Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 12:10, курсовая работа
Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содействует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социальных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свободному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономической деятельности.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Цена и ценообразование как объект государственного регулирования
экономики. ………………....................................................................................5
2 . ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЦЕНООБРАЗОВАНИИ………………………………..………………………...7
2.1 .Государственное регулирование в области ценообразования ……7
2.2 .Формы и методы воздействия государства на цены ……………….9
2.3. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка …………………………………………………..….16
2.4. Воздействие верхнего предела цены на результат функционирования рынка ……………………………………………………...17
3. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….20
4.ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ…………. ……………………………………………...33
4.1. Проблема инфляции………………………………………………….33
4.2 Регулирование цен естественных монополий цены ……………….34
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………………………………...40
В настоящее время удельный
вес устанавливаемых непосредственно
государством цен в общей структуре потребительских
цен составляет около 10%.
Представляет
интерес опыт государственного регулирования
цен в Швеции. Прежде всего следует отметить,
что в этой стране наблюдение и контроль
за ценами ведет специальный орган - Государственное
управление цен и конкуренции, подчиненное
Министерству гражданской администрации.
Кроме того, во всех 23 губерниях Швеции
имеются конторы по проведению этой работы
численностью от 2 до 10 человек (и это на
9 млн. населения). По мнению шведских экспертов,
замораживание цен эффекитвно лишь в краткосрочном
плане - для подавления всплесков инфляции.
В соответствии с этим закон о регулировании
цен дает право осуществлять меры по прямому
воздействию на цены (замораживание их
уровня), либо в случае войны или опасности
ее возникновения, либо при угрозе значительного
общего повышения цен. Законом предусмотрена
также возможность устанавливать государством
максимальный уровень цен для отдельных
товаров; вводить порядок, при котором
повышение цен допускается только после
подачи предварительного уведомления
об этом и обоснования размера повышения
цен. Кардинальное решение по вопрсам
государственного регулирования цен,
конкуренции и доходов принимаются только
парламентом - рикстагом.
Воздействие на уровень цен
осуществляется кроме того через государственную
монополию и государственные мероприятия.
Так, существует государственная монополия
на вино-водочные изделия, почтовые и некоторые
другие виды телекоммуникаций, почтовых
услуг, на аптечную торговлю. Значительное
воздействие на цены оказывает государственный
энергетический концерн и шведские железные
дороги.
Кроме того, государство жестко регулирует
закупочные цены на такие важнейшие виды
сельскохозяйственной продукции, как
зерно, молоко, мясо, яйца и ряд других
продуктов питания и сельскохозяйственного
сырья с учетом интересов фермеров. Ежегодно
в переговорах между правительством и
объединением сельскохозяйственных производителей
с участием представителей потребителей
устанавливается уровень цен на продовольственные
товары. Основная форма возмещения издержек
сельскохозяйственных производителей
связано с ежегодным фиксированием в переговорах
между правительством и фермерами относительно
высокого гарантированного уровня цен.
Важный источник средств для субсидирования
сельского хозяйства Швеции - таможенные
сборы на импортируемое сырье. Они устанавливаются
в размере разницы между более высокими
ценами на внутреннем рынке и ценами внешнего
рынка.
Особая сфера ценообразования - цены на
жилье. С учетом их чрезвычайно высокого
уровня государство выдает жилищные субсидии
и займы.
Следует отметить, что в Швеции с учетом
роста цен один раз в год проводится индексация
доходов населения. Учитывается индекс
цен на товары, входящие в минимальную
потребительскую корзину. Однако индексация
доходов имеет ограниченные масштабы.
Фактически она считается мерой, способствующей
"встраиванию" инфляции в механизм
ценообразования. Индексация имеет место
лишь в отдельных соглашениях длительного
характера, а также в контрактах по найму
жилья и помещений. Определенной формой
индексации доходов является ежегодное
начисление базовых сумм, которые используются
для ежегодного начисления пенсий. Для
исчисления базовой суммы, фиксируемой
на год, учитываются потребительские цены.
Применение тех или иных форм
контроля над ценами меняется в зависимости
от экономической ситуации и динамики
цен. Весьма существенным является также
ограничение доли заработной платы, которые
компании имеют право переносить на цены.
Естественно, что введение такого ограничения
влияет на возможность увеличения заработной
платы.
В Японии, например, запрещено устанавливать
несправедливые цены как монопольно высокие,
так и монопольно низкие, преследующие
цель "выбить" конкурента из рынка.
Введены ограничительные меры в отношении
единовременного повышения цен. Они распространяются
на отрасли, гле объем производства превышает
30 млрд.иен.
Исключения предусмотрены лишь на случай
резкого ухудшения деловой конъюнктуры,
когда цены ниже издержек и возникает
угроза банкротства значительного числа
фирм отрасли. С разрешения Комиссии в
таких случаях допускается согласование
производителями объемов производства,
продаж, капиталовложений, уровней загрузки
оборудования и цен.
В Японии имеется особый правительственный
орган - Бюро цен Управления экономического
планирования. В его функции входит: контроль
за соблюдением антимонопольного законодательства,
отслеживание уровня и динамики цен на
товары, поддержание спроса на необходимом
уровне, изучение тенденций спроса и предложения.
Государство регулирует цены на рис, пшеницу,
мясо и молочные продукты, железнодорожные
тарифы, тарифы на водо- и теплоснабжение,
электроэнергию и газ, образование и медицинское
обслуживание. В целом регулируется около
20% потребительских цен.
В 80-е гг. Финляндию стали называть
"скандинавской Японией", т.к. она
достигла высокого уровня экономического
развития и заняло одно из ведущих мест
в мире по уровню жизни населения. И хотя
экономика Финляндии опирается в основном
на частную собственность и свободное
предпринимательство, государство играет
роль важного регулятора экономического
развития страны, и, в частности, политики
установления цен.
В политике ценообразования в Финляндии
государству принадлежат важные функции.
Через Министерство торговли осуществляется
планирование и контроль цен на продукты
питания, зерно, энергоносители (особенно
бензин), продукцию вино-водочной промышленности.
Значительна роль государственного сектора
в кредитовании предпринимательства,
ориентированного на реализацию товаров
и услуг по низким ценам, получают от государства
кредит на значительные сроки и под щадящий
процент.
В целом же
система ценообразования Финляндии отличается
гибкостью и стимулированием потребления,
особенно в области розничных цен и услуг.
Например, в кафе, ресторане цена порции
дороже не в 2 раза, а всего на 25-30%. Тем самым
создается заинтересованность в потреблении.
В социально ориентированной рыночной
экономике Финляндии через цены, налоговое
регулирование обеспечивается проведение
целого ряда мероприятий, направленных
на повышение жизненного уровня населения.
Взять, к примеру, торговлю овощами, фруктами
и цитрусовыми. В этой северной стране
круглый год довольно представительный
выбор этих продуктов по невысоким ценам.
Государство поощряет торговлю витаминизированными
продуктами, не облагая налогом их ввоз
в страну, а в ряде северных районов имеются
даже льготы по их реализации.
Практически все национальные программы
по важнейшим отраслям экономики Финляндии
базируются на планово-расчетном ценообразовании,
так как рыночное ценообразование эффективно
регулирует лишь текущие потребности
общества. Чтобы решать глобальные задачи
перспективного развития экономики, технического
прогресса, требуется гибко реагирующая
на конъюнктуру рынка и эффективно воздействующая
на производство и потребление система
цен, позволяющая стимулировать и контролировать
развитие прогрессивной структуры промышленности.
И здесь без долгосрочного планирования,
прогнозирования и государственного регулирования
не обойтись.
Таким образом, государство в цивилизованных странах не устраняется от контроля над ценообразованием на внутреннем рынке и от разумного регулирования цен, причем решает эти задачи разнообразными методами, с учетом особенностей развития рыночной экономики в каждой из этих стран.
4. Проблемы государственного регулирования ценообразования.
4.1. Проблема инфляции.
Обычно при возрастании цены на товарных рынках спрос уменьшается, а чем ниже цена, тем больше спрос. В период инфляции спрос может расти вместе с повышением цены. Потребитель не верит в стабильность рынка и, не взирая на цены, увеличивает спрос. Это характерно для переходной экономики России. Кроме того, в рыночной экономике возрастание затрат на покупки неизбежно влечет за собой снижение нормы сбережения. В переходный период возможна и такая ситуация, когда растут и спрос, и сбережения: дефицит товаров не позволяет израсходовать сумму денег, которую покупатель накопил на данный момент.
В России за последние годы спрос значительно превышал предложение. Государство не могло гарантировать быстрое устранение проблемы острейшего дефицита, и товаров по новым ценам не стало больше. Радикально не перестраивающаяся экономика не может дать и не дает устойчивого, стабильного прироста требуемых товаров. Но если цены недостаточно высоки, они не заинтересовывают производителя в изготовлении необходимой продукции в нужном объеме и в относительно короткие сроки.Экономическая теория и мировая практика предлагают два сценария построения рынка: "шоковая терапия" со всеми вытекающими из нее экономическими последствиями; долгий, но социально менее взрывоопасный путь поэтапного восстановления рыночной экономики и ликвидации инфляционных явлений. Сложность второго пути состоит в том, что рычаги, с помощью которых можно остановить инфляцию, одновременно тормозят экономический рост и платежеспособность населения .Прямое регулирование цен осуществляется главным образом в отраслях общественного пользования (электроэнергетика, транспорт, связь, водоснабжение и т.д.).
Практика государственного регулирования цен показывает, что для преодоления инфляции необходимо, по крайней мере, два условия:
1. Всемерное
укрепление механизмов
2. Курс на
постепенное искоренение
4.2 Регулирование цен естественных монополий.
Иногда государственное
Так как на данном
рынке создать конкуренцию, для
естественного регулирования
Большинству чисто монополизированных отраслей в условиях рыночной экономики присущи черты естественной монополии. В связи с этим возникает необходимость общественного регулирования цен и тарифов монополизированных рынков, то ли на федеральном, то ли на региональном, то ли на местном уровнях государственного уровня.
Как отмечалось в начале этой главы, одной из причин появления и существования монополии является наличие столь значительной экономии от масштаба производства, что возможно присутствие на рынке лишь одного поставщика, получающего положительную прибыль. В этом случае говорят о естественной монополии.
Ситуация естественной монополии представлена на рис. 4. Здесь LAC и LMC — кривые средних и предельных затрат длительного периода, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельной выручки. Оптимальный выпуск и цена (Q1, P1) определяются, как обычно, пересечением кривых LMC и MR. Прибыль монополиста составит в этом случае сумму, равную площади СР1АВ.
Рис. 3. Естественная монополия и ее регулирование
Но, как мы знаем, выпуск Q1 «слишком мал», а цена P1 «слишком высока». Заметим, что наиболее целесообразным для общества был бы выпуск Q3 и цена P3, на что монополист не пойдет. Поэтому регулирующий орган должен бы установить на продукцию этой монополии цену Р3 = LMC(Qз) = AR(Q3). Проблема в том, что такая цена не возместила бы затрат на производство продукции, она оказалась бы ниже средних затрат при объеме производства Q3, P3 < LАС (Qз) = GQ3 = ОН. В итоге монополист, производящий оптимальный с точки зрения общества объем продукции Q3, получал бы отрицательную прибыль (убыток), равную площади P3HGF . Чтобы монополия не покинула рынок, необходимо было бы предоставить ей дотацию в размере, по крайней мере равном той же величине P3HGF. Но, как мы знаем, предоставление дотаций может привести, хотя и не обязательно, к чистым потерям для общества.
Высокие постоянные и низкие предельные затраты отличают естественные монополии. Поэтому ценообразование по предельным затратам приводит к их убыточности.
Какой же может быть политика в отношении естественных монополий? Прежде всего нежелательно предоставлять их самим себе, поскольку «слишком малый выпуск» будет результатом монопольно высоких цен. В то же время нереалистично ожидать, что естественные монополии станут производить при ценах, установленных на уровне предельных затрат, из-за возникающих убытков. В различных странах эту проблему решают по-разному. В одних естественные монополии остаются частными компаниями, но регулируются специальными органами, как, например в США. В других они управляются непосредственно государством или, как, например, во Франции, получают относительно самостоятельный статус в рамках общественного сектора экономики.
Как компромиссное решение регулирующий орган мог при установлении цены ориентироваться на равенство спроса (средней выручки) и средних затрат, т. е. установить цену P2 = LAC(Q2) = АR(Q2), при которой экономическая прибыль монополиста будет нулевой. В этом случае необходимость в дотации отпадает, но, поскольку Р2 >MC(Q2), выпускаемой монополистом продукции вновь оказывается «слишком мало» (по сравнению с Q3). Следовательно, возникает дефицит = Q3-Q2.
Сложная проблема, касающаяся естественных монополий, относится к их статусу: следует ли этим компаниям быть государственным или частным? Истоки данной проблемы связаны с тем, что естественные монополии являются весьма специфическим субъектом экономики, который никогда не функционирует по чисто рыночным принципам.
Информация о работе Государственное регулирование ценообразования