Кредитная политика государства: теория, практика и механизмы реализации в сфере ипотечного жилищного кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 15:49, автореферат

Краткое описание

Актуальность проблемы. Жилищная сфера выступает одним из приоритетов социально-экономической политики государства. Декларируемые еще в начале 1990-х гг. заявления о жилье как о локомотиве реформ достаточно долго не были реализованы. Причины создавшейся ситуации состояли, на наш взгляд, в общей неадекватности стратегии реформирования жилищной сферы, в противоречии потребностей экономики и политической системы, не способной их удовлетворить.

Вложенные файлы: 1 файл

referat-Garipova.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

Анализ особенностей кредитной политики в сфере ИЖК, по мнению автора, обусловлен ее приоритетным характером, интеграцией в различные виды социально-экономической политики государства и связью с движением кредита.

Приоритетность кредитной политики государства в сфере ИЖК многогранна и проявляется во взаимосвязи такой политики с задачами социально-экономического развития, в ее ожидаемых последствиях, эффекте воздействия на будущее страны и в самой природе жилой недвижимости, являющейся основой рынка ИЖК. Кредитная политика неразрывно связана с социально-экономической политикой (рис. 1). Провозглашение парадигмы социально ориентированного государства обусловило смену приоритетов в социально-экономическом развитии страны, в том числе и формирование жилищных стандартов посредством обеспечения доступности жилья на основе использования ИЖК для массовых слоев населения.

 

44

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Интеграция кредитной политики государства в сфере ипотечного жилищного кредитования

в виды социально-экономической политики государства

44

 



В свою очередь, в контексте финансовой политики, составной частью которой выступает кредитная политика государства в сфере ИЖК, формируются приоритеты социальной политики. Государство, в прямой и косвенной формах реализуя приоритеты кредитной политики (формирование первичного рынка ипотеки, системы рефинансирования ИЖК, рынка ипотечных ценных бумаг, инфраструктуры ИЖК), обеспечивает достижение целей жилищной, демографической политики и политики занятости.

Третьей особенностью кредитной политики в сфере ИЖК является ее связь с движением кредита. Исследование теоретических аспектов ипотечного жилищного кредита позволило обосновать необходимость формирования государством адекватной институциональной структуры рынка. Долгосрочный характер ипотечного кредита, с одной стороны, обеспечивает его доступность для заемщика посредством уменьшения ежемесячных платежей, с другой - предъявляет особые требования к механизму формирования кредитных ресурсов. Традиционные способы формирования кредитором ресурсной базы недостаточны в условиях увеличения масштабности реализации ипотечных программ. Формирование общенациональной системы ИЖК требует как прямого, так и косвенного участия государства в построении механизмов, вовлекающих средства индивидуальных и институциональных инвесторов в рефинансирование ИЖК.

Целевой характер ИЖК проявляется в инвестировании кредитных ресурсов в покупку или строительство жилья, являющегося одновременно обеспечительным материалом ссуды посредством ипотеки. Макроэкономическая роль ипотеки и необходимость учета ее особенностей - наличие права собственности залогодателя на предмет залога, ее публичность, приоритетность, специализация - предъявляют высокие требования к юридическим аспектам ипотечной сделки и требуют наличия институциональной структуры, обеспечивающей ее надежность и устойчивость.

Соглашаясь с мнением о единой кредитной родовой основе депозитных и кредитных операций, являющихся сторонами одного процесса, автор отмечает важность единства политики формирования ресурсов и политики по их размещению в сфере ИЖК на макроуровне ввиду отмеченных ранее долгосрочности ИЖК и общенационального характера системы ИЖК.

Исследование структуры кредитной политики государства позволило автору проанализировать ее сущность с позиций структурных связей, показать отношения между отдельными ее элементами (рис. 2). На уровне сущностных отношений кредитная политика в сфере ИЖК представляет собой деятельность по формированию идеологии социально ориентированного государства, жилищных стандартов, концепции рынка доступного жилья как национального приоритета, по регулированию и стимулированию посредством формирования институциональной структуры отношений участников рынка ИЖК в целях обеспечения доступности жилья и реализации роли ипотечного жилищного кредита в социально-экономическом развитии страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Структура кредитной политики государства в сфере ИЖК

 

С содержательной точки зрения, кредитная политика в сфере ИЖК - это стратегия и тактика государства по обеспечению доступности жилья для массовых слоев населения, которые проявляются, с одной стороны, в разработке государством системы мер по формированию на основе ИЖК рынка доступного жилья, с другой стороны, в их реализации кредитно-финансовыми институтами посредством денежно-кредитного и финансово-кредитного механизмов. Этапы формирования и реализации разработанных мер дополняются контролем со стороны государства за выполнением их прямыми и косвенными участниками кредитных отношений, а также соответствующей последующей настройкой институциональной структуры.

Институциональная природа кредитной политики государства в сфере ИЖК позволила автору применить институциональный подход и в исследовании ее функций. Таковыми являются координирующая, политическая, ограничительная, распределительная, стимулирующая, оптимизирующая функции. В диссертационном исследовании проанализированы особенности их проявления в сфере ипотечного жилищного кредитования.

Содержательный аспект исследования кредитной политики государства в сфере ИЖК предполагает определение цели как основы стратегии. В представлении автора, при правильной постановке цели кредитной политики важно учесть следующие требования: во-первых, происходящие в мире процессы глобализации, интеграции российской экономики в мировую систему требуют учета рекомендаций мировых общественных институтов в области социальных, жилищных стандартов; во-вторых, поскольку кредитная политика на рынке жилья является составной частью социально-экономической политики государства, постольку и ее цели должны вписываться в соответствующую систему целей; в-третьих, кредитная политика должна отражать приоритет государства на рынке жилья.

Указанным требованиям отвечает определенная в диссертационном исследовании система целей:

- стратегическая: повышение качества жизни населения посредством формирования жилищных стандартов;

- конечная: обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан через достижение его доступности посредством ипотечного жилищного кредитования;

- промежуточные: на этапе формирования системы ипотечного кредитования - обеспечение доступности жилья для населения со средними доходами, имеющего в собственности жилье и желающего улучшить его потребительские качества; на этапе развития ИЖК - обеспечение доступности жилья для всех слоев населения.

Исследование существующих мнений относительно термина доступности жилья как целевой установки кредитной политики государства в сфере ИЖК позволило сделать вывод о преобладании статистического подхода в его определении. В таком понимании доступность жилья представляется как показатель, отражающий либо покупательную способность граждан на рынке жилья, либо количественную оценку времени, необходимого домохозяйству для приобретения жилья. Несомненно, такой взгляд имеет право на существование и, по мнению, автора, скорее может служить способом измерения результативности мероприятий, предусмотренных кредитной политикой.

Оперирование сугубо жилищными индикаторами при характеристике доступности жилья в данном ракурсе, по мнению диссертанта, неправомерно. Акцент делается на факторах предложения и спроса на жилье в ущерб социальным и денежным факторам, ориентированным на платежеспособность населения и ее повышение за счет использования ипотечного жилищного кредита. Поскольку формирование кредитной политики государства рассчитано на массовые слои населения, оценку доступности жилья следует осуществлять с точки зрения социальных ориентиров и с помощью показателя доли домохозяйств, которые могут приобрести жилье.

В данном ракурсе доступность жилья автор определяет как совокупность условий, формируемых государством и определяющих возможность массовых слоев населения приобретать жилье с использованием ипотечных жилищных кредитов.

Наряду с понятием доступности жилья доступность ИЖК определена диссертантом как совокупность условий, в которых совершается ипотечная кредитная сделка и которые создадут возможность ее осуществления. В свою очередь, доступность ипотечного кредита является условием, обеспечивающим доступность жилья для большей части населения страны.

В работе также сгруппированы факторы, определяющие формирование и развитие кредитной политики государства на рынке жилья, по уровню воздействия, по взаимосвязи с типами социально-экономической политики, с рынками, субъектами рынка ипотеки, а также по методологии исследования, показан характер воздействия данных факторов на цели, параметры, инструменты кредитной политики.

В диссертационном исследовании на основе обобщения отечественного и мирового опыта, методологических требований, предъявляемых к формированию кредитной политики, предложена теоретическая модель ее формирования (рис. 3).

Формирование кредитной политики в сфере ИЖК осуществляется государством с учетом следующих принципов.

Общие принципы - оптимальности и эффективности - предполагают, с одной стороны, реализацию таких мероприятий, которые в условиях ограниченности финансовых ресурсов государства приносят максимальный социальный эффект, а с другой стороны, установление параметров социальной эффективности: жилищной обеспеченности, доступности жилья и т.д.

Институциональные принципы - трехстадийного институционального развития и траектории развития - предполагают учет в рамках формируемых мероприятий поэтапности развития институциональной среды: на первом этапе - отказ со стороны государства от принципов патернализма в обеспечении прав основной категории граждан на жилье; на втором - формирование основных рыночных институтов (приватизация жилья, ипотека, оценка стоимости жилья, регистрация прав на недвижимость и т.д.); на третьем -

 

I этап. Формирование стратегии кредитной политики государства в сфере ИЖК

Государство (законодательные и исполнительные

федеральные, региональные и местные органы власти)

Идеология социально ориентированного государства

Жилищные стандарты

Концепция развития рынка доступного жилья на основе

ипотечного жилищного кредитования: идея, цель, принципы

Система мер по формированию институциональной структуры

рынка ипотечного жилищного кредитования

↓                    ↓

Общие институты

Специальные институты

II этап. Разработка механизмов реализации кредитной политики

на рынке жилья (тактика)

↓                    ↓

Финансово-кредитный механизм

Денежно-кредитный механизм

Механизм прямого финансирования

и кредитования

Механизм

стимулирования

накопительно-кредитный

кредитный

кредитно-инвестиционный

III этап. Реализация кредитной политики на рынке жилья

Федеральные национальные проекты

Региональные ипотечно-жилищ-ные программы

Местные ипотечно-жилищные программы

Программы жилищно-кредитных кооперативов

Банковские программы

Программы ипотечных агентств, строительных компаний

Система ИЖК

III этап. Контроль за реализацией кредитной политики государства в сфере ИЖК

За соблюдением субъектами системы ипотечного жилищного

кредитования установленных правил

Государство

За соответствием институциональной структуры требованиям рынка

ипотечного жилищного кредитования

За соблюдением субъектами кредитной сделки кредитных

обязательств, правил, стандартов кредитования и т.д.

Система ИЖК

За соответствием программ ипотечного жилищного кредитования

требованиям рынка

IV этап. Настройка

Институциональной структуры и механизмов реализации

Государство

Программ ипотечного жилищного кредитования

Система ИЖК


 

Рис. 3. Теоретическая модель кредитной политики государства в сфере ИЖК

создание специальных и формальных институтов (институт национальных проектов и механизмов его реализации). Согласно принципу траектории развития формирование кредитной политики государства в сфере ИЖК осуществляется с учетом специфики страны, уровня предшествующего развития общества и зарубежного опыта функционирования рынка ипотеки.

Стратегия формирования кредитной политики государства на ИЖК конкретизируется посредством тактических мероприятий, осуществляемых на II этапе. В рамках созданной институциональной структуры разрабатываются два основных механизма ее реализации: финансово-кредитный и денежно-кредитный. Критический анализ существующих в отечественной научной литературе мнений относительно их понятия и содержания, в том числе и применительно к сфере ИЖК, позволил автору сделать заключение о том, что финансово-кредитный механизм реализации кредитной политики государства разрабатывается в двух вариантах в зависимости от форм участия государства. Механизм прямого финансирования и кредитования используется в отношении социально незащищенных и социально значимых слоев населения и предполагает активное использование наряду с финансовыми инструментами кредитно-ипотечных. Прямое участие государства также осуществляется, как в создании деятельности субъектов ипотечного рынка (федеральное ипотечное агентство, региональные ипотечные операторы, субъекты ипотечной инфраструктуры), так и посредством предоставления гарантий по ипотечным ценным бумагам, эмитируемым федеральным ипотечным агентством. Реализация данного механизма осуществляется посредством жилищно-ипотечных программ трех уровней: федеральных национальных проектов, региональных и местных программ. Использование косвенных методов характерно для механизма стимулирования спроса и предложения ипотечных жилищных кредитов. Арсенал применяемых инструментов достаточно разнообразен.

Денежно-кредитный механизм предусматривает совокупность организационно-экономических мер по мобилизации и перераспределению временно свободных денежных средств на основе ипотечного жилищного кредита для обеспечения доступности жилья. Реализация данного механизма осуществляется в трех формах: накопительно-кредитной, кредитной и кредитно-инвестиционной. Накопительно-кредитная форма денежно-кредитного механизма построена на использовании как специальных целевых жилищных сберегательных счетов, так и кредитно-ипотечных инструментов. Кредитная форма механизма применяется преимущественно кредитными организациями, характеризуется независимостью от фондового рынка, привлечением ресурсов на депозитной основе, использованием ипотечно-кредитных инструментов, не требует осуществления масштабных институциональных мероприятий, реализуется на ранних этапах формирования рынка ипотечного жилищного кредитования.

Информация о работе Кредитная политика государства: теория, практика и механизмы реализации в сфере ипотечного жилищного кредитования