Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 10:43, реферат

Краткое описание

ЗАДАЧЕЙ реферата является теоретическое изучение причин и факторов социальной дезадаптации, способствующей проявлению агрессии и практическое наблюдение эффективности целевых программ Яшкинского района по профилактике насилия и агрессии в молодежной среде, в том числе социальное сопровождение подростков на примере краевой программы социальной реабилитации "Постскриптум".

Вложенные файлы: 1 файл

шевчук.docx

— 185.99 Кб (Скачать файл)

Нужна четкая система  органов, обеспечивающих на всех уровнях  координацию работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, - комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Пока комиссии не могут  эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую либо отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.

Отсутствие на федеральном  уровне современного правового обеспечения  деятельности указанных комиссий сдерживает разработку соответствующей правовой базы в субъектах Российской Федерации.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации  необходимо принять меры по развитию системы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, приведению ее в соответствие с положениями  Федерального закона "Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", постановления Правительства Российской Федерации № 896 от 27.11.2000 года "Об утверждении Примерных положений  о специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации", так  как действующая в настоящее  время сеть учреждений не соответствует  существующим потребностям и нормативам (примерно 22% от утвержденного Правительством Российской Федерации норматива - 1 учреждение на 5-10 тыс. детей).

Органы прокуратуры  Российской Федерации всех уровней  должны существенно улучшить контроль над соблюдением законодательства о правах детей. Судебным органам  Российской Федерации целесообразно  сократить сроки и повысить качество рассмотрения в судах уголовных  дел в отношении несовершеннолетних, гражданских дел о лишении  родительских прав, об усыновлении, об алиментных отношениях, о расторжении  брака, и других, касающихся прав и  интересов семьи и детей Торлопов В.А. Профилактика безнадзорности и  правонарушений несовершеннолетних в  России: проблемы и пути их законодательного решения // Информационно-аналитический  материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое  управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 10..

На основе взаимодействия подразделений по предупреждению правонарушений несовершеннолетних (милиции, общественной безопасности, органам здравоохранения, образования, социальной защиты, опеки  и попечительства) необходимо выработать:

механизмы своевременного выявления и учета неблагополучных  семей, оказание адресной помощи семьям с трудными детьми через Центры социального  обслуживания семей с детьми, возродить  деятельность комнат школьника по месту  жительства;

меры (правового, медицинского, психологического и социального  характера) воздействия с целью  устранения негативного влияния  семьи на подростка, а также лечение  и реабилитацию несовершеннолетних, испытывающих наркотическую, алкогольную  и другие виды зависимости, способствующие асоциальному поведению.

В сфере образования  необходимо Климантова Г.И. О некоторых  мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 15.:

Создать условия  для получения всеми желающими  бесплатного среднего (полного) общего образования.

Разработать новую  концепцию профессиональной подготовки в школе, учитывая тенденции структурных  изменений в экономике и трудовых ориентациях школьников.

Принять меры к развитию учреждений начального профессионального  образования всех типов (профессиональное училище, профессиональный лицей-центр  непосредственного профессионального  образования, учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа, вечернее учреждение начального профессионального образования).

В сфере труда  несовершеннолетних необходимо Климантова Г.И. О некоторых мерах по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический  материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое  управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 16.:

Образовать в  структуре органов содействия занятости  населения специализированные подразделения  по обеспечению занятости несовершеннолетних. Возложить на них функции по взаимодействию всех государственных и негосударственных  учреждений, общественных объединений, занимающихся трудоустройством и организацией труда несовершеннолетних.

Разработать целевые  региональные и муниципальные программы, дающие гарантию первого рабочего места.

Поддержать образование  групп содействия трудоустройству  несовершеннолетних в структуре  молодежных бирж труда и других негосударственных  служб содействия занятости.

Предусмотреть в  местных и региональных бюджетах средства для финансирования деятельности по созданию рабочих мест для несовершеннолетних.

Установить в  регионах льготное налогообложение, кредитование, целевое финансирование и иные формы  поддержки и стимулирования деятельности работодателей по обеспечению занятости  несовершеннолетних.

Расширить практику организации временной занятости  несовершеннолетних в свободное  от учебы время, обратив особое внимание на обеспечение возможности вовлечения в трудовую деятельность 14-15-летних подростков (в соответствии с действующим  законодательством).

Предусмотреть вовлечение несовершеннолетних в производственные сферы с внедрением наиболее передовых  технологий.

В сфере досуга необходимо Климантова Г.И. О некоторых мерах  по ликвидации детской безнадзорности // Информационно-аналитический материал «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в России: проблемы и пути их законодательного решения». - М.: Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации, 1999. С. 17.:

В основу досуговой  деятельности заложить принцип ориентации подрастающего поколения на отечественные  духовные ценности, включить в этот процесс и религиозные организации.

Объединить усилия государства и общественности по утверждению среди детей и  подростков здорового образа жизни, популяризации физкультуры и  спорта. Обеспечить возможность занятий  детей и подростков в спортивных и творческих клубах, стимулируя создание необходимого количества таких клубов и их финансовую поддержку различными фондами и благотворительными организациями. Предусмотреть освобождение от оплаты детей из малообеспеченных семей, воспитанников  интернатов и детских домов.

Возродить в полном объеме деятельность детских Дворцов  культуры и детских кинотеатров.

Разработать и принять  нормативный акт, запрещающий передачу в аренду коммерческим структурам помещений, предназначенных для использования  или используемых для работы с  детьми и подростками.

До создания в  Российской Федерации системы ювенальной юстиции решить проблему о специализации  судей по делам несовершеннолетних и семейным делам, затрагивающим  интересы несовершеннолетних детей.

Разработать механизм постоянного обмена информацией  между органами опеки и попечительства, учебными заведениями, дошкольными  учреждениями, детскими поликлиниками, службами департамента социальной защиты населения, комиссиями по делам несовершеннолетних и подразделениями по предупреждению правонарушений несовершеннолетних о  подростках, воспитывающихся в неблагополучных  условиях.

Учитывать в государственной  статистике несовершеннолетних, не занятых  учебой и трудом.

Выработать механизм привлечения общественных формирований и негосударственных структур к  работе с воспитанниками специальных  школ, профтехучилищ и осужденными  в ВТК.

Разработать механизм своевременного информирования комиссий по делам несовершеннолетних и подразделений  по предупреждению правонарушений несовершеннолетних милиции общественной безопасности о возвращающихся из специальных  учебных заведений и воспитательно-трудовых колоний несовершеннолетних.

Решение обозначенных проблем во многом будет зависеть от кадрового обеспечения. Задача подготовки кадров социальных работников для работы с несовершеннолетними беспризорными  или просто подростками с трудной  судьбой является в настоящий  период чрезвычайно актуальной для  России.

Опыт нашей страны, уже решавшей в 20-е годы, годы Великой  Отечественной войны проблему детской  безнадзорности убедительно свидетельствует  о том, что общество может ее решить, а выброшенный из жизни подросток - заново адаптироваться к ней.

Но решение проблем  детской безнадзорности возможно при  условии корректировки экономической  политики в интересах человека, усилении роли государства в подготовке к  жизни подрастающего поколения, проведении активной семейной политики и переходе от идеологии выживания  к идеологии созидания.

Под профилактикой  в широком смысле слова понимается "совокупность предупредительных  мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния  порядка" Толковый словарь / Под ред. Ожегова С.И. - М.: Просвещение, 1998. С. 57. или "система государственных  и общественных социальных, гигиенических  и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения  и предупреждение заболеваний" Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной  и коррекционной работы. - 2001. - № 3. С. 11.. Профилактику можно подразделить на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика:

изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания;

изучение и коррекция  нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом  развитии в младенческом, раннем и  дошкольном возрасте.

Вторичная профилактика:

раннее вмешательство  в коррекцию клинико-биологических  нарушений у ребенка;

исследование генографии семьи;

коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных  связей, определение детско-родительских границ;

наличие четких семейных ролей.

Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и ее целью является коррекция поведения  подростка и его развитие, а  не само преступление. Предполагается создание ювенильных судов, оценивающих  антропосоциоцентрический подход к  личности подростка с учетом его  социальной уязвимости в обществе, отрицательным социальным опытом и  низкими социальными перспективами.

Состояние такой  сложной социальной системы, какой  является человеческое общество, обуславливается  многими процессами, происходящими  в нем на том или ином этапе  его развития. Направленность и содержание этих процессов в значительной мере определяются поведением самих людей, которое формируется, как правило, под воздействием этих процессов, условий  и обстоятельств. Однако поведение  личности, представляющее комплекс "взаимосвязанных  действий, осуществляемых субъектом  с целью реализации определенной функции и требующих его взаимодействия со средой", может проявляться  по-разному и не всегда согласовываться  с целями и образом действий всего  общества. Такое отклонение в поведении  человека побуждает общество осуществлять специальные меры по предупреждению, устранению или, в крайнем случае, смягчению отрицательных социальных последствий этого рассогласования  как для самой личности, так  и для общества в целом. В социальной работе "под профилактикой подразумеваются  научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на:

предотвращение  возможных физических, психологических  или социокультурных коллизий у  отдельных индивидов и групп  риска;

сохранение, поддержание  и защиту нормального уровня жизни  и здоровья людей;

содействие им в  достижении поставленных целей и  раскрытии их внутренних потенциалов" Социология / Под ред. В.И.Курбатова. - Ростов - н/Д.: Феникс, 1998. С. 292..

Актуальность проблемы безнадзорности несовершеннолетних ставит перед обществом в качестве одной  из основных задач необходимость  концентрации усилий, направленных не только на борьбу с данным явлением, но и, главным образом, на его предупреждение, т.е. устранение коренных причин и условий, прямо или опосредованно оказывающих  отрицательное воздействие на несовершеннолетних. При этом, как показывает опыт, социальная значимость профилактических мероприятий  становится эффективнее, если они научно обоснованны, исходят из всестороннего  учета взаимодействия объективных  и субъективных факторов, детермирующих  поведение личности в уже сложившейся  или возможной, прогнозируемой жизненной  ситуации. Хотя однозначных решений  этой сложной проблемы нет, да и не может быть. Однако в настоящее  время, как в науке, так и в  практической деятельности государственных  органов социальной защиты населения, других учреждений и ведомств по профилактике безнадзорности несовершеннолетних сформировались определенные исходные взгляды на проблему в целом и основные подходы  к выбору конкретных направлений  работы.

В концептуальном плане  среди них можно выделить прежде всего информационный подход Теория и методика социальной работы (учебное  пособие). - М.: Проспект, 1995. С. 88.. Он основывается на широко распространенном представлении: отклонения от социальных норм в поведении  людей происходит потому, что они  не знают их. Такая точка зрения уже сама по себе предопределяет направление  профилактических действий и выбор  средств, форм и методов их осуществления, а именно: информирование людей о  нормативных требованиях, предъявляемых  к ним государством и обществом, активное использование в этих целях  средств массовой информации (печать, радио, телевидение), а также кино, театр, художественную литературу и  другие современные средства, их целенаправленное применение может оказать большое  влияние на формирование правосознания  подростка, повышение его морально-нравственной устойчивости, общего уровня культуры. К сожалению, в условиях кризиса  переходного периода, ложно понимая  принципы гласности и свободы  личности, некоторые средства массовой информации благородную миссию по профилактике безнадзорности и девиантного поведения  не только не выполняют, но порой сами становятся, прямо или косвенно, пропагандистами человеческих пороков, с которыми вынуждено бороться общество. Ярким примером может служить  широко пропагандируемый нашими средствами массовой информации тезис "разрешено  все, что не запрещено законом", его буквальное толкование, если не будут своевременно приняты соответствующие  меры, фактически может привести к  искоренению в сознании людей, особенно молодежи, веками выработанных в нашем  народе морально-нравственных устоев, межличностных и внутрисемейных отношений, освященных церковью, традициями, совестливостью, сострадательностью и  бескорыстиемТеория и методика социальной работы (учебное пособие). - М.: Проспект, 1995. С. 89. .

Информация о работе Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних