Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 00:42, курсовая работа
Цель исследования - выявление и решение теоретических и практических проблем в сфере регулирования правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.
Задачами дипломного исследования являются:
- изучение понятия и видов физических лиц Республики Беларусь как субъектов гражданских правоотношений;
- системный анализ гражданской правоспособности физических лиц;
- исследование правового регулирования проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….
3
ГЛАВА 1. Физические лица как участники гражданских правоотношений ……………………………………………......
. Понятие и виды физических лиц ………………………..
. Гражданская правосубъектность физических лиц …….
7
7
14
ГЛАВА 2. Иностранные граждане и лица без гражданства как участники гражданских правоотношений ……………….
2.1. Правовое регулирование проживания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь ………………………………………………………...
2.2. Предпринимательская деятельность иностранных граждан и лиц без гражданства………………………………..
2.3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства смежными отраслями права ……………………………….…...............................................
27
27
36
47
ГЛАВА 3. Регулирование правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства нормами международного частного права…………………………………………………..
55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………
63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Согласно ст. 176 ГК, сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя в случаях, когда такое согласие требуется в соответствии со ст.25 ГК, может быть признана судом недействительной по иску законных представителей несовершеннолетнего.
Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет за причиненный им вред самостоятельно несут ответственность на общих основаниях. В соответствии с п.2 ст.943 ГК в случае, когда у несовершеннолетнего нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине [15].
По ходатайству законных представителей несовершеннолетнего либо органа опеки и попечительства суд при наличии достаточных оснований может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами. На практике основанием для заявления такого ходатайства могут явиться расточительство, увлечение азартными играми, иная неразумная трата средств.
Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их зависит не только от возраста, но и от психического состояния гражданина. Гражданин должен обладать способностью понимать значение своих действий, руководить ими и предвидеть последствия их совершения [20, с. 568].
Гражданин, который вследствие психического расстройства (душевной болезни или слабоумия) не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Для определения психического состояния гражданина суд назначает судебно-психиатрическую экспертизу. Порядок признания гражданина недееспособным определяется гражданским процессуальным законодательством. Над таким гражданином органом опеки и попечительства устанавливается опека. Опекун совершает в интересах гражданина, признанного недееспособным, все сделки и несет по ним ответственность. Сделки, совершенные гражданином, признанным недееспособным вследствие психического расстройства, являются ничтожными. Однако в интересах гражданина, признанного недееспособным, совершенная им сделка может быть признана судом действительной по требованию опекуна, если она совершена к выгоде такого гражданина (п.2 ст.172 ГК). Вред, причиненный таким гражданином, возмещают его опекун или организация, обязанная осуществлять за ним надзор, если не докажут, что вред возник не по их вине [15].
Решение о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства может быть отменено, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным. На основании решения суда о признании гражданина дееспособным отменяется установленная над ним опека.
Совершеннолетний гражданин может быть ограничен в дееспособности судом. Пункт 1 ст.30 ГК в качестве основания для ограничения дееспособности гражданина называет злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, в результате чего семья этого гражданина ставиться в тяжелое материальное положение [15]. Тяжелое материальное положение семьи может вызываться как уклонением лица от исполнения своих материальных обязанностей перед нею, так и затратами семьи на содержание гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. Для признания лица ограниченно дееспособным не требуется, чтобы лицо являлось хроническим алкоголиком. Гражданину, ограниченному в дееспособности, назначается попечитель. Такой гражданин вправе совершать самостоятельно мелкие бытовые сделки. Совершать другие сделки, а также получать свой заработок, пенсию или иные доходы и распоряжаться ими он вправе лишь с согласия попечителя.
Согласно п.1 ст.178 ГК, сделка по распоряжению имуществом, совершенная ограниченным в дееспособности гражданином без согласия попечителя, может быть признана судом недействительной по иску попечителя [15].
Ограничение в дееспособности не влияет на размер ответственности гражданина. Он самостоятельно несет имущественную ответственность по всем заключенным сделкам, а также отвечает на общих основаниях за причиненный вред.
Суд отменяет ограничение дееспособности, если отпали основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, также отменяется попечительство. Когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным перестала существовать (например, в связи с расторжением брака), по заявлению соответствующих лиц должна последовать отмена судом ограничения дееспособности [20, с. 569].
Новым для гражданского законодательства Республики Беларусь является институт патронажа. Его суть определена в ст. 37 ГК и заключается в установлении попечительства (без ограничения прав) над дееспособным гражданином по его просьбе в случаях, когда он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется попечителем-помощником. Попечитель-помощник может быть назначен органом опеки и попечительства (отдел социальной защиты) только с согласия гражданина, над которым устанавливается патронаж. Подопечный самостоятельно заключает с попечителем-помощником договор поручения или доверительного управления, который и является правовым основанием для последнего по распоряжению имуществом, принадлежащим подопечному [20, с. 621].
Патронаж, установленный над совершеннолетним дееспособным гражданином, прекращается по требованию этого гражданина.
Длительное отсутствие гражданина в месте жительства, если неизвестно место его пребывания, небезразлично для организаций и граждан, с которыми он находился в правовых отношениях. Например, если гражданин был должником, то кредиторы не имеют возможности потребовать уплаты долга. Нетрудоспособные лица, которые были на иждивении гражданина, перестают получать от него содержание, но не могут обратиться за пенсией, поскольку считаются имеющими кормильца. В случае длительного отсутствия гражданина может быть причинен ущерб его имуществу, оставшемуся в месте жительства без надзора.
С целью устранения юридической неопределенности, вызванной длительным отсутствием гражданина, и предотвращения неблагоприятных последствий для его имущества закон предусматривает создание особого правового состояния для такого гражданина, а именно - признание его безвестно отсутствующим.
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим закрепляется ст.38-40 ГК Республики Беларусь. Согласно ст. 38 ГК, гражданин может быть признан безвестно отсутствующим, если в течение одного года по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания [15]. Если невозможно установить день получения последних сведений об отсутствующем, началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц - 1 января следующего года.
Решение о признании гражданина безвестно отсутствующим может быть вынесено только судом по заявлению заинтересованных лиц. Суд может поставить вопрос перед органом опеки и попечительства об управлении имуществом, принадлежащим безвестно отсутствующему. Доверительный управляющий имуществом определяется органом опеки и попечительства. Доверительный управляющий принимает на себя исполнение обязательств отсутствующего гражданина, погашает за счет его имущества долги отсутствующего, управляет имуществом отсутствующего в его интересах. Из принадлежащего отсутствующему гражданину имущество выделяется содержание лицам, которых отсутствующий обязан был содержать. По заявлению супруга безвестно отсутствующего производится расторжение брака (ст. 37 КоБС), прекращаются выданные им доверенности (п.1 ст. 189 ГК), нетрудоспособные иждивенцы отсутствующего имеют право на получение пенсии по случаю потери кормильца [34].
Суд отменяет решение о признании гражданина безвестно отсутствующим в случае его явки или обнаружения места пребывания, отменяется доверительное управление имуществом, прекращаются выплаты пенсий иждивенцам. В случае явки супруга, признанного безвестно отсутствующим, брак может быть восстановлен только на основании решения суда, если нет нового брака [34]. Гражданин может быть объявлен судом умершим, если по месту его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожающих смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в течение шести месяцев (ст. 41 ГК). Не требуется, чтобы объявлению гражданина умершим обязательно предшествовало признание его безвестно отсутствующим
Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофы, крушения на железной дороге), и этот несчастный случай, явившийся причиной предполагаемой гибели лица, действительно имел место, что подтверждается доказательствами, подлежит применению 6-месячный срок.
Военнослужащий или другой гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Днем смерти гражданина, объявленного умершим, считается день вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим. Однако суд может признать днем смерти гражданина день его предполагаемой гибели, если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
В отношении прав и обязанностей гражданина, объявленного умершим, наступают такие же последствия, какие повлекла бы физическая смерть: наследование, пенсионное обеспечение иждивенцев, прекращение брака.
Решение
суда об объявлении гражданина умершим
может быть отменено в случае явки
или обнаружения места
Если имущество гражданина, объявленного умершим, перешло к государству как выморочное и было последним реализовано, то после отмены решения об объявлении гражданина умершим ему возвращается сумма, вырученная от реализации такого имущества.
После отмены решения суда об объявлении гражданина умершим прекращается выплата пенсии по случаю потери кормильца его нетрудоспособным иждивенцам; вопрос о возврате выплаченных сумм решается в зависимости от уважительности причин отсутствия гражданина, объявленного умершим. Если другой супруг не вступил в брак, то брак, в котором состоял гражданин, объявленный умершим, считается восстановленным (ч. 1 ст. 44 КоБС).
Местом жительства гражданина признается место нахождения (адрес) жилого помещения, право владения, распоряжения и (или) пользования которым возникло у гражданина по основаниям, установленным законодательными актами, либо населенный пункт, где этот гражданин постоянно или преимущественно проживает, а при невозможности установить такое место - место жительства (при его отсутствии - место пребывания), указанное в документе, удостоверяющем личность, либо другом документе о регистрации, либо место нахождения имущества этого лица.
Местом жительства несовершеннолетних в возрасте до четырнадцати лет или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их родителей, усыновителей или опекунов [12, с. 54].
Таким образом, лицом физическим обыкновенно называется всякий индивид правоспособный, т.е. могущий обладать правами.
Все люди правоспособны, но не все обладают правоспобностью в одинаковой мере. Различие в правоспособности отдельных лиц находит себе основание в самой природе людей: не все одинаково разумны, одинаково одарены волей; не все достигают одинакового развития умственного и нравственного.
Изученный материал позволяет отметить, что субъектами общественных отношений, урегулированных нормами гражданского права, могут выступать как коллективные образования, так и отдельные граждане - «физические лица», к числу которых относятся не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Признание физических лиц субъектами гражданских правоотношений (правосубъектность) означает наделение их гражданской правоспособностью, т.е. способностью иметь гражданские права и обязанности, предусмотренные законом. Участие в гражданских правоотношениях обычно предполагает и наличие дееспособности, т.е. способности своими действиями приобретать гражданские права и создавать для себя гражданские обязанности.