Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа
Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков
Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности
6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков
6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля
23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане
38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан
38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня
53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности
71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.
71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92
Как показывает практика, органы банковского
регулирования и надзора не могут
предотвратить банкротства
Под банковским надзором за банковской
деятельностью понимается система
мер, с помощью которой государство
обеспечивает стабильное, безопасное
функционирование кредитных организаций,
предотвращает
Основными макроориентированными целями банковского надзора являются:
- защита вкладчиков от неэффективного управления банками и мошенничества;
- поддержание стабильности банковского сектора посредством предотвращения "системных рисков" (заключающихся в том, что банкротство одного банка может повлечь за собой банкротство нескольких банков и утрату доверия ко всей системе);
- защита фонда страхования от потерь в тех странах в которых применяют меры по защите интересов банковских вкладчиков.
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике чаще используются эти методы в сочетании. Зарубежная банковская теория использует термин разумный банковский надзор.
Суждения об ограниченности влияния банковского надзора на экономическое развитие - достаточно распространенное явление. Особенно в части того, что банковский надзор выступает внутрикорпоративной стороной деятельности банковского сектора и проблемы его развития должны ограничиваться регулированием взаимодействия надзорного органа и кредитных учреждений. Инструменты банковского надзора могут инициировать банкротство большинства банков. Детальная оценка подобных суждений противоречит реализации основной задачи банковского надзора - формированию финансово устойчивой банковской системы, содействующей решению проблем стабилизации и экономическому развитию страны.
Под понятием «банковское регулирование»
нужно понимать совокупность мер, методов,
инструментов экономического, административного
и правового характера, с помощью
которых надзорный
- правового регулирования;
- разумного экономического
Эти два блока строятся на контроле, который в свою очередь подразделяется на следующие виды:
- государственный (
- общественный (со стороны потребителей финансовых услуг);
- внутренний (каждый банк имеет службу внутреннего аудита и управление рисками);
- внешний (со стороны
- независимый (со стороны
Внутренний контроль банка обеспечивается задачами саморегулирования. В немалой степени в процессе банковского регулирования и надзора играет и процесс саморегулирования в банке. Под саморегулированием нужно понимать регулирование внутрибанковской деятельности. Если основной целью деятельности банков второго уровня является получение прибыли, то основной задачей банковского менеджмента является такая самоорганизация деятельности, которая способствовала бы:
- эффективному управлению
- эффективному управлению
- эффективному управлению
- эффективному управлению
- эффективному планированию и
прогнозированию своей
- грамотный маркетинг в
- прозрачность взаимоотношений с клиентами;
- предоставление необходимой
- стабильному выполнению
Банковский надзор сочетает в себе дистанционный, инспекционный, пруденциальный надзор. Следовательно, современный банковский надзор в соответствии с требованиями международных стандартов – это риск-ориентированный, направленный на обеспечение стабильности и устойчивости банковского сектора, и раннего выявления, и предотвращения системных рисков.
Надзор – разновидность
Методы банковского надзора обеспечивают организационное единство действующих инструментов денежно-кредитной политики по единым нормативно-регуляторным принципам, обеспеченной единых методологией регулирования (системное наблюдение - мониторинг деятельности, выявление отклонений, детальное инспектирование, принятие решений по предупреждению сверхнормативных, чрезмерных рисков). Эта политика осуществляется Национальным банком Казахстана. Цель - обеспечение устойчивости национальной валюты: ее покупательной способности и курса по отношению к ведущим иностранным валютам.
Системный подход к банковскому надзору означает, в первую очередь, подход к деятельности коммерческих банков как к разветвленной целостной системе, состоящей из отдельных базовых элементов (банков), связанных между собой сложными многоуровневыми отношениями. В этой общей системе формируются подсистемы по разным признакам:
- размерам капитала и
активов (крупные, средние,
- организационно-правовой форме (акционерные, паевые);
- преимущественным сферам деятельности (коммерческие, ипотечные, экспортно-импортные и пр.);
- принадлежности капитала (национальные, иностранные) и др.
В свою очередь каждый отдельно взятый коммерческий банк (базовый элемент общей системы) также является сложной системой, подчиняющейся определенным закономерностям развития на отдельных фазах жизненного цикла.
В силу этого системный подход к банковскому надзору предусматривает:
- надзор за банковской системой в целом с учетом ее основных подсистем;
- надзор за отдельно взятыми коммерческими банками.
Каждая из этих разновидностей надзора имеет свои приоритеты, цели и задачи, а также инструментарий и механизм воздействия со стороны Национального банка.
Можно выделить следующие
виды контроля за деятельностью
коммерческих банков: государственный,ведомственный
Государственный контроль за деятельностью коммерческих банков выражается действующей системой банковского законодательства. Все банки функционируют в рамках принятых законодательными органами законов, регламентирующих деятельность центрального банка, коммерческих банков и кредитных учреждений.
Ведомственный контроль включает надзор за деятельностью коммерческих банков со стороны центрального банка страны. Задачи, цели и границы ведомственного контроля определены соответствующими законодательными актами.
Независимый контроль - это контроль, осуществляемый независимыми вневедомственными организациями, т.е. аудиторскими фирмами.
Цели банковского
-обеспечение
- обеспечение ликвидности депозитных учреждений;
- обеспечение экономической
эффективности банковской
В современных условиях регулирование
сводится, прежде всего, к надзору
за операциями банков в интересах стабильности
всей экономики.
Поэтому можно сказать, что цели и функции
банковского надзора во многих странах
также совпадают:
- проверка финансовой
надежности кредитных
- защита интересов вкладчиков
и кредиторов от плохого
- гарантирование «здоровья»
банковскому сектору,
- обеспечение условий развития конкуренции в сфере денежно-кредитного отношений;
- обеспечение стабильности
и устойчивости банковской
После определения целей
и задач системы банковского
регулирования и надзора
К принципам нужно отнести следующее:
- единство требований органов надзора;
- универсальность и
- законодательное закрепление
надзорных функций за
Первый принцип означает, что ко всем банковским (финансовым) организациям, выполняющим одинаковые виды банковской деятельности, должны предъявляться одинаковые требования без исключения из правил.
Второй принцип означает, что под действие системы банковского регулирования и надзора должны подпадать все без исключения банковские (кредитные) организации, функционирующие на территории страны.
Третий принцип означает, что в зависимости от национальных особенностей или иных стран функция банковского надзора может быть законодательно закреплена как за Национальным банком, так и за другими уполномоченными органами.
Главная цель надзора за банковской системой — сохранение общей стабильности денежно-кредитных рынков, предотвращение системных кризисов путем постоянного наблюдения за всем банковским сообществом и принятия своевременных корректирующих мер.
Исходя из указанной цели, центральный банк должен решать следующие задачи:
- предупреждать возможность
возникновения системного
- защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
- не допускать монополизации
финансового капитала, поддерживать
здоровую конкуренцию в
- способствовать повышению
эффективности банковского
Конкретное содержание банковского
регулирования и надзора
- макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
- социально-экономические приоритеты развития общества;
Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане