Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат
ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".
Характеризуя масштаб проблемы, необходимо обратить внимание на различие в понятиях "беспризорные" и "безнадзорные" дети. Беспризорные дети - это те, кто не имеет определенного места жительства и (или) места пребывания. Такие дети составляют не более 1/10 от числа безнадзорных, к которым согласно Федеральному закону "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" относят всех, за поведением которых отсутствует контроль вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц. Количество безнадзорных детей, по оценкам всех ведомств, составляет около 1 млн. человек.
Проводимая в последние годы в России интенсивная работа активизировала формирование правовых основ защиты прав и интересов детей, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков.
В основу правовой базы всей системы профилактической и реабилитационной работы была положена концептуальная установка на неприемлемость, непродуктивность административно-карательного подхода к детям, социализация которых оказалась деформированной по вине взрослых, на необходимость гарантирования ребенку реального права на достойную форму существования в здоровой социальной среде, на защиту прав и интересов, незамедлительное решение его проблем, оказание социальной и иной помощи.
Эта позиция была
закреплена в Указе Президента Российской
Федерации от 6 сентября 1993 года № 1338
"О профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних,
защите их прав" и Концепции совершенствования
государственной системы
В настоящее время
в этой проблеме ведущую роль играет
Федеральный закон "Об основах
системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних",
принятый в июне 1999 года (№ 120-ФЗ). Данный
закон определил основные направления
деятельности, установил ответственность
федеральных министерств и
Введение в действие
Закона создало дополнительные возможности
для усиления социозащитного принципа
профилактики детской безнадзорности,
дальнейшего развития сети социозащитных
учреждений, активизации комплексного
решения проблем детей, находящихся
в трудной жизненной ситуации,
на основе более тесного взаимодействия
всех субъектов, входящих в систему
профилактики безнадзорности. Однако,
наряду с позитивным значением положений
Закона, он существенно сократил возможности
и ответственность органов
В 1999-2001 годах Правительство Российской Федерации уделяло проблеме профилактики детской безнадзорности особое внимание.
В марте 1999 года вопрос профилактики детской безнадзорности обсуждаются на заседании Правительства Российской Федерации, по итогам которого принято распоряжение Правительства № 736 от 10 мая 1999 года, предусматривающее реализацию федеральными органами исполнительной власти ряда конкретных действий по предупреждению детской безнадзорности.
Во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" в 2000 году Правительством утвержден ряд нормативных актов:
постановление Правительства
№ 896 от 27 ноября 2000 года "Об утверждении
Примерных положений о
постановление Правительства
№ 822 от 26 октября 2000 года "Об утверждении
Положения об осуществлении и
финансировании деятельности, связанной
с перевозкой несовершеннолетних, самовольно
ушедших из семей, детских домов,
школ-интернатов, специальных учебно-
постановление Правительства № 745 от 21 сентября 2000 года "Об утверждении Положения о правовом статусе воспитанников воинских частей".
В целях правового
регулирования вопросов возвращения
несовершеннолетних в государства
их постоянного проживания, федеральные
органы исполнительной власти в течение
2001 года принимали участие в разработке
проекта соответствующего Соглашения
о сотрудничестве государств - участников
Содружества Независимых
На федеральном
уровне в течение нескольких лет
действуют механизмы
Предметом изучения вышеназванных комиссий и последующих действий органов государственной власти в 1999-2001 годах были проблемы трудовой занятости детей и подростков, в том числе наихудшими формами детского труда, и методы их решения; ход выполнения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", распоряжения Правительства Российской Федерации "О мерах по преодолению детской безнадзорности", перспективы расширения сети специализированных учреждений закрытого и открытого типа, повышение их роли в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, проблемы зашиты прав детей в Чеченской Республике и другие вопросы.
Вопрос о детской
безнадзорности как одном из кризисных
явлений в социальной сфере в
мае 2001 года был рассмотрен на заседании
Совета Безопасности Российской Федерации;
приняты решения, направленные на создание
условий для повышения
За короткий срок Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации решена проблема организации и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских учреждений. В 2000-2001 годах на эти цели были выделены средства из федерального бюджета. Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы транзитные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляющие прием и перевозку по территории Российской Федерации несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, к месту их постоянного проживания. В настоящее время органами исполнительной власти г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, Республики Дагестан, Хабаровского края, Смоленской и Оренбургской областей начата работа по созданию транзитных учреждений, осуществляющих перевозку детей в пределах территорий государств-участников Содружества Независимых Государств.
Важное значение в становлении и развитии новой системы профилактической работы имеет начатая с 1997 года федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", направленная на развитие нормативно-правовой базы системы профилактики детской безнадзорности, обеспечение ее научно-методическими разработками, укрепление материально-технической базы учреждений, оснащение их бытовым, реабилитационным оборудованием, автотранспортом.
В 1999-2001 годах Программа была профинансирована в полном объеме. В 1999 году была оказана помощь в укреплении материально-технической базы 577 учреждениям органов социальной защиты населения, управления образованием, внутренних дел из 82 субъектов Российской Федерации на сумму 83,82 млн. рублей, в 2000 году - 629 учреждениям из 83 субъектов Российской Федерации на сумму 129,86 млн. рублей. В 2001 году Программа была профинансирована в размере 239.294 млн. рублей О состоянии профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних: Информация Министерства труда и социального развития Российской Федерации // Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. - 2002. - № 20 (176) . С. 76..
Практически во всех субъектах Российской Федерации реализуются региональные и муниципальные программы профилактики детской безнадзорности, объем финансовых средств, направленных на эти цели за 9 месяцев 2001 года из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников, составил 508 млн. рублей.
Одной из форм социальной
поддержки семей с детьми является
выплата ежемесячного пособия на
ребенка. В течение нескольких лет
сохранялась неблагополучная
В целях профилактики правонарушений несовершеннолетних введены дополнительные гарантии занятости лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (детей-сирот, выпускников детских домов, детей, оставшихся без попечения родителей, и других), проводится квотирование рабочих мест для данной категории граждан. В 2000 году трудоустроено на квотируемые рабочие места 22 тыс. человек из числа несовершеннолетних в возрасте до 18 лет, или 86% и 112% соответственно к показателям 1999 года и 1998 года.
Одним из путей решения проблемы детской безнадзорности является летний отдых детей.
В 2000-2001 годах, благодаря координации усилий всех структур власти, удалось увеличить число детей и подростков, которые охвачены организованными формами отдыха (в 2000 году - 9 млн. детей, в 2001 году - около 10 млн. детей). Из федерального бюджета на эти цели в 2001 году было выделено и направлено в субъекты Российской Федерации более 1,15 млрд. рублей.
В детских оздоровительных лагерях, санаториях и домах отдыха, находящихся на территории Российской Федерации, отдохнуло около 50 тыс. детей из Чеченской Республики.
В Российской Федерации
активно развивается сеть учреждений
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации. В настоящее
время действуют 793 специальных учреждения
для несовершеннолетних, нуждающихся
в социальной реабилитации, 187 стационарных
отделений для
Однако количество действующих учреждений, особенно это касается социальных приютов, не соответствует потребностям в них. Особенно тревожное положение в Москве, Курганской, Курской, Кировской областях, Республике Калмыкия, Чеченской Республике (2-3 социозащитных учреждения в регионе). Более половины субъектов Российской Федерации не имеют специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
Наиболее остро проблема детской беспризорности стоит в Москве, которая вследствие социально-экономических явлений последнего десятилетия стала крупнейшим центром неконтролируемой миграции.
Органами исполнительной
власти столицы практически до 2000
года не предпринималось активных целенаправленных,
последовательных действий по созданию
условий для решения проблем
детской безнадзорности и детской
беспризорности. На 01.01.2001 года в Москве
в системе органов социальной
зашиты населения и органов по
делам молодежи действовало только
3 социальных приюта для детей. Только
во II полугодии 2001 года создано государственное
экспериментальное учреждение "Городской
центр профилактики бродяжничества,
попрошайничества и правонарушений
среди иногородних
Именно создание
за достаточно короткий срок системы
социозащитных учреждений (в 1993 году
в России было всего 4 социальных приюта)
позволило в большинстве
Вместе с тем,
оценивая некоторые положительные
результаты деятельности органов и
учреждений системы профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
по решению проблемы детской беспризорности,
необходимо признать, что принимаемые
меры остаются недостаточно адекватными
остроте проблемы детской безнадзорности,
характеризующейся более
И только социозащитными технологиями, которые применимы для категории беспризорных детей, решить ее невозможно.
Устранению детской безнадзорности должна содействовать целостная социальная политика, борьба с бедностью, преступностью, контроль за миграцией.
Кроме того, в сложившихся
условиях социальная защита детей, оказавшихся
в особо сложных
Вместе с тем
сегодня в законодательстве существует
целый ряд пробелов, способствующих
распространению
Дополнительного правового регулирования требуют вопросы, связанные с осуществлением органами внутренних дел, подразделениями по делам несовершеннолетних, центрами временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел профилактических функций в отношении беспризорных и безнадзорных детей, расширением их возможностей в оказании экстренной помощи несовершеннолетним, не имеющим места жительства.
Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних