Право собственности и иные вещные права: общее и особенное

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 11:06, курсовая работа

Краткое описание

Следует отметить, что относительно оснований возникновения и прекращения и видов права собственности в научной литературе существует единство мнений, однако относительно понятия самой собственности к общему определению пока не пришли. Одни исследователи сводят понятие собственности к экономической составляющей, другие - только к юридической.
Учитывая вышеизложенное, целью данной работы является системное и, по возможности, полное рассмотрение темы, выявление сущности понятия права собственности и образующих признаков данного института. В связи с этим, выполнение работы не ограничивалось только освещением понятия права собственности, также были рассмотрены его виды и способы гражданско-правовой защиты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ 4
1.1. Понятие права собственности как вещного права. 4
1.2 Содержание права собственности 5
1.3.Основания приобретения и прекращения права собственности 7
1.3.1. Первоначальные способы приобретения права собственности 7
1.3.2. Прекращение права собственности 10
1.4. Объекты и субъекты права собственности. 12
2 ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ, ЧАСТНОЙ И ОБЩЕЙ СОБСТВЕННОСТИ. 13
2.1 Понятие и основные характеристики права государственной собственности 13
2.2 Понятие и основные характеристики права частной собственности 17
2.3 Понятие и содержание права общей собственности. 23
3 ЗАЩИТА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ 29
3.1 Конституционные гарантии и гражданско-правовая защита права собственности 29
3.2 Вещно-правовые иски. 30
3.3Обязательственно-правовые иски 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая - гражд-испр.docx

— 111.34 Кб (Скачать файл)

Ведущее положение государственной собственности заключается в том, что:

  • она отличается наиболее высокой степенью обобществления имущества;
  • материальные блага принадлежат не отдельно взятому индивиду, группе лиц или коллективу, а всему народу в лице государства, и государство, являясь единым собственником, осуществляет руководство этой собственностью;
  • она является ведущей формой собственности и оказывает главенствующее воздействие на другие формы и виды собственности (например, предопределяет развитие частной, общей собственности, способствует развитию кооперации).

Нельзя не обратить внимания на тот  факт, что, хотя и провозглашено равенство  всех форм собственности, все же, в  отличие от других форм собственности, в собственности государства  может находиться любое имущество, в том числе ограниченное и  изъятое из гражданского оборота [15, c.456].

Что же касается оснований приобретения имущества в собственность, то в  некоторых случаях такое приобретение может быть использовано только государством (путем взимания налогов и пошлин). Более того, государство издает законодательные акты, наделяя тем самым себя соответствующими правомочиями, и устанавливает пределы их осуществления.

Исходя из природы и назначения государственной собственности, а  также ее роли как экономической  категории общества, т.е. принадлежности имущества народу в лице избранных им органов власти, можно вывести определение государственной собственности. Оно существует в двух значениях: право государственной собственности в объективном смысле и право государственной собственности в субъективном смысле.

Право государственной собственности в объективном смысле – это совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.

Право государственной  собственности в субъективном смысле – это конкретно принадлежащее Республике Беларусь или административно-территориальной единице имущество, в отношении которого на основании закона они осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению этим имуществом. Иными словами, это обычные правомочия собственника, и в этом плане они не отличаются от правомочий других собственников [4, с.315-317].

Основания, по которым государство  становится собственником того или  иного имущества, разнообразны, т.е. базой возникновения и развития государственной собственности  являются соответствующие юридические  факты. Они не равнозначны по своей  роли в образовании и пополнении фонда государственной собственности.

Среди различных оснований возникновения  права государственной собственности  к числу важнейших можно отнести  такие, как расширенное воспроизводство, различные гражданско-правовые сделки, налоги и сборы, клад, наследование по закону, невостребованная находка, бесхозяйное имущество, признание  имущества бесхозяйственно содержимым, реквизиция, конфискация, национализация.

Расширенное воспроизводство – это основа роста совокупного общественного продукта. Материальные ценности, созданные в процессе расширенного производства на государственных предприятиях, являются наиболее значимым способом образования государственной собственности. Право собственности на указанные ценности возникает не в силу предписания закона, а в силу того, что средства производства принадлежат государству.

Основанием возникновения права  собственности являются гражданско-правовые сделки и прежде всего договоры. Такого рода основания возникновения права собственности имеют довольно широкое распространение. Особенностью их является то, что они базируются на соглашении сторон. К договорам, в силу которых возникает право государственной собственности, относятся: поставка товаров для государственных нужд, договор контрактации, с помощью которого осуществляется поставка сельскохозяйственной родукции для государственных нужд, купля-продажа и т.д. Переход имущества в государственную собственность может осуществляться и на основе односторонних сделок (например, переход имущества в собственность государства по оставленному завещанию). Сделки могут совершаться как внутри страны, так и во внешнем обороте, в частности в сфере торговли.

В государственную собственность  поступает и изъятие части  дохода граждан и организаций в виде налогов и сборов. При этом такое изъятие осуществляется волевым путем со стороны государства во исполнение требований соответствующего законодательного акта.

В собственность могут переходить и бесхозяйные вещи, т.е. вещи, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен, либо вещи, от права собственности на которые собственник отказался. Речь идет о том, что если имущество длительное время находится без присмотра, начинает разрушаться, приходит в негодность, то государство определяет правовую судьбу такого имущества.

В установленных законом случаях  в собственность государства  переходят и обнаруженные клады. Так, если обнаружен клад, содержащий вещи, относящиеся к памятникам истории и культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. Если клад найден в земле, принадлежащей государству, то государство и лицо, нашедшее клад, делят его поровну, руководствуясь действующим законодательством.

В соответствии со ст. 241 ГК РБ в собственность государства могут переходить бесхозяйственно содержимые культурные ценности. Это происходит в тех случаях, когда собственник не проявляет необходимой заботы, что грозит утратой или разрушением культурных ценностей. Такие ценности по решению суда могут быть изъяты у собственника путем выкупа государством или продажи с публичных торгов.

Основаниями возникновения права государственной собственности являются также рассмотренные в предыдущем разделе реквизиция, конфискация, национализация. Эти основания прекращения права частной собственности являются одновременно основания возникновения права государственной собственности.

Реквизиция проводится в случаях, носящих чрезвычайный характер (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, эпизоотии и др.). Право государственной собственности при реквизиции возникает только при принудительном возмездном отчуждении имущества в собственность государства в порядке и на условиях, установленных законом. При временном изъятии имущества собственник сохраняет за собой право собственности, а органы государства лишь приобретают право пользования этим имуществом при чрезвычайных обстоятельствах. Прекращение действий, обстоятельств, вызвавших указанную меру, дает право лицу, имущество которого было реквизировано, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества (ст. 243 ГК РБ).

Конфискация предусмотрена в качестве дополнительной меры наказания за некоторые преступления (например, за хищение). Применяется конфискация в порядке и в случаях, установленных законом, а иногда и в административном порядке (например, изъятие предметов контрабанды таможенными органами). Конфискация имущества в административном порядке допускается лишь с соблюдением условий и порядка, предусмотренных законом. Решение о конфискации, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в суде.

Проведение национализации допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией закона о порядке и условиях национализации этого имущества. Национализация представляет собой принудительное изъятие имущества, но со своевременным и полным компенсированием лицу, имущество которого национализировано, стоимости этого имущества и других убытков, причиняемых его изъятием (ст.245 ГК РБ).

Кроме названных оснований возникновения  права собственности имеются и другие. В собственность государства переходит выморочное наследство. Это происходит в тех случаях, когда нет наследников ни по закону, ни по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать, либо все они отказались от наследства. Решение о признании наследства выморочным принимается судом на основании заявления местного органа управления и самоуправления по месту открытия наследства по истечении одного года со дня открытия наследства. Сроки признания наследства выморочным могут быть сокращены, если расходы, связанные с охраной наследства и управлением им, превышают его стоимость (ст. 1039 ГК РБ) [4, с.317-321].

Субъектами права государственной собственности являются:

  • Республика Беларусь (собственность Республики Беларусь);
  • аминистративно-территориальные единицы (собственность аминистративно-территориальных единиц). Такое деление на субъекты обусловлено действующим законодательством и вызвано формированием бюджетов Республики Беларусь и соответствующих административно-территориальных единиц, а также возможностью лучшего управления государственным имуществом.

Государство обладает всеобъемлющими правомочиями по управлению государственной  собственностью. Оно реализует принадлежащие ему правомочия как непосредственно, так и через свои представительные органы, которые осуществляют управление государственным имуществом от имени народа. Разумеется, в таком качестве они сами непосредственно не выступают, а создают для этого соответствующие органы по управлению госудорственным имуществом, а также фонды государственного имущества

Как уже было отмечено, законодательством  определено деление государственной собственности на республиканскую и коммунальную, т.е. собственность административно-территориальных единиц.

В целом республиканская собственность состоит из казны Республики Беларусь и имущества, закрепленного за республиканскими юридическими лицами в соответствии с актами законодательства (ст. 215 ГК РБ) [2].

К коммунальной собственности относится: имущество органов власти и управления административно-территориальных единиц, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство, предприятия сельского хозяйства, торговли, бытового обслуживания, транспорт, промышленные, строительные и другие комплексы и иное имущество, необходимое для экономического и социального развития соответствующей территории. В зависимости от того, на территории какой административно-территориальной единицы находится имущество, коммунальную собственность той единицы оно и составляет, если иное не предусмотрено законодательством.

Иными словами, коммунальная собственность  состоит из казны административно-территориальной  единицы и имущества, закрепленного  за коммунальными юридическими лицами в соответствии с актами законодательства. В свою очередь, средства местного бюджета  и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами, составляют казну соответствующей  административно-территориальной единицы (п.3 ст. 215 ГК РБ) [2].

Содержание права государственной  собственности составляют принадлежащие государству как собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Право владения государства означает, что оно имеет в своем охраняемом законом владении разнообразное имущество, прежде всего, основные средства. Осуществляя правомочие владения, государство организует в отношении всех видов имущества хранение и контроль за поступлением, распределением разнообразных материальных объектов.

Право пользования означает возможность государства по своему усмотрению извлекать пользу, выгоду из имущества с целью удовлетворения различных потребностей общества.

Право распоряжения государства состоит в установлении им порядка владения и пользования государственным имуществом, распределении этого имущества, определении правовых норм, с помощью которых должно осуществляться управление государственной собственностью. Иными словами, право распоряжения – это возможность государства определять юридическую судьбу своего имущества.

2.2 Понятие и основные характеристики права частной собственности

В целом понятие права частной  собственности как правового  института составляют право частной  собственности в объективном  смысле и право частной собственности в субъективном смысле.

Право частной собственности в объективном смысле составляет совокупность правовых норм, регулирующих отношения субъектов по поводу возможности иметь имущество в их собственности и определяющих границы владения, пользования и распоряжения им с целью удовлетворения своих потребностей. Данная формулировка указывает на то, что в соответствии с действующим законодательством лицо может иметь имущество на праве частной собственности.

Право частной собственности в субъективном смысле означает юридически закрепленное за собственником право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению в целях удовлетворения своих потребностей в соответствии с действующим законодательством.

В отличие от права частной собственности  в объективном смысле в данной формулировке указывается на принадлежность имущества лицу и на его право  в своих интереса совершать в  отношении этого имущества любые  действия, не противоречащие действующему законодательству. Разумеется, осуществление  прав собственника не должно нарушать интересы других лиц, равным образом как и эти лица не должны создавать препятствий осуществлению его законных прав.

Возникновение субъективного права связано с совершением гражданско-правовых сделок и иных юридических фактов. Например, приобретение имущества в собственность путем совершения покупки, наследования имущества, получения его по договору дарения, изготовления вещи, ее переработки и т.д.

Из определения субъективного  права частной собственности вытекает и его содержание, составляющими которого являются правомочия собственника по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Эта триада (владение, пользование, распоряжение) указывает на возникновение абсолютного правоотношения, т.е. такого правоотношения, которое требует от третьих лиц воздерживаться, чтобы не мешать собственнику пользоваться его имуществом. Иными словами, каждое из указанных правомочий обеспечивает собственнику конкретную возможность соответствующего поведения в абсолютном правоотношении, которое связывает собственника со всеми третьими лицами и одновременно устраняет вмешательство их в сферу законных интересов собственника.

Информация о работе Право собственности и иные вещные права: общее и особенное