Правовой статус некоммерческих организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – всесторонне изучить особенности правового статуса некоммерческих организаций.
Задачи исследования:
 Изучить понятие и правовой статус некоммерческих организаций;
 Проанализировать особенности регистрации, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций;
 Рассмотреть отдельные виды некоммерческих организаций.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….……….3
1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………………………………………………….……4
2. ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…………………...15
3. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ…..….26
3.1 ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ………………………….……...26
3.2 ОБЩЕСТВЕННЫЕ И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕДИНЕНИЯ)……………………………………………………………….29
3.3 ФОНД КАК ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО………………………………..…31
3.4 УЧРЕЖДЕНИЯ……………………………………………………………32
3.5 АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ………………………………………...……33
3.6 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ……………………………..….36
3.7 ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ……………………………….…..37
3.8 НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЁРСТВО………………………………...39
3.9 АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………41
3.10 КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО КАК НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ……………………………………………………………...….43
3.11 ОБЩИНЫ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ РФ КАК НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ……………………………..………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….………52
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………..………………...………53

Вложенные файлы: 1 файл

Основа.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

В связи с этим возникает необходимость принятия единого нормативно-правового акта, в котором следует дать законодательное определение реорганизации, сформулировать понятие правового института, содержащего общие нормы, устанавливающие порядок реорганизации юридических лиц. Одновременно с этим требуется урегулировать процесс реорганизации как коммерческих, так и некоммерческих организаций, таким образом, устранив законодательные пробелы посредством консолидации норм в едином нормативно-правовом акте. При подготовке указанного акта, возможно, потребуется обращение к опыту зарубежного законодателя, например к немецкому законодательству о реорганизации, в котором используется понятие («субъект права»), более широкое, чем «хозяйственная организация» или «предприятие».

Сравнительно недавно законодателю предлагалось урегулировать отношения, связанные с реорганизацией коммерческих юридических лиц (проект ФЗ «О реорганизации коммерческих организаций», внесенный на рассмотрение в Государственную Думу РФ в мае 2007 г.). Осуществлять реорганизацию некоммерческих организаций по аналогии с коммерческими организациями может повлечь за собой возникновение новых проблем и противоречий, так как, несомненно, возрастет риск, что останутся неучтенными какие-либо нормы, а это обязательно создаст новые трудности участникам гражданского оборота35.

Общий порядок ликвидации некоммерческих организаций устанавливается ст. ст. 18 - 21 Закона о некоммерческих организациях, нормами ГК РФ, и другими федеральными законами.

Статьей 61 ГК РФ специально оговорено: общественная или религиозная организация, благотворительный или иной фонд могут быть ликвидированы при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей его уставным целям36.

Инициатором судебного рассмотрения о ликвидации некоммерческой организации могут быть государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации.

Юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда, ликвидируется также в соответствии со ст. 65 ГК РФ вследствие признания его несостоятельным (банкротом), если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов.

Пунктом 2 ст. 18 Закона о некоммерческих организациях установлен особый порядок ликвидации фондов. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.

Фонд может быть ликвидирован по следующим основаниям:

- если его имущества недостаточно для осуществления целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

- если цели фонда не  могут быть достигнуты, а необходимые  их изменения не могут быть  произведены;

- в случае уклонения  фонда в его деятельности от  целей, предусмотренных уставом;

- в других случаях, предусмотренных  федеральным законом.

Учредители (участники) некоммерческой организации или орган, принявший решение о ликвидации некоммерческой организации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с ГК РФ и Законом о некоммерческих организациях порядок и сроки ее ликвидации37.

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами некоммерческой организации. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой некоммерческой организации выступает в суде.

Процедура ликвидации некоммерческой организации состоит из тех же этапов, которые выше были рассмотрены подробно на примере хозяйственного общества38:

- ликвидационная комиссия  помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, публикацию о ликвидации некоммерческой организации, порядке и сроке заявления требований ее кредиторами. Срок заявления требований кредиторами не может быть менее чем два месяца со дня публикации о ликвидации некоммерческой организации;

- ликвидационная комиссия  принимает меры по выявлению  кредиторов и получению дебиторской  задолженности, а также уведомляет  в письменной форме кредиторов  о ликвидации некоммерческой  организации;

- по окончании срока  предъявления требований кредиторами  ликвидационная комиссия составляет  промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе  имущества ликвидируемой некоммерческой  организации, перечне предъявленных  кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения;

- промежуточный ликвидационный  баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации  или органом, принявшим решение  о ее ликвидации;

- если имеющихся у ликвидируемой  некоммерческой организации (за исключением частных учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества некоммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений;

- при недостаточности  у ликвидируемого частного учреждения  денежных средств для удовлетворения  требований кредиторов последние  вправе обратиться в суд с  иском об удовлетворении оставшейся  части требований за счет собственника  этого учреждения;

- после завершения расчетов  с кредиторами ликвидационная  комиссия составляет ликвидационный  баланс, который утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации  или органом, принявшим решение  о ее ликвидации.

Специфика ликвидации некоммерческих организаций заключается в том, что после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с учредительными документами некоммерческой организации на цели, в интересах которых она была создана, и (или) на благотворительные цели39. Если использование имущества ликвидируемой некоммерческой организации в соответствии с ее учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства.

Исключение сделано для некоммерческих партнерств и частных учреждений. При ликвидации некоммерческого партнерства имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, подлежит распределению между его членами в соответствии с их имущественным взносом, размер которого не превышает размер их имущественных взносов, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами некоммерческого партнерства40.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество частного учреждения передается его собственнику, если иное не предусмотрено законами и иными правовыми актами Российской Федерации или учредительными документами такого учреждения.

Ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Запись о прекращении деятельности некоммерческой организации вносится органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, при предоставлении следующих документов:

- заявления о внесении  записи о ликвидации (в случае  добровольной ликвидации) или о прекращении деятельности некоммерческой организации, подписанного лицом, уполномоченным некоммерческой организацией;

- решения соответствующего  органа о ликвидации или о  прекращении деятельности некоммерческой  организации;

- устава некоммерческой организации и свидетельства об ее государственной регистрации;

- ликвидационного баланса;

- документа об уничтожении  печати некоммерческой организации.

Ассоциация (союз) реорганизуется и ликвидируется по общим правилам реорганизации и ликвидации юридических лиц. Такое объединение по единогласному решению участников может быть преобразовано в фонд или в автономную некоммерческую организацию, а в случае возложения на него учредителями ведения предпринимательской деятельности должно быть преобразовано в хозяйственное общество или товарищество41. В связи с наличием субсидиарной ответственности членов ассоциации (союза) по ее долгам такая некоммерческая организация не может быть признана банкротом. Остаток имущества объединения, образовавшийся после завершения его ликвидации, передается для использования на цели, определенные в его уставе, либо на иные цели, предусмотренные законом, и не может распределяться между его учредителями (членами).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
    1. ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КООПЕРАТИВ

Потребительским кооперативом признается основанная на началах членства организация, созданная для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных взносов (п. 1 ст. 116 ГК)42.

Потребительский кооператив, хотя и отнесен законодателем к некоммерческим организациям, в действительности занимает промежуточное положение между коммерческими и некоммерческими организациями. Дело в том, что ему присущ ряд признаков, характерных для коммерческих организаций43. Во-первых, потребительские кооперативы вправе распределять полученную от предпринимательской деятельности прибыль между своими членами, в том числе учредителями. Во-вторых, основная цель их деятельности носит узкокорпоративный характер, то есть деятельность осуществляется в интересах только членов данного объединения.

Данное выше определение потребительского кооператива является универсальным, то есть применимым ко всем видам потребительских кооперативов. Между тем существуют различные виды потребительских кооперативов, каждый из которых обладает определенными особенностями.

Согласно п. 2 ст. 116 ГК устав потребительского кооператива должен содержать помимо наименования юридического лица, места его нахождения, порядка управления деятельностью юридического лица условия о размере паевых взносов членов кооператива; сведения о составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов; о составе и компетенции органов управления кооперативом и порядке принятия ими решений, в том числе о вопросах, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов; о порядке покрытия членами кооператива понесенных ими убытков.

Потребительский кооператив обязан иметь паевой (уставный) фонд, являющийся минимальной гарантией удовлетворения требований его кредиторов44. Паевой фонд создается за счет взносов членов кооператива и к моменту его государственной регистрации должен быть оплачен полностью.

В организационно-правовой форме потребительского кооператива создаются жилищные и жилищно-строительные кооперативы; потребительские общества, жилищные накопительные кооперативы, гаражные и гаражно-строительные кооперативы; садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, кредитные потребительские кооперативы граждан, общества взаимного страхования (п. п. 2, 3 ст. 968 ГК РФ).

Можно выделить признаки, характерные для кооперативов любых видов и отличающие потребительский кооператив от других организационно-правовых форм. К таким признакам относятся45: членство, являющееся организационной основой формирования кооператива, демократические принципы управления кооперативами (в частности, один участник - один голос); внесение членами кооператива имущественных паевых взносов; удовлетворение материальных и иных потребностей членов кооператива как основная цель объединения граждан и юридических лиц в кооператив.

Доходы, полученные потребительским кооперативом от предпринимательской деятельности, осуществляемой кооперативом в соответствии с законом и уставом, распределяются между его членами.

Кооператив является собственником переданного ему в качестве взносов имущества (п. 3 ст. 213 ГК). Члены кооператива утрачивают всякие вещные права на переданные паевые взносы.

Потребительские кооперативы, наделенные специальной правоспособностью, в большей степени ограничены в осуществлении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, нежели производственные кооперативы. К примеру, сельскохозяйственные, потребительские, сбытовые кооперативы используют принадлежащее им имущество лишь для достижения целей, связанных с реализацией сельскохозяйственной продукции, осуществляя ее продажу, хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, транспортировку и иные связанные с этим сделки46.

Потребительские кооперативы относятся к юридическим лицам, на имущество которых их участники имеют обязательственные права, не обусловленные, как правило, величиной пая каждого из членов кооператива. Само имущество, переданное учредителями при образовании юридического лица, становится собственностью потребительского кооператива.

В соответствии с п. 4 ст. 116 ГК члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов.

Информация о работе Правовой статус некоммерческих организаций