Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 14:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы изучить систему правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности.
В рамках реализации цели дипломной работы были сформулированы следующие задачи:
Определить понятие и сущность индивидуальной предпринимательской деятельности;
Исследовать порядок организации предпринимательской деятельности (с момента регистрации до момента прекращения деятельности индивидуального предпринимателя);
Рассмотреть правовое регулирование отдельных аспектов деятельности индивидуального предпринимателя;
Изучить действующий механизм налогообложения индивидуальных предпринимателей в Республике Беларусь (общеустановленный порядок налогообложения, упрощенная система; уплата единого налога);
Проанализировать виды ответственности индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Правовой статус индивидуального предпринимателя…………..7
Государственная регистрация и лицензирование деятельности индивидуального предпринимателя……………………………………..…7
Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя…………………………………………………….……..14
Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя………18
Глава 2. Налогообложение индивидуального предпринимателя………..25
2.1. Общеустановленный порядок налогообложения……………………..…..25
2.2.1. Республиканские налоги и сборы…………………………………..26
2.2.2. Местные налоги и сборы……………………………………………30
2.3. Уплата налогов по упрощенной системе………………………………….31
2.4. Налогообложение с уплатой единого налога……………………………...34
Глава 3. Ответственность индивидуального предпринимателя за нарушение налогового законодательства…………..36
3.1. Финансовая ответственность………………………………………………36
3.2. Административная ответственность ……………………………………...38
3.3. Уголовная ответственность………………………………………………...42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список использованных источников и литературы…………………………...51
Приложения………………………………………………….…………………..57

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом (Севертока А.В.).docx

— 114.26 Кб (Скачать файл)

Что касается розничной торговли и общественного  питания, то получать специальное разрешение (лицензию) в соответствии с новым  Перечнем нужно будет при осуществлении  розничной торговли:

    • ветеринарными препаратами,
    • изделиями из драгоценных металлов и драгоценными камнями,
    • нефтепродуктами,
    • алкогольными напитками,
    • табачными изделиями,
    • лекарственными средствами.

Согласно  Положению о лицензировании отдельных  видов деятельности, лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с  указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует  на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с  законодательством. Осуществление  не указанных в лицензии работ  и услуг, составляющих лицензируемый  вид деятельности, является незаконным и запрещается.

Для получения  лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий  орган заявление о выдаче лицензии с указанием:

  • фамилии, имени, отчества, паспортных данных (серия, номер, когда и кем выдан, место жительства),
  • лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
  • документа, подтверждающего государственную регистрацию индивидуального предпринимателя, без нотариального засвидетельствования;
  • документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии;
  • другие документы, определенные Президентом Республики Беларусь либо указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

Заявление с приложением необходимых документов для получения лицензии должно быть рассмотрено в месячный срок со дня  его подачи.

В выдаче лицензии отказывается при:

  • наличии в представленном заявлении с приложением необходимых документов недостоверных сведений;
  • несоответствии представленных документов требованиям положения о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
  • наличии заключения о несоответствии возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или) экспертизы;
  • обращении за получением лицензии до истечения одного года со дня вынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случая аннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленного порядка.

Кроме того, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий  орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае:

    • смены фамилии, имени, отчества, места жительства лицензиата - физического лица;
    • вступления в силу решения суда либо принятия решения лицензирующим органом о прекращении действия лицензии в отношении одной или нескольких составляющих работ и (или) услуг при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;
    • изменения законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, регламентирующих лицензируемую деятельность;
    • изменения иных сведений, указанных в лицензии.

В случае изменения лицензиатом места  жительства, влекущего за собой изменение  лицензирующего органа, внесение изменений  и (или) дополнений в лицензию осуществляется лицензирующим органом по новому месту жительства лицензиата.

Для внесения изменений и (или) дополнений в лицензию лицензиат (уполномоченный представитель) представляет в соответствующий  лицензирующий орган:

    • заявление с приложением документов (их копий), подтверждающих необходимость внесения изменений и (или) дополнений;
    • документ об уплате государственной пошлины за внесение изменений и (или) дополнений, за исключением случаев внесения изменений и (или) дополнений в связи с изменением законодательства.

При внесении изменений и (или) дополнений лицензиату выдается лицензия, оформленная на новом бланке.

При получении  лицензии, оформленной на новом бланке, лицензиат обязан сдать в лицензирующий  орган оригинал ранее выданной лицензии (либо ее дубликат) и копии лицензии, заверенные лицензирующим органом.

Лицензия  выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет.

Срок  действия лицензии по его окончании  может быть продлен по заявлению  лицензиата неоднократно.

Для продления  срока действия лицензии лицензиат  обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за два месяца до истечения этого срока подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением документа об уплате государственной пошлины за продление срока действия лицензии.

    1. Порядок организации деятельности индивидуального предпринимателя

 

После процедуры  государственной регистрации индивидуальному предпринимателю необходимо осуществить еще ряд операций.

1. Открытие расчетного счета.

Перечень  документов, предоставляемых в банк индивидуальными предпринимателями  для открытия расчетного счета:

  • заявление на открытие текущего (расчетного) счета;
  • копия (без нотариального засвидетельствования) устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), имеющего штамп, свидетельствующий о проведении государственной регистрации, - для юридического лица;
  • копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации - для индивидуального предпринимателя;
  • карточка с образцами подписей должностных лиц юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющих право подписи документов для проведения расчетов, и оттиска печати [36].

Свидетельствование  подлинности подписей лиц, имеющих  право подписи документов для  проведения расчетов, и оттисков печати субъектов хозяйствования на карточках  с их образцами для открытия счетов в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях осуществляется уполномоченными  сотрудниками банков, небанковских кредитно-финансовых организаций.

2. Стать на учет в налоговых органах, органах статистики, ФСЗН, Белгоссраха.

В соответствии с п. 24 Положения о государственной  регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь 16.01.2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» [9], регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней со дня внесения записи о государственной регистрации субъекта хозяйствования в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей выдает документы, подтверждающие постановку на учет в налоговых органах, органах государственной статистики, органах Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, регистрацию в Белорусском республиканском унитарном страховом предприятии «Белгосстрах».

3. Изготовление печатей (штампов).

У индивидуального предпринимателя наличие свидетельства о государственной регистрации является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов) в организации, осуществляющие в установленном порядке данный вид деятельности, а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

4. Организация бухгалтерского учета и отчетности

Субъекты  хозяйствования обязаны непрерывно вести бухгалтерский учет (учет) с момента их создания до реорганизации  или ликвидации в порядке, установленном  законодательством.

Индивидуальные  предприниматели ведут учет доходов  и расходов в порядке, установленном  налоговым законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 22 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь на индивидуальных предпринимателей возлагается обязанность  вести учет доходов (расходов) и иных объектов налогообложения согласно норм Постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 20.04.2006 № 50/45 Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 20.04.2006 № 50/45 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями» (с изменениями и дополнениями) [38].

Положения данного постановления не распространяются на предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Предприниматели, являющиеся плательщиками единого  налога и осуществляющие розничную  торговлю, ведут учет движения товаров  в книге учета движения товаров, форма и порядок ведения которой  утверждены постановлением Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 14 апреля 2005 г. № 51/49 «Об утверждении формы книги учета движения товаров и Инструкции о порядке ведения книги учета движения товаров» (с изменениями и дополнениями) [37], при этом они обязаны в соответствии с требованиями «Инструкции о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями» организовать учет:

  • начисленных и выплаченных доходов физическим лицам, привлекаемым по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам;
  • исчисленных и перечисленных в бюджет, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь сумм соответствующих налогов, сборов (пошлин), обязательных страховых взносов, исчисляемых предпринимателем с доходов физических лиц;
  • полученной выручки.

Все хозяйственные  операции, которые производятся индивидуальными  предпринимателями, должны подтверждаться первичными учетными документами, имеющими юридическую силу.

Первичные учетные документы должны приниматься  к учету, если они составлены по типовым  формам, утвержденными:

  • Министерством финансов Республики Беларусь;
  • республиканскими органами государственного управления, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющими методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

При отсутствии утвержденных типовых форм (форм) или  недостатке содержащейся в них информации субъект хозяйствования должен принимать  к учету самостоятельно разработанные  и утвержденные первичные учетные  документы, в которых указываются  следующие обязательные реквизиты:

  • наименование, номер документа, дату и место его составления;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи [26; с. 27].

В зависимости  от характера хозяйственных операций и системы обработки данных в  первичные учетные документы  могут включаться дополнительные реквизиты.

Документы, которыми оформляются хозяйственные  операции, связанные с поступлением или выплатой денежных средств, подписываются  индивидуальным предпринимателем и  бухгалтером или уполномоченными  ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен  в момент совершения операции, а  если это не представляется возможным, – непосредственно после ее совершения.

В первичных  учетных документах стирание записей  и неоговоренные исправления  не допускаются.

Неправильные  записи в первичных учетных документах исправляются путем их зачеркивания и надписи правильных.

Внесение  исправлений в кассовые и банковские документы не допускается.

Следует иметь в виду, что за неуказание в товарных, товарно-транспортных накладных, платежных инструкциях и других первичных учетных документах сведений, предусмотренных законодательством, и (или) указание в них недостоверных сведений ст. 23.17 КоАП Республики Беларусь предусмотрено наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до пяти процентов суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах.

 

    1. Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя

Информация о работе Система правового регулирования индивидуальной предпринимательской деятельности