Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя…………..7
Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18
Глава 2. Налогообложение индивидуального предпринимателя………..25
2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25
2.2.1. Республиканские налоги и сборы…………………………………..26
2.2.2. Местные налоги и сборы……………………………………………30
2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31
2.4. Налогообложение с уплатой единого налога……………………………...34
Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства…………..36
3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36
3.2. Административная ответственность ……………………………………...38
3.3. Уголовная ответственность………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников и литературы…………………………...51
Приложения………………………………………………….…………………..57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (Севертока А.В.).docx

— 114.26 Кб (Скачать файл)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовой статус индивидуального  предпринимателя…………..7

    1. Государственная  регистрация    и   лицензирование   деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
    2. Порядок         организации          деятельности        индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
    3. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18

Глава 2. Налогообложение индивидуального  предпринимателя………..25

2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25

2.2.1. Республиканские  налоги и сборы…………………………………..26

2.2.2. Местные  налоги и сборы……………………………………………30

2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31

2.4. Налогообложение  с уплатой единого налога……………………………...34

Глава   3.   Ответственность индивидуального предпринимателя   за нарушение налогового законодательства…………………………………..36

3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36

3.2. Административная ответственность ……………………………………...38

3.3. Уголовная  ответственность………………………………………………...42

Заключение……………………………………………………………………….47

Список использованных источников и литературы…………………………...51

Приложения………………………………………………….…………………..57

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Предпринимательство было и остается одним из самых привлекательных видов деятельности, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения и выбирать любые формы и сферы хозяйственной деятельности.

Актуальность  исследования такой формы осуществления  предпринимательской деятельности, как индивидуальный предприниматель, обусловлена рядом преимуществ, которыми она обладает.

Согласно  международной практике индивидуальный предприниматель по сравнению с юридическими лицами имеет упрощенную систему создания и ликвидации бизнеса, более простую систему налогообложения, упрощенный порядок ведения учета результатов хозяйственной деятельности и предоставления внешней отчетности. Такой порядок является способом вовлечения как можно большего числа граждан, в первую очередь, малообеспеченных, молодежь, многодетные семьи, женщин, в процесс создания национального богатства, а также самостоятельного обеспечения себя средствами для достойной жизни. Институт индивидуального предпринимательства распространен во всем мире и является организационно-правовой формой реализации фундаментальных прав граждан [22; с. 317]. В Беларуси, когда существуют проблемы создания новых рабочих мест, обеспечения населения качественными и дешевыми товарами и услугами, поддержка индивидуальных предпринимателей является важнейшим элементом стратегии обеспечения социальной и экономической безопасности страны.

О популярности данной формы предпринимательской  деятельности свидетельствуют и  данные Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По состоянию на 04.05.2011 г. в базе Единого государственного регистра содержится информация в отношении 270 178 юридических лиц, в том числе 166 170 действующих и 736 643 индивидуальных предпринимателей, в том числе 262 090 действующих.

За 4 месяца 2011 года в республике зарегистрировано 22 719 субъектов хозяйствования: 5 664 юридических лиц и 17 055 индивидуальных предпринимателей. В том числе в Гродненской области: 423 юридических лиц и 2 333 индивидуальных предпринимателя.

В целом, за последние 5 лет число субъектов  хозяйствования, регистрирующихся в  качестве индивидуальных предпринимателей, растет.

Таблица 1: Количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей 2005-2010 гг.

Источник: [39].

Во-вторых, особое внимание следует уделить такому вопросу, как система налогообложения индивидуальной предпринимательской деятельности. К сожалению, все чаще начинающие индивидуальные предприниматели терпят убытки в связи с тем, что используют невыгодную систему налогообложения, платят лишние налоги или сборы, в связи с допущенными нарушениями оплачивают штрафы.

Одним из наиболее часто встречающихся правонарушений в области предпринимательской  деятельности является нарушение порядка  приема наличных денежных средств и  использования кассовых суммирующих  аппаратов.

За 5 месяцев 2010 года в результате контрольных  мероприятий по данным вопросам налоговыми органами Гродненской области установлено     322 нарушения. К административной ответственности  привлечено   265 субъектов предпринимательской  деятельности в виде штрафов на сумму      186 млн. руб. [37].

Таким образом, данная работа охватывает широкий спектр проблем, связанных с организацией предпринимательской деятельности. Это как государственная регистрация, так и процедура прекращения предпринимательской деятельности. Особое внимание отведено анализу систем налогообложения индивидуальных предпринимателей и мерам ответственности за нарушение порядка уплаты налогов и других правонарушений налогового законодательства.

Цель  работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.

В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:

  1. Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
  2. Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
  3. Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
  4. Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
  5. Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Предметом исследования является процесс налогообложения  индивидуального предпринимателя.

Объект  исследования – индивидуального предпринимателя, как субъект налогообложения.

Теоретическую базу исследования составили труды  отечественных ученых, политологов  и др. авторов, относящиеся к теме исследования. При написании работы использовалось действующее законодательство Республики Беларусь. Нормативная база исследования включает, помимо норм налогового права, источники других отраслей права: гражданского, финансового, административного, уголовного и др.

Дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованных источников и литературы в количестве сорока двух источников.

Общий объем  работы составил 50 страниц без приложений.

 

ГЛАВА 1

ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНДИВИДУАЛЬНОГО  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

    1. Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя

 

В соответствии со ст.22 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее по тексту ГК РБ), гражданин  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя.

Индивидуальный  предприниматель – это лицо, осуществляющее коммерческую деятельность в не запрещенных  Конституцией и законом сферах, имеющее  право нанимать до пяти наемных работников. Статус индивидуального предпринимателя предполагает установление предельного оборота в размере до 650 млн бел рублей в год (около 220 тыс долларов США). Для микроорганизаций такой предел составляет 2 600 млн. рублей (около 860 тыс доллар США), а для малых организаций - 18 200 млн. рублей (около 6 млн доллар США) [15].

Индивидуальным  предпринимателем может быть любой  гражданин Беларуси, который уведомил об этом соответствующий орган государственной  власти. Регистрация индивидуального предпринимателя должна носить уведомительный характер. Она осуществляется бесплатно в течение двух дней со дня подачи заявления в соответствующий отдел налоговой инспекции. Подпись заявителя может быть нотариально заверена по выбору самого заявителя. Кроме заявления гражданин подает копию паспорта [20; с. 123].

Государственная регистрация физического лица, изъявившего  желание заниматься предпринимательской  деятельностью, осуществляется соответствующей  администрацией районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского органа местного самоуправления по месту постоянного жительства этого лица.

Для регистрации  физическое лицо представляет:

  • заявление о государственной регистрации;
  • фотография гражданина обратившегося за государственной регистрацией;
  • оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины [36].

Для государственной  регистрации изменений и (или) дополнений необходимо, кроме названых выше документов, представить оригинал свидетельства, т.к. индивидуальному предпринимателю выдается новое свидетельство.

Индивидуальный  предприниматель считается зарегистрированным со дня подачи документов, представленных для государственной регистрации  и внесения записи в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

Регистрирующий  орган в течение пяти рабочих  дней со дня внесения записи в Единый государственный регистр, выдает документы, подтверждающие постановку на учет в  налоговых органах, госстатистики, в фонде соцзащиты, регистрацию в страховом предприятии «Белгосстрах».

Свидетельство о государственной регистрации  выдается в течение суток со дня  подачи документов, но по желанию индивидуального предпринимателя может выдаваться одновременно с указанными выше документами.

 Наличие  у индивидуального предпринимателя свидетельства о государственной регистрации служит основанием для обращения за изготовлением печати (штампа). Получение специального разрешения не требуется.

Свидетельство о регистрации физического лица в качестве предпринимателя оформляется  в трех экземплярах. Один экземпляр  свидетельства выдается предпринимателю, второй остается у местной администрации, осуществляющей регистрацию, третий экземпляр направляется налоговому органу по месту регистрации предпринимателя.

Государственная регистрация физических лиц в  качестве предпринимателя утрачивает силу, а свидетельство о государственной  регистрации подлежит возврату в  следующих случаях:

  1. с момента вынесения судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом);
  2. с момента подачи предпринимателем местной администрации, выдавшей свидетельство, заявления о прекращении предпринимательской деятельности;
  3. с момента вынесения судом решения о признании недействительной регистрации предпринимателя в связи с нарушениями действующего законодательства при его регистрации [36].

Основанием  для аннулирования государственной  регистрации предпринимателя является решение суда или арбитражного суда. Аннулирование государственной  регистрации производится в течение  семи календарных дней с момента  получения регистрирующим органом  судебного решения.

Физические лица, получившие разрешение заниматься предпринимательской деятельностью, обязаны своевременно встать на учет в качестве налогоплательщика в  налоговый орган по месту осуществления  деятельности либо по месту жительства.

При постановке на учет должностные  лица налоговых органов выясняют у предпринимателя все обстоятельства, связанные с предпринимательской  деятельностью, разъясняют порядок  ведения учета доходов и расходов, связанных с извлечением дохода, и вручают ему памятку о  порядке ведения учета доходов  и расходов и об ответственности  за несоблюдение законодательства.

Регистрация предпринимателей в налоговых инспекциях производится в специальных книгах регистрации физических лиц, получивших разрешение заниматься предпринимательской  деятельностью. На свидетельстве о  регистрации ежегодно делается отметка  налоговой инспекции о регистрации  налогоплательщика на отчетный календарный  год.

Все документы  на предпринимателя хранятся в специальном  деле по налогообложению.

C 1 января 2011 года вступил в силу Указ  Президента № 450 от 01.09.2010 «О лицензировании отдельных видов деятельности» [11], которым утверждено Положение о лицензировании отдельных видов деятельности с прилагаемым перечнем видов деятельности, на осуществление которых требуются специальные разрешения (лицензии).

Указом  отменяется лицензирование 16 видов  деятельности, а также 60 составляющих работ (услуг).

Из Перечня  видов деятельности, на осуществление  которых требуется специальное разрешение (лицензия), исключены такие лицензируемые виды деятельности, как:

    • ведение охотничьего хозяйства;
    • ведение рыболовного хозяйства;
    • геодезическая и картографическая деятельность;
    • деятельность временного (антикризисного) управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
    • деятельность в области авиации;
    • деятельность в области таможенного дела;
    • деятельность по заготовке и переработке древесины;
    • деятельность, связанная с посевом и возделыванием культур, содержащих наркотические и ядовитые вещества;
    • проектирование и строительство зданий и сооружений I и II строительств уровней ответственности и проведение инженерных изысканий для этих целей;
    • распространение правовой информации;
    • транспортно-экспедиционная деятельность;
    • туристическая деятельность;
    • аудиторская деятельность;
    • лотерейная деятельность;
    • переработка, консервирование рыбы и морепродуктов;
    • деятельность по организации и проведению электронных интерактивных игр.

Информация о работе Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности