Методы анализа внешней среды организации ОАО «Ростелеком»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – проведение анализа внешней среды ОАО «Ростелеком» и определение ее ключевых факторов успеха.
Для достижения выдвинутой цели решались следующие задачи:
1) определение понятия «Внешней среды организации»;
2) определение сущности характеристик и методов анализа внешней среды;
3) рассмотрение методов анализа внешней среды на примере ОАО «Ростелеком»;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………….6
1.ПОНЯТИЕ «ВНЕШНЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ»…………………………..…9
1.1. Характеристики Внешней среды……………………………………................9
1.1.1. Среда прямого воздействия……………………………………………..11
1.1.2. Среда косвенного воздействия………………………………………….15
1.2. Методы анализа внешней среды………………………………………………18
1.2.1. PEST-анализ………………………………………...…………………….18
1.2.2. SWOT-анализ……………………………………………………………..21
1.2.3. SNW-анализ………………………………………………………………23
2. Анализ внешней среды ОАО «Ростелеком»……………………………………...25
2.1. Краткая характеристика ОАО «Ростелеком».………………………………..25
2.2. PEST-анализ ОАО «Ростелеком»………...…………………………………...27
2.3. SWOT-анализ ОАО «Ростелеком»……………………………………………29
2.4. SNW-анализ ОАО «Ростелеком»……………………………………………..30
2.5. Определение ключевых факторов успеха ОАО «Ростелеком»……………..33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….36

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.83 Кб (Скачать файл)

Вторая часть – “дальнее”окружение – включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности [17, с. 137]. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на “ближнее” организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами “дальнего” окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах.

Существуют основные характеристики внешней среды:

  1. Взаимосвязь факторов внешней среды – это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказаться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Факто взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются. В дальнейшем темп изменений будет продолжать увеличиваться и выживание организации окажется решающим образом, связанным с уровнем знаний организации о ее окружении.
  2. сложность внешней среды. Под данной характеристикой понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора. Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находится организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений.
  3. подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду. Учитывая скорость функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
  4. Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, который располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Зависимость от  мнений иностранных экспертов или аналитических материалов, изложенных на иностранном языке, усугубляет неопределенность. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [12, с. 384].

 

      1. Среда прямого воздействия

 

Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Характеристики среды отличны, но в то же время  связаны с ее факторами. Эта зависимость станет очевидной при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов [18, с. 203].

Поставщики. С точки зрения системного подхода организация  – это механизм преобразования входящих элементов в выходящие. Основные разновидности входов – это материалы, оборудование, энергия, капитал и  рабочая сила. Зависимость между  организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ввод указанных ресурсов, – пример воздействия среды на операции и успешность деятельности организации. В ряде случаев все организации определенного региона ведут дела с одним или практически с одним поставщиком. Например, обеспечение энергией, когда все организации получают энергию по ценам, установленным государством. При этом такие изменения, как повышение цен, подействует на организацию в той мере, в какой она расходует энергию.

Материалы. Некоторые организации  зависят от непрерывного притока  материалов. При этом в одних регионах, например, в Японии, возможно использование  методов ограничения запасов, то есть фирмы, исходят из того, что  необходимые для следующего этапа  производственного процесса материалы  должны доставляться точно в срок. Такая система снабжения требует  в высшей степени тесного взаимодействия производителя с поставщиками. В  то же время в других регионах может  понадобиться поиск альтернативных поставщиков или поддержание  значительного объема запасов. Однако запасы связывают деньги, которые  приходится расходовать на материалов и хранение. Эта зависимость между деньгами и поставками исходных материалов хорошо иллюстрирует взаимосвязанность переменных.

Капитал. Для функционирования и развития организации нужен  капитал. В качестве потенциальных  инвесторов могут выступать: банки, программы федеральных учреждения по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации. Чем лучше дела у компании, тем выше ее возможности получить нужный объем средств.

Трудовые ресурсы. Для  эффективной деятельности организации, для реализации задач, связанных  с достижением поставленных целей, необходимо ее обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации. Развитие ряда отраслей в настоящее  время сдерживается нехваткой нужных специалистов. Примером могут служить  многие сектора компьютерной промышленности. Основной заботой современной организации  является отбор и поддержка талантливых  менеджеров. В наше время при ранжировании по степени важности ряда факторов, руководители фирм в первую очередь  выделяют: привлечение высококвалифицированных  менеджеров высшего звена управления и обучение способных руководителей  внутри фирмы. То, что повышение квалификации менеджеров оказалось по значению выше, чем прибыль, обслуживание потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам, явный признак важности притока этой категории трудовых ресурсов в организацию [2, с. 193].

Законы и государственные  органы. Трудовое законодательство, многие другие законы и государственные  учреждения влияют на организацию. В  преимущественно частной экономике  взаимодействие между покупателями и продавцами каждого вводимого  ресурса и каждого результирующего  продукта попадает под действие многочисленных правовых ограничений. Каждая организация  имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, а иногда даже неопределенностью. Практически непрерывно разрабатываются и пересматриваются своды законов о безопасности и охране здоровья на рабочем месте , о защите окружающей среды, о защите интересов потребителя, о финансовой защите и так далее. При этом объем работы, необходимой, чтобы отслеживать и соответствовать действующему законодательству, постоянно возрастает.

Государственные органы. Организации  обязаны соблюдать не только федеральные  и местные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую имеющие силу закона.

Законодательство местных  органов управления. Регулирующие постановления  местных органов власти также  усложняют ситуацию.  Местные  органы власти требуют от предприятий  приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для  ведения дела, облагают предприятия  налогами, а если речь идет, например, об энергетике, системах телефонной связи  и страхования, то и устанавливают  цены. Некоторые местные законы модифицируют федеральные нормы. Организация, которая ведет свои дела на территории десятков субъектов федерации и десятков иностранных государств, сталкивается со сложной и многообразной системной системой местных установлений [2, с. 207].

Потребители. Считается, что  единственной подлинной целью бизнеса  является создание потребителя. Под  этим понимается, что само выражение  и оправдание существования организации  зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса  очевидно. Потребители, решая, какие  товары и услуги для них желательны и по какой цене, определяют для  организации почти все, относящееся  к результатам ее деятельности. Тем  самым необходимость удовлетворения потребностей покупателей влияет на взаимодействия организации с поставщиками материалов и трудных ресурсов.

Конкуренты – это важнейший  фактор, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждого  предприятия хорошо понимает, что  если не удовлетворять нужды потребителей также эффективно, как это делают конкуренты, то предприятию долго не продержаться. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. 
Важно понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Организации могут также вести конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

 

1.1.2 Среда косвенного воздействия

 

Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции организаций также заметно, как  факторы среды прямого воздействия. Тем не менее, руководство должно их учитывать. Среда косвенного воздействия  обычно сложнее, чем среда прямого  воздействия. Руководство зачастую вынуждено опираться на предположения  о такой среде, основываясь на неполной информации, в попытках спрогнозировать  возможные последствия для организации [8, с. 372].

К основным факторам среды  косвенного воздействия относятся: 
     1. Технология, является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить, и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

Скорость изменения технологий в последние десятилетия заметно  увеличилась. Из крупных технологических  нововведений, которые глубоко затронули  все общество и оказали сильное  влияние на конкретные организации, можно отметить компьютерную, лазерную, микроволновую, полупроводниковую  технологии, интегрированные линии  связи, робототехнику, спутниковую  связь, атомную энергетику, получение синтетического топлива и продуктов питания, генную инженерию и так далее.

Очевидно, что организации, имеющие дело непосредственно с  технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии  быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения. В  то же время уже сегодня все  организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность  их деятельности.

  1. Состояние экономики. Руководство также должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех вводимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Так же 
    состояние экономики может сильно повлиять на возможности получения организацией капитала, так как при ухудшении экономической обстановки банки ужесточают условия получения кредита и повышают ставки процента, при снижении налогов происходит увеличение массы денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости и, тем самым, способствовать развитию бизнеса.

То или иное конкретное изменение состояния экономики  может оказать положительное  воздействие на одни и отрицательное  воздействие на другие организации.

  1. Социо-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социо – культурные факторы, и прежде всего, жизненные ценности, традиции, установки, влияют на организацию.

На основании специальных  исследований было показано, что изменяются и ценностные установки рабочих. В целом, сравнительно молодые рабочие  хотят иметь больше независимости  и социального взаимодействия на работе. Многие современные работники не считают, что всю свою трудовую жизнь проведут в одной организации. Эти установки становятся особенно важными для менеджеров в отношении их основной функции – мотивации людей с учетом целей организации.

Социо-культурные факторы влияют также на продукцию или услуги, являющиеся результатом деятельности организации. От социо-культурных факторов зависят и способы ведения своих дел организациями. Например, общественное мнение может оказать давление на фирму, имеющую связи с порицаемыми в обществе организациями, группировками, возможно, и странами. От представлений потребителей о качественном обслуживании зависит повседневная практика магазинов розничной торговли и ресторанов. Результатом социо-культурного воздействия на организации стало растущее внимание к социальной ответственности.

  1. Политические факторы. Некоторые аспекты политической обстановки представляют для руководителей особое значение. Один из них – позиция администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Эта позиция влияет на такие действия правительства, как налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы. Другой элемент политической обстановки – это группы особых интересов и лоббисты. Все учреждения госрегулирования являются объектами внимания лоббистских групп, представляющих организации, на которых сказываются решения этих учреждений [8, с. 401].
  2. Отношения с местным населением. Для всякой организации, как фактор среды косвенного воздействия, первостепенное значение имеет отношение к ней местного населения, той общественной среды, в которой организация функционирует. Организации должны прилагать целенаправленные усилия для поддержания хороших отношений с местным сообществом.

Информация о работе Методы анализа внешней среды организации ОАО «Ростелеком»