Денежно-кредитная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:16, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение кредитно-денежной сферы современной экономики, а также особенности ее функционирования в экономике Республики Беларусь.
Задачи работы следующие: раскрытие сущности кредитно-денежной сферы, анализ основных целей денежно-кредитной политики, рассмотрение структуры кредитно-денежной сферы и ее функций, выявление основных на¬правлений повышения функциональности кредитно-денежной сферы в переходной экономике Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1 Структура кредитно-денежной сферы, инструменты
денежно-кредитной политики……………………………………………..5
1.1 Структура кредитно-денежной сферы…………………………………..5
1.2 Денежно-кредитная политика и ее инструменты………………………9
2 Функционирование кредитно-денежной сферы на примере США……………15
2.1 Федеральная резервная система США…………………………………15
2.2 Коммерческие банки и небанковские институты США……………...18
2.3 Денежно-кредитная политика США…………………………………...21
3 Развитие кредитно-денежной сферы в Беларуси…………………….24
3.1 Банковская система Республики Беларусь……………………………24
3.2 Идея кредитной кооперации в Республике Беларусь…………………28
3.3 Целевые ориентиры денежно-кредитной политики Республики Беларусь и основные итоги ее проведения……….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….........................................36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….37

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ДКП.doc

— 312.50 Кб (Скачать файл)

Во-вторых, в последние  годы в республике достигнуты определенные качественные сдвиги в уровне стабильности национальной валюты и инфляционной ситуации. Так, после перехода к единому курсу белорусского рубля (14 сентября 2000 г.) темпы девальвации последовательно снижались: с 33,9% в 2001 г. до 21,5% в 2002 г. (или почти в 1,6 раза), и еще более чем в 1,9 раза за 6 месяцев 2003г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего (соответственно – 7,3% и 13,7%). По темпам инфляции имеет место следующая динамика: в 2001 г. индекс потребительских цен составил 46,1%, в 2002 г. – 34,8% (снижение более чем в 1,3 раза), январь-май 2002 г. и  2003 г. – соответственно 18,6 и 12,7% (снижение в 1,5 раза).

Не менее важно также  и то, что сегодня уже не является острой проблема обеспечения положительного уровня нормы процента в реальном выражении. С апреля 2000 г. процентные ставки по рублевым операциям стабильно  превышают темпы роста цен, обеспечивая достаточно высокую доходность активов в национальной валюте по сравнению с инвалютными, т.е. создано базовое условие стабильности национальной денежной единицы. Однако в долгосрочной перспективе важно обеспечить не только положительный уровень процентных ставок в реальном выражении, но и их невысокие номинальные значения при низкой инфляции. Это будет способствовать формированию максимально благоприятных условий для развития реального сектора экономики, повышению инвестиционной активности, достижению умеренной волатильности и достаточной степени предсказуемости финансового рынка. Здесь также достигнут существенный прогресс. Так, если в январе 2001 г. ставка рефинансирования составляла 80% годовых, то в январе 2002 г. – уже 57% (снижение в 1,4 раза), в январе 2003 г. – 38% (снижение еще в 1,5 раза).

Следует отметить, что  наметилась тенденция к снижению процентных ставок по кредитам и депозитам  в иностранной валюте, которые  в гораздо меньшей степени (по сравнению с рублевыми ставками) поддаются прямому влиянию Национального банка и формируются под влиянием факторов, отражающих характер инвестиционного и делового климата, настроения субъектов экономических отношений. Средние ставки по инвалютным кредитам и депозитам за период с начала 1999 по май 2003 г. снизились почти в 1,5 раза – с 19,8 до 13,4% и с 10,2 до 7% соответственно. Это отражает общее улучшение ситуации на денежном рынке республики, укрепление финансовой системы и национальной валюты. Конечно, индикаторы, характеризующие уровень стабильности денежной сферы, еще не достигли нормального по мировым меркам уровня, но решение этой задачи представляется вполне реальным.

Третий важный результат  денежно-кредитной политики Беларуси: последовательное снижение темпов инфляции и девальвации привело к существенному росту доверия к белорусскому рублю и сформировало необходимые условия для укрепления банковской системы республики. Так, сумма рублевых вкладов населения за 2002 г. возросла более чем  в 2 раза в номинальном выражении (с 326,5 до 666,8 млрд руб.) и в 1,4 раза – в реальном, а за январь-май 2003 г. – еще на 44,4% в номинальном выражении и на 28,1% - в реальном.

Существенно возросло качество кредитных портфелей банков. Если на начало 2001 г. доля проблемных кредитов в общей их сумме составляла 16,3%, то на начало 2002 г. они снизились до 14,4%, на начало 2003 г. – до 8,3%, т.е. за два с половиной года она сократилась более чем в 2 раза.

Улучшение ситуации в  банковской системе выражается и  в увеличении иностранных инвестиций в уставные фонды белорусских банков. Так, только за I квартал 2003 г. в банковскую систему было привлечено иностранных инвестиций на сумму более 31 млн евро и 2 млн долл. США. Это почти в 2 раза больше, чем за весь 2002 г. Вся сумма собственного капитала банковской системы по состоянию на 1 июля 2003 г. достигла 651,4 млн евро (на начало года – 608,3 млн евро). [18, с.5-7]

Сказанное не означает, что  ситуация в денежной сфере является идеальной, однако положительная динамика налицо, и это вселяет уверенность в том, что решение существующих проблем вполне реально.

В печати среди некоторых  экономистов популярна точка  зрения о том, что ужесточение  денежно-кредитной политики неминуемо  должно привести к коллапсу большинства  предприятий. Но здесь возникает  вопрос, во-первых, о том, что понимать под этим «коллапсом». Большинство предприятий, которые сегодня являются убыточными, и раньше не обладали достаточно высокой эффективностью для того, чтобы обеспечить прибыльную деятельность в условиях жесткой рыночной конкуренции. Меньшая доля убыточных предприятий в прежние годы в основном обусловлена наличием виртуальной, инфляционной прибыли. Представляется, что в случае пересчета финансовых показателей с учетом международных стандартов бухгалтерского учета (которые в настоящее время действуют у нас только для банковского сектора) доля убыточных предприятий была бы не ниже (если не выше), чем в настоящее время. Сейчас просто происходит повышение степени достоверности финансовой отчетности в связи со снижением темпов роста цен и, соответственно, сглаживанием «кривых зеркал инфляции». Второе обстоятельство, которое следует учитывать, связано с тем, что темпы инфляции снижаются значительно быстрее, чем сокращается номинальная рентабельность. Так, по данным за январь-апрель 2003 г., рентабельность продукции снизилась в 1,13 раза по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (с 8,5 до 7,5%), при этом по промышленности она возросла в 1,05 раза (10,1 до 10,6%), а инфляция снизилась за тот же период более чем в 1,5 раза (с 16 до 10,4%). Иными словами, реальная рентабельность практически не снижается (хотя показатель рентабельности продукции не вполне адекватен; состояние реального сектора более точно характеризует рентабельность основного капитала и активов, но, к сожалению, они не рассчитываются Минстатом). Следовательно, за счет проинфляционной политики вряд ли можно обеспечить высокую реальную  рентабельность, и весьма вероятно, что для двукратного увеличения номинальной рентабельности потребовалось бы «разогнать» инфляцию на порядок. В-третьих, следует подчеркнуть, что характер проводимой денежно-кредитной политики, предлагающий постепенное, а не резкое ее ужесточение, обуславливает минимальную вероятность шоковых явлений, хотя и не гарантирует того, что она равна нулю.

Еще один проблемный момент в экономике и денежной сфере республики: несмотря на определенные положительные сдвиги, финансовый потенциал нашей банковской системы пока не вполне адекватен промышленному. Белорусские банки, по международным меркам, пока можно отнести в лучшем случае к средним, а многие промышленные предприятия являются весьма крупными. Для нормального развития им нужны соответствующие кредиты. Но небольшой банк не может предоставить крупный кредит, это противоречит принципам безопасного ведения банковских операций. К перспективным направлениям решения этой проблемы, наряду с продолжением политики, направленной на углубление финансовой стабилизации и повышение реального финансового потенциала банков, относятся: развитие консорционального кредитования, некапиталоемких отраслей и секторов экономики (включая малый бизнес, легкую и пищевую промышленность), привлечение кредитных ресурсов из-за рубежа, в том числе и от российских банков. Возможности для формирования указанного направления расширяются по мере развития валютной интеграции Беларуси и России. Следует отметить, что данный процесс осуществляется в контексте существующих современных тенденций в области валютного регулирования, связанных с глобализацией. Речь идет не только о формировании, например, зоны евро, но и том, что валютные режимы, действующие во многих небольших странах, становятся более интернациональными. Так, многие страны проводят политику «валютного комитета», которая заключается в валютной фиксации обменного курса национальной валюты к иностранной (как правило, к более твердой валюте страны или группы стран, обладающих мощным экономическим потенциалом). К ним относятся, например, Латвия, Эстония, Болгария и др. Некоторые страны пошли на политику «долларизация» (Эквадор, Панама), другие разрешили безналичные расчеты внутри страны в любых иностранных валютах (Новая Зеландия, Литва). Все это отражает тенденцию к интернализации экономики. Вместе с тем, как свидетельствует тот же опыт формирования зоны евро, а также недавний кризис в Аргентине, проводившей политику «валютного комитета», формированию валютного союза или переходу к жесткой привязке национальной валюты к иностранной должна предшествовать серьезная работа, предусматривающая создание необходимых предпосылок как монетарного, так и общеэкономического характера.

Таким образом, денежно-кредитная  политика Республики Беларусь осуществляется в общем контексте социально-экономической политики республики и направлена на формирование благоприятных условий для реформирования народного хозяйства при недопущении (или минимизации) разного рода шоковых явлений. [19, с.16-17]

Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2004 год, утвержденные Президентом Республики Беларусь (Указ от 04.12.2003 г. № 554) подтверждают цели и приоритеты предыдущих лет. Сохраняется преемственность целей курсовой, валютной, процентной политики, содержания денежной программы, применения инструментов денежно-кредитной политики, путей развития платежной системы, финансового рынка, расширения международного сотрудничества, прежде всего с Россией и странами СНГ. Утверждены важнейшие денежно-кредитные показатели на 2004 г.   (табл. 3).

                                                                                                                                 Таблица 3

Важнейшие денежно-кредитные  показатели на 2004 год.

Показатель

Прогноз на 01.01.2005 г.

Контролируемый показатель

Официальный обменный курс на конец периода, рублей за 1 рос. р.

76,50—77,20

Рост, %

104—105

Индикативные показатели

Официальный обменный курс на конец периода, рублей за 1 дол. США

2260—2390

Рост, %

104—110

Чистые иностранные  активы органов денежно-кредитного регулирования, млн дол. США

355—620

Рост рублевой денежной базы, %

124—127

Рост рублевой денежной массы, %

126—129


 

С целью формирования в Республике Беларусь макроэкономических условий, приближенных к условиям сопредельных государств и стран, которые являются основными торговыми партнерами Республики Беларусь, индекс потребительских цен должен составлять в 2005 г. не более 8—10 %. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и особенно состояния торгового баланса будет проводиться в 2005 г. и соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран.

В прогнозных документах (НСУР-2020 и др.) определены перспективные  цели денежно-кредитной политики:

  • обеспечение устойчивости белорусского рубля и целевой траектории снижения темпов инфляции;
  • развитие ресурсного потенциала и укрепление банковской системы, обеспечивающие эффективное аккумулирование свободных денежных средств домашних хозяйств и хозяйствующих субъектов и кредитную поддержку экономического роста;
  • поддержание обменного курса белорусского рубля на уровне, исключающем дисбалансы во внешнеэкономической деятельности страны;
  • обеспечение эффективного надежного и безопасного функционирования платежной системы и хранения сбережений в банковской системе;
  • увеличение уровня монетизации ВВП.

           Для достижения этих целей Национальный банк Республики Беларусь предусматривает регулирование денежно-кредитной сферы посредством следующих мер:

  • в области регулирования денежной массы — наращивание денежного предложения в национальной валюте в соответствии со спросом экономики на деньги и целевым параметром инфляции;
  • области процентной политики — поддержание положительной в реальном выражении доходности сбережений и доступности кредитных ресурсов для предприятий реального сектора экономики. При этом уровень реальной доходности срочных рублевых депозитов, ГКО и других рублевых активов должен быть выше по сравнению с инструментами в иностранной валюте;
  • области политики обменного курса — обеспечение траектории номинального курса белорусского рубля к корзине валют стран — основных торговых партнеров Республики Беларусь на уровне, не допускающем укрепление его реального курса темпами, превышающими рост производительности труда. В результате будет обеспечен приемлемый уровень ценовой конкурентоспособности товаров отечественного производства как на внешнем, так и на внутреннем рынках, стимулирующий динамичные темпы промышленного производства и экономического роста.

Достижение стратегических целей и задач денежно-кредитной политики должно осуществляться поэтапно, путем постепенного расширения сферы действия рыночных подходов к государственному регулированию денежно-кредитной сферы.

В период до 2010 г. предполагается решение следующих задач:

  • недопущение годовой инфляции выше 5 %;
  • увеличение уровня монетизации ВВП до 30 % по рублевой 
    денежной массе и 40 % — по широкой денежной массе;
  • создание третьего уровня кредитно-финансовых учреждений — специализированных небанковских кредитно-финансовых учреждений с ограниченными лицензионными полномочиями и без права ведения расчетных счетов юридических и физических лиц (инвестиционные, трастовые, ипотечные и т.д.);
  • формирование золотовалютных резервов на уровне, обеспечивающем полное покрытие рублевой денежной базы.

В период после 2010 г. прогнозируется обеспечить:

  • недопущение годовой инфляции выше 2—3 %; а увеличение уровня монетизации ВВП до 40—45 % по рублевой денежной массе и 50 % — по широкой денежной массе;
  • достижение свободной конвертируемости белорусского рубля на национальном и внешних валютных рынках.

Информация о работе Денежно-кредитная политика