Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является изучение системы государственного регулирования банковской деятельности. Исходя из данной цели, можно выделить следующие задачи:
необходимость системы государственного регулирования банковской деятельности в регулировании деятельности коммерческих банков и важность её развития в будущем;
анализ деятельности коммерческих банков на финансовом рынке страны;
анализ выполнения нормативов коммерческих банков

Содержание

Введение
3
1
Теоретические основы государственного регулирования банковской деятельности

6
1.1
Роль банковского надзора в регулировании деятельности коммерческих банков

6
1.2
Этапы реализации банковского надзора
14
1.3
Необходимость банковского надзора как элемента финансового контроля

23
2
Анализ государственного регулирования банковской деятельности в казахстане

38
2.1
Современное состояние банков второго уровня в Республике Казахстан

38
2.2
Регулирование банковской деятельности НБ РК
44
2.3
Анализ выполнения пруденциальных нормативов банками второго уровня

53
3
Проблемы и перспективы совершенствования системы государственного регулирования банковской деятельности

71
3.1
Проблемы государственного регулирования банковской деятельности.

71
3.2
Перспективы использования международных стандартов в банковском регулировании Казахстана
76
3.3
Перспективы совершенствования банковского регулирования в РК
83
Заключение
90
Список использованной литературы
92

Вложенные файлы: 1 файл

готовая дипломная работа!.docx

— 408.06 Кб (Скачать файл)

Доводимые до сведения банков нормативные  требования должны применяться для  обеспечения их устойчивости в рамках здравого смысла, не обременяя излишне  банки. Супервизоры (инспектора), исполняя миссию Агентства, доводят до банков здравые фундаментальные принципы и результаты своих инспекций. В  целях обеспечения непрерывности  надзора НБРК использует дистанционный анализ.

При применении метода "надзор за риском" от инспекторов требуется определить характер и объем регуляторных надзорных  мероприятий на основе изучения существующих или возникающих проблем, с которыми сталкивается отдельный банк или  банковская система в целом. Такой  подход требует четкого определения  риска и его структуры.

НБРК рассматривает банковское дело как бизнес, подвергающийся риску во имя прибыли. Однако риск должен быть соответствующим образом управляем и контролируем. Банковские риски оценивают по степени их значимости. Такая оценка должна производиться непрерывно.

Концепция "Надзора за риском" возлагает ответственность за контроль над риском на руководство банка. НБРК оценивает, насколько умело банк управляет риском на протяжении определенного периода времени, а не на какую-то отдельную дату. Применяя метод "надзора за риском", НБРК не дублирует работу аудитора. "надзор за риском" позволяет Агентству осуществлять надзор в предупредительной манере, концентрируя усилия на тех учреждениях или участках работы, которые сопряжены с недопустимой степенью риска для банковской системы. Для рисковых видов банковской деятельности особенно актуальна задача поддержания связи Агентства с банковской системой посредством прямого надзора, политики и регулирования.

В тех случаях, когда банк должным  образом не контролирует стоящий  перед ним риск, задача Агентства  заключается в соответствующем  воздействии на руководство банка  для того, чтобы оно строило  свою деятельность на основе тех фундаментальных  принципов, о которых говорилось выше.

Некоторые виды риска внутренне  присущи банковскому делу. В банковской практике накоплен большой опыт по выявлению, оценке и управлению такими видами риска. "надзор за риском" предполагает проведение специального тестирования в ходе инспекций на предмет наличия адекватных механизмов контроля за такими видами риска. Существует множество других, самых разнообразных и сложных видов риска в банковском деле. Они требуют усиленного контроля, как со стороны самих банков, так и Агентства.

Виды риска, которые сопутствуют  работе крупных банков, особенно разнообразны и сложны по характеру и потому требуют такого подхода, при котором  усилия инспектора направлены не на запрещение банкам проводить рискованную деятельность, а на содействие в выявлении и  усилении контроля за теми видами риска, которые возникают в связи  с их работой. Если банк не достаточно хорошо справляется с риском, НБРК рекомендует руководству банка меры по исправлению положения и возврату к надежной и устойчивой практике. Во всех случаях надзор фокусирует основное внимание руководства банка на выявление, оценку, и управление всеми видами риска для обеспечения соответствующего уровня достаточности капитала.

Малые банки обычно сталкиваются с  менее разнообразными и сложными видами риска, чем крупные банки. В таких случаях инспектора проверяют  наличие адекватных механизмов контроля и систем управления риском путем  проверки трансакций в этом банке, обращая  основное внимание на наиболее сложных  участках работы.

Следуя концепции надзора за риском, НБРК направляет основные силы и средства на участки с наибольшим риском, для чего:

  • Выявляет виды риска, используя общие определения;
  • Измеряет риск на основе общих оценочных факторов;
  • Риск не всегда поддается количественной оценке;
  • иногда она представляет собой сравнительную степень подверженности

риску. Например, многочисленные недостатки в механизмах внутреннего контроля могут свидетельствовать о том, что банк идет на слишком большой  риск при совершении трансакций;

  • Оценивает адекватность систем управления риском. Степень

сложности этих систем зависит от величины банка, диапазона выполняемых  им операций и размеров риска;

  • Рационально распределяет силы и средства по надзору за теми участками

работы, как в отдельных банках, так и в целом по банковской системе, которые сопряжены с  наибольшим риском. Это осуществляется путём разработки надзорной стратегии;

  • Проводит необходимые инспекции, направленные на изучение риска,

делает заключение о структуре  риска и условиях его возникновения, а также контролирует вызывающие тревогу участки работы.

Для выполнения указанных выше задач  инспектора должны предварительно обсудить с руководством банка свои выводы по риску, и если нужно, согласовать  их на взаимоприемлемой основе. Затем  НБРК должно сосредоточить свои надзорные усилия на самых рискованных участках работы, как в отдельных банках, так и по банковской системе в целом.

Для качественного выполнения надзора  за консолидированными банками инспектора должны сосредоточить свои усилия на структуре риска. При таком подходе считается, что увеличение или уменьшение степени риска в отдельном банке может отразиться на всей компании.   Однако чтобы досконально изучить консолидированный риск, риски ведущего банка и крупных филиалов оцениваются индивидуально. Подход типа "надзор за риском" дает Агентству и банковской системе:

  • высокую степень последовательности надзорного процесса, поскольку при этом предусматривается и используется минимальное число процедур;
  • достаточную гибкость, позволяющую инспекторам приспособить надзорные усилия к меняющимся видам риска;
  • позволяет уделять меньше внимания тем участкам работы, где степень риска минимальна;
  • помогает выяснить достаточность капитала каждого банка;

Определение риска

Банковский риск определяется его  влиянием на капитал и доходы. С  точки зрения надзора, риск — это  вероятность того, что некоторые  события, ожидаемые или прогнозируемые, могут отрицательно сказаться на капитале и доходах банка.

Само по себе наличие риска не должно служить основанием для беспокойства. Чтобы видеть риск в перспективе, инспектора должны решить вопрос о  том, насколько оправдан риск, который  берет на себя банк. В общем, говорить о том, что риск оправдан можно  в том случае, если он: понятен, поддается  измерению и контролю, а сам  банк способен противостоять негативным последствиям такого риска. Если инспектора найдут, что риск не оправдан, они  должны связаться с руководством и директоратом банка, чтобы уменьшить  или вообще устранить неоправданный  риск. В такой ситуации банк может  принять некоторые исправительные меры: уменьшить подверженность риску, увеличивая объем капитала или усиливая системы управления риском.

Данные, вводимые в "систему дистанционного банковского надзора" (BOSS) является собственностью Агентства и используется для выполнения им его функциональных обязанностей по банковскому надзору

BOSS — это электронная система  Агентства для хранения информации  о банках второго уровня. Она  является для Агентства основным  внутренним источником информации  о состоянии отдельных банков. Сама система состоит из двух  частей: статистической и словесной.  НБРК пользуется этой системой для регистрации текущего состояния дел в каждом банке, его стратегии и проблем надзорного характера. Супервизор использует BOSS также для документирования мер, принимаемых по результатам проверки, обсуждений на заседаниях с руководством банков, принятых им обязательств по исправлению недостатков, успехов в решении обнаруженных проблем и других существенных событий. Старшее руководство Агентства использует BOSS для анализа состояния отдельных банков и групп банков.

BOSS является официальным регистрационным  документом Агентства. Официальные  записи могут быть предоставлены  для общественности при возникновении судебных тяжб. Супервизоры должны профессионально владеть языком, используемым в BOSSe, обеспечивая краткость, ясность и логичность формулировок. Супервизоры должны избегать употребления любых неформальных выражений, которые могут быть превратно истолкованы или использованы.

Из-за изменчивости условий рынка  и многообразия структур компании, какой-либо единой для всех компаний системы управления риском не существует. Каждое учреждение должно разработать  свою собственную программу, приспособленную  к своим потребностям и обстоятельствам.

Система управления риском усложняется  в зависимости, скажем, от величины банка или компании, сложности  выполняемых ими операций, географического  месторасположения. Тем не менее, все  системы надежного управления риском имеют общие основополагающие моменты. Независимо от вида рискованной деятельности, системы надежного управления риском обязательно должны содержать такие  компоненты, как:

Выявление риска: распознавание и понимание существующих видов риска или тех, которые могут возникнуть в связи с новыми видами деятельности, должно проводиться непрерывно как на уровне трансакций, так и всего портфеля.

Оценка риска: точное и своевременное измерение величины риска является важным компонентом эффективного управления риском. У банка, не имеющего системы оценки риска, весьма ограничена возможность управлять риском. Усложнение применяемых в данном банке механизмов оценки риска должно отражать сложность и степень риска, который принимает на себя этот банк. Банк должен периодически проверять действенность применяемых им механизмов оценки риска.  Хорошие оценочные системы позволяют измерить риск, как на уровне отдельной трансакции, так и для всего портфеля.

Контроль за риском: Банк должен установить и изложить в политиках, правилах и процедурах ограничения, определяющие права и ответственность. Эти ограничения должны стать серьезным механизмом управления, который можно было бы видоизменять в зависимости от перемены условий или допустимой степени риска. Банк должен разработать процедуры, позволяющие делать исключения или вносить изменения в указанные ограничения, когда таковые оправданы.

Мониторинг риска: банк должен отслеживать уровни риска, обеспечив своевременный обзор рискованных статей и исключений. Отчеты по контролю должны быть частыми, своевременными, точными и информативными, их следует доводить до внимания ответственных лиц для принятия мер в случае необходимости.

Обязательным условием эффективного управления риском является компетентность правления. Правление определяет стратегическое направление развития компании, ключевым компонентом которого является установление допустимых пределов риска для данной организации желательно в письменном виде. Хорошо составленные мониторинговые системы и требуемая регулярно отчетность позволяют правлению управлять деятельностью банка в рамках допустимой степени риска.

Таким образом, руководство банка  отвечает за реализацию, целостность  и поддержание систем управления риском.

Оценка супервизорами систем управления риском производится на основе анализа  стратегии, процедур, уровня персонала  и систем контроля.  Серьезные  упущения в одном или нескольких из этих компонентов дают основания  говорить о неудовлетворительном управлении риском. Системы управления риском важны для каждого банка, но степень  сложности каждой из них различна и зависит от сложности структуры  самого банка. Малые банки с достаточно простой структурой обычно имеют  менее формализованную стратегию  управления риском, процедурные механизмы  и системы контроля, чем крупные  банки.

НБРК приняло единую банковскую систему классификации (CAMEL), предназначенную для выявления тех учреждений, которым требуются более пристальное, чем обычно, внимание и контроль со стороны органов банковского надзора. В этой системе классификации используются принятые международной практикой рейтинги, в рамках которых оценивается деятельность банков. CAMEL - это аббревиатура, означающая адекватность Капитала (Capitaladequacy), качество Активов (Assetquality), Управление (Management), Прибыли (Earnings), и Ликвидность (Liquidity). В соответствии с системой CAMEL, каждому банку присваивается единый комплексный рейтинг, основанный на оценке финансовых и операционных показателей, стандартов и критериев. Классификационная система CAMEL всесторонне и с единых позиций отражает финансовое состояние учреждения, соблюдение им законов и нормативных актов и общую надежность банковской практики.

Основная цель - помочь выявить те учреждения, слабые стороны которых в этих трех сферах требуют особого внимания органов надзора, и (или) вызывают серьезное беспокойство органов надзора. Эффективный надзор за такими банками является приоритетной задачей департамента банковского надзора.

В системе используется нумерация  от 1 до 5 в восходящем порядке в  зависимости от уровня беспокойства органов надзора. "1" уровень  представляет собой самый высокий  рейтинг и присваивается тем  банкам, которые вызывают у органов  надзора наименьшее беспокойство. Рейтинг "5" - самый низкий и он, следовательно, присваивается тем банкам, которым  необходимо уделять наибольшее внимание со стороны органов надзора.

1 рейтинг. Указывает на высокую  степень управленческого контроля  и надежную финансовую практику, значительно превышающую средний  уровень.

2 рейтинг. Отражает удовлетворительные  показатели работы, которые находятся  на среднем или несколько выше  среднего уровня показателей  группы родственных банков; сюда  входит эффективность работы, которая  адекватно обеспечивает надежную и стабильную работу банка.

3 рейтинг. Относится к пограничной  деятельности, которая оценивается  ни как удовлетворительная, ни  как плохая. Она ниже стандартной  по некоторым показателям, и  в целом находится на среднем  уровне или несколько ниже  его.

4 рейтинг. Относится к плохим  показателям эффективности работы, которая значительно ниже средней.  Такой рейтинг работы, если ее  не проверять, может привести  к ослаблению или к условиям, которые могут угрожать жизнеспособности  учреждения.

5 рейтинг. Считается   недопустимым;   показатели   работы   крайне  неудовлетворительны, и требуют  принятия немедленных мер по  исправлению   недостатков   и (или) снятия с должности  ответственных лиц. Такие показатели  работы сами по себе или  в сочетании   с   другими   слабыми   сторонами,   угрожают  жизнеспособности учреждения.

Информация о работе Анализ государственного регулирования банковской деятельности в Казахстане