Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности

6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков

6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля

23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане

38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан

38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня

53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности

71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.

71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92

Вложенные файлы: 1 файл

готовая дипломная работа!.docx

— 408.06 Кб (Скачать файл)

- совершенство законодательной  базы;

- проводимая центральным  банком кредитная политика;

- степень независимости  центрального банка от органов  законодательной и исполнительной  власти;

- исторически сложившиеся  особенности организации банковского  надзора в стране.

Т.о, основной целью банковского регулирования и надзора в Казахстане, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, непосредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед Национальным банком Республики Казахстан поставлена задача разработки системы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерческие банки нашей страны [3, c. 18].

В Казахстане функционирует  двухуровневая банковская система. Первый уровень представлен Национальным Банком Республики Казахстан, который  является центральным банком государства. Все иные банки представляют собой  нижний (второй) уровень банковской системы.

На 1 января 2010 г. в Казахстане функционируют 38 банка второго уровня, включая АО «Банк Развития Казахстана». Большинство банков расположено в г.Алматы, при этом доступность банковских услуг по всей территории Казахстана обеспечивается разветвленной филиальной сетью. Общее количество филиалов за последние четыре года увеличилось на 50% и по состоянию на 1 января 2009 года составило 418. Обслуживание населения и организаций ведется 1312 расчетно-кассовым отделами коммерческих банков, в числе которых 206 отделений были открыты в течение 2008 года [4, c. 21].

Несомненно, позитивные изменения  в экономическом развитии, а также  благоприятные условия для банковской деятельности, созданные в республике, привлекают в Казахстан зарубежные банки.

В республике действуют 32 представительств банков-нерезидентов. Наряду с этим, казахстанские банки расширяют  свою деятельность на внешнем финансовом рынке.

За пределами республики действует 17 представительств отечественных  банков. В последние годы, на фоне экономического роста, банковская система  растет исключительно быстрыми темпами. В частности, это подтверждается значительным увеличением объемов  совокупных активов.

Все большее соответствие мировым стандартам совершенствуемых Национальным банком процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточения требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регулирования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за крупнейшими банками республиканского уровня.

Надзорный орган и его  регламентирующая деятельность составляют систему банковского надзора. Системообразующим элементом является центральный орган в лице Национального банка, который осуществляет надзор не только за банковскими, но и небанковскими финансовыми учреждениями и страховыми организациями. Как было отмечено ранее, он представляет собой 1-й уровень банковской системы Республики Казахстан. Действующий механизм надзорной деятельности Национального банка ориентирован на мировые принципы банковского надзора, выработанные Базельским соглашением государств с развитыми банковскими системами.

Функционирование системы  банковского надзора можно рассматривать  с двойственных позиций непосредственного  осуществления надзорных функций  внутри корпоративной банковской системы и с выходом на выполнение задач денежно-кредитной политики и экономической политики государства в целом.

Национальный банк Республики Казахстан является главным банком Казахстана и находится в ее собственности. С одной стороны, он является юридическим  лицом, осуществляющим определенные гражданско-правовые сделки с коммерческим банками и  государством. С другой стороны, он же наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой республики. Основной задачей Национального  банка Республики Казахстан является обеспечение внутренней и внешней  устойчивости национальной валюты Республики Казахстан, а также разработка и  проведение денежно-кредитной политики, регулирование денежного обращения, организация банковских расчетов и  валютных отношений, содействие обеспечению  стабильности денежной, кредитной и  банковской системы, защита интересов  кредиторов и вкладчиков банка.[5].

Национальный банк также  выступает эмитентом государственных  ценных бумаг, участвует в обслуживании внутреннего и внешнего долга  РК, гарантом которых является Правительство  РК; Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков и организаций, осуществляющих операции по купле, продаже и обмену иностранной  валюты и устанавливает пруденциальные нормативы, регулирующие деятельность банков. То есть Национальный банк несет  полную ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы и представляет интересы Республики Казахстан в  отношениях с центральными банками  и финансово-кредитными учреждениями других стран.

Система банковского надзора направлена, прежде всего, на реализацию положений экономической политики государства путем предотвращения таких макроэкономических последствий, как:

- системный финансовый  кризис (пример России, Японии и  других государств);

- чрезмерное увеличение  либо сокращение денежной массы, то есть регулирование инфляционных процессов (особенно в переходной экономике);

- крах платежной системы;

- обособление банковской  системы и противодействие переливу капитала в другие секторы экономики. На микроэкономическом уровне задачи банковского надзора, независимо от развитости банковской системы, направлены на:

- формирование финансово  устойчивой банковской системы;

- повышение слаженности  и эффективности работы банковского сектора посредством применения единых подходов и принципов банковской деятельности;

- защиту интересов вкладчиков, помещающих свои средства в  банки, и укрепление доверия  их к банковской системе;

- содействие развитию  здоровой конкуренции внутри  банковского сектора и предотвращение крупной концентрации финансовой власти;

- переориентацию банковских  денежных потоков, в том числе  в реальный сектор экономики  [5, с. 28].

Эффективность такого надзорного подхода на микроуровне находит  свою реализацию в активной капитализации  банков при сохранении их финансовой устойчивости и стимулов накопления денежных ресурсов в банках.

На макроуровне эффективность  банковского надзора состоит в регулировании функционирования финансово устойчивой банковской системы, осуществляющей в едином порядке растущую мультипликацию денег при сохранении и укреплении надежности своей деятельности.

Таким образом, на сбалансированное соотношение спроса и предложения  денег объективно оказывает влияние  результативность банковского надзора за движением денежных потоков в банковской системе путем низкорискового мультикативного приращения количества денег на микроуровне в результате проводимых банковских операций, степени участия банковских институтов в регулировании предложения денег и спроса на них.

 

 

    1. Этапы реализации банковского надзора 

 

Банковский надзор  осуществляется  последовательно и состоит из следующих этапов:

- лицензирование;

- проверка отчетности, предоставляемой   банками;

- инспектирование   (ревизия)  на  местах; 

- контроль за соблюдением  банками требований надзорных  органов.

Лицензирование банков. Создание нового банка обычно регулируется общим  или специальным банковским законодательством. В большинстве   стран, в том  числе и в Казахстане, необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование имеет  целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Для получения лицензии подавший заявку кредитное учреждение должно соблюдать ряд требований, прежде всего относительно:

- минимального размера   уставного  капитала;

- источников первоначально  инвестируемого капитала;

- состава основных  акционеров;

- квалификации и моральной  характеристики руководства;

- круга предполагаемых  операций и стратегии деятельности;

- правильности оценки   банковских   активов   по   их   рыночной стоимости;

- комплекса мер по  созданию  резервов  на  случай  возникновения    сомнительной  задолженности.

Помимо этого, при решении  вопроса о выдаче  лицензии  надзорные    органы  могут  учитывать,  например,  условия  по формированию сети     филиалов нового банка, возможное влияние  создаваемого учреждения на    уровень  конкуренции  в  кредитно-финансовом секторе,  национальную    принадлежность капитала или  учредителя  в  тех  случаях,  когда  в стране  действует  особый порядок рассмотрения заявок от иностранных лиц.

Лицензия должна содержать  положения о сроках ее действия,  условиях их продления, возможности  внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может  быть  оговорено  утверждение  центрального банка кандидатур на высшие руководящие  посты в банке после проверки их квалификации и опыта,  существенных  (свыше  5%)  изменений  в структуре  собственности,  слияний,  а также  перемены названия, уменьшения оплаченного  капитала.

Аннулирование лицензии возможно при следующих обстоятельствах:

- неспособность создаваемого  банка начать по истечении  определенного срока осуществление  операций;

- невыполнение банком  условий лицензии или осуществление  операций, не предусмотренных в  лицензии;

- нарушение законов или   нормативных  актов;

- нанесение ущерба интересам  кредиторов и вкладчиков при  проведении операций.

Учредители должны вместе с заявкой предоставить полное описание развития банка.

Определенные требования предъявляются и к акционерам банка:

- гарантированное устойчивое  и  продуманное  управление  банком;

- четкое разграничение  между банковскими и небанковскими  операциями во избежание использования  средств банков их акционерами  - нефинансовыми компаниями в  ущерб интересам  самого  банка   и  его вкладчиков.

Второй этап надзорной  деятельности - дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой  банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет  заранее выявить проблемы, которые  могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки финансового положения  банка обычно используют    периодическую отчетную документацию и ежегодные финансовые отчеты,    включающие годовой  баланс, счет  прибылей  и  убытков, пояснительную    записку. Как   правило, ежемесячно  или ежеквартально должны составляться отчеты о соблюдении  ими  экономических  нормативов  и     предоставлять   их   в течение месяца, следующего за отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о  наличии  у банка проблем. Примерно 1 раз  в год внешний аудитор должен проверять ежемесячные и ежеквартальные  финансовые  отчеты,  по которым  он делает заключения.

Важнейшими показателями финансового состояния банка, зависящего    от внутрибанковской системы управления, являются:

- достаточность капитала (отношение собственных средств  к ликвидным активам);

- качество его  активов   с  точки   зрения   риска   ликвидности;

- доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или  1 занятого);

- ликвидность (способность  банка своевременно оплачивать  свои  обязательства) - соотношение  ликвидности и прочих активов.

В 1988 г. Международный комитет по банковскому надзору разработал первое международное соглашение по стандартам достаточности капитала для банков, которое было взято за основу многими странами. Например  -  при определении достаточности капитала   в его составе стали выделять капитал первого уровня,  или основной,  и капитал   второго   уровня,   или дополнительный. Основной  капитал включает полностью оплаченный  акционерный капитал (обыкновенные акции)  и публикуемые резервы - учредительскую прибыль от продажи акций по  цене  выше  номинала; дополнительные средства, вносимые акционерами; нераспределенную прибыль предыдущих лет (после выплаты налогов и дивидендов акционерам).

Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане