в СССР, как всеобщих (вне зависимости от пола), так и специфически женских. Укажу лишь на основные из них: гарантированный государством доступ к всеобщему среднему образованию, бесплатное высшее образование и гарантированное трудоустройство, помощь в получении квартиры, профессионального образования, сеть доступных государственных дошкольных и школьных учреждений, дополненных системой внеклассного образования и развития школьников, гарантированная оплата больничных листов, отпусков по беременности, родам и тому подобное.
В зависимости от степени юридической силы различаются два основных вида источников права: законы и подзаконные акты. Главенствующим и определяющим источником советского права служили Основные Законы Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик. Законы обладают высшей юридической силой и приоритетом по сравнению с любыми другими нормативными актами. Это объясняется тем, что законы принимались высшими органами государственной власти съездом народных депутатов СССР, Верховным Советом СССР, Верховными Советами союзных и автономных республик, депутаты которых непосредственно представляли волю народа. В других случаях законы принимались непосредственно путем всенародного голосования (референдума).
На протяжении всего периода существования советского государства происходило становление права. Логично, что с изменениями общественных настроений, менялись и подходы к трактовке принципов и норм права.
Принципы права социального обеспечения представляли собой объективные закономерности, руководящие идеи, которые лежат в основе законодательства о социальном обеспечении и проходят через всю систему социального обеспечения. Советские принципы права социального обеспечения отражали закономерности экономического развития социалистического государства и главные цели экономической политики КПСС и сформулированы они были под непосредственным влиянием требований рабочей страховой программы, разработанной В.И.Лениным в 1912 году. Основными принципами советского права социального обеспечения являлись: всеобщность и доступность социального обеспечения; всесторонность и многообразие видов социального обеспечения; социальное обеспечение за счет государственных и общественных средств; социальное обеспечение в размерах, соответствующих сложившемуся уровню удовлетворения потребностей граждан на данном этапе развития общества; осуществление социального обеспечения самими трудящимися через органы государственного управления и общественные организации.
Несколько слов о самых значительных принципах советского права социального обеспечения. Второй принцип всесторонности и многообразии видов социального обеспечения заключался в следующем. Основными видами социального обеспечения в СССР являлись: пенсии, пособия, социальное обслуживание и натуральная помощь.
Пенсии основной, самый массовый вид обеспечения, главный источник средств существования для пенсионеров. На их выплату расходуется большая часть средств социального обеспечения. Пенсии в свою очередь подразделяются на несколько подвидов: пенсии по старости; пенсии по инвалидности; пенсии по случаю потери кормильца; пенсии за выслугу лет; персональные пенсии.
Информация о работе Правовое регулирование социальной защиты лиц с семейными обязанностями