Основы безналичных расчетов и принципы их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:49, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы данной работы заключается в том, что сфера при­менения безналичных расчетов постоянно расширяется и в будущем эта тен­денция будет сохраняться.
Цель работы – исследовать основные направления развития пла­тежной системы Республики Беларусь, охарактеризовать формы безналич­ных расчетов, их структурные изменения выявить проблемы и перспективы их развития.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.
1. ОСНОВЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ И ПРИНЦИПЫ ИХ ОРГАНИЗАЦИИ.
2. ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.
2.1. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ.
2.2. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ-ПОРУ­ЧЕНИЯМИ.
2.3. РАСЧЕТЫ ПЛАТЕЖНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
2.4. РАСЧЕТЫ ЧЕКАМИ.
2.5. РАСЧЕТЫ АККРЕДИТИВАМИ.
2.6. РАСЧЕТЫ ВЕКСЕЛЯМИ.
2.7. РАСЧЕТЫ БАНКОВСКИМИ ПЛАСТИКОВЫМИ КАР­ТОЧКАМИ.
3. АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНОГО ОБОРОТА В РБ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 8 файлов

ПРИЛОЖЕНИЕ 6.doc

— 53.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

2.doc

— 112.00 Кб (Скачать файл)

      Основными преимуществами расчетов платежными требованиями является то, что:

- используемая  при этом система инкассо обеспечивает  четкий порядок адресной их доставки;

- строгий  контроль за расчетами как  со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их;

- поставщик  имеет возможность отгружать  продукцию без предварительного  оформления расчетных документов, что позволяет ускорить отгрузку  продукции, рационально использовать транспортные средства и складские помещения;

- плательщик  при этой форме расчетов может  проверить выполнение поставщиком договорных обязательств, заявить отказ от оплаты.

      В то же время основными слабыми  моментами при использовании  расчетов платежными требованиями является:

- возможность  возникновения неплатежей;

- трудоемкость, связанная с операциями по  инкассо, отказами от акцепта,  запросами о судьбе неоплаченных требований. [2, с.54]. 

2.4. Расчеты чеками

         Чек- ценная бумага, содержащая  ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю.

         Чекодержатель – лицо, в пользу  которого производится выплата  средств по чеку.        

          Чекодатель- лицо, за счет которого  осуществляется выплата средств по чеку.

         Банковский чек – чек, чекодателем  по которому является банк.

         Заявитель- лицо, по поручению  и за счет которого уполномоченный  банк выписывает банковский чек. [3].

      Банковский  чек выписывается уполномоченным банком на основании подписанного клиентом заявления на выставление банковского чека (далее – заявление), которое должно содержать следующие обязательные реквизиты:

  1. наименование банка, за счет которого будет осуществляться выплата средств по чеку;
  2. сумму и валюту перевода;
  3. реквизиты заявителя (наименование, его адрес, а также при необходимости номер счета, паспортные данные или данные заменяющего паспорт документа);
  4. реквизиты бенефициара (чекодержателя);
  5. назначение платежа.

   Уполномоченные  банки самостоятельно разрабатывают формы заявлений, включая в них

обязательные  реквизиты и другую необходимую  банку информацию.

      Количество  представляемых клиентом в банк экземпляров  заявлений и порядок их использования  определяются банком самостоятельно. Первый экземпляр заявления заверяется оттиском печати и подписями клиента согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

      Банковский  чек может быть передан банком заявителю, который высылает его бенефициару, либо отправлен бенефициару (чекодержателю) или в обслуживающий его банк.

      Датой исполнения уполномоченным банком заявления  является дата передачи чека заявителю или дата направления чека бенефициару (чекодержателю) или в обслуживающий его банк.

        Банковские чеки, выставленные банками-нерезидентами  с платежом в уполномоченном банке, оплачиваются уполномоченными банкам в порядке, установленном для исполнения платежных поручений банков-нерезидентов, при условии предоставления уполномоченному банку покрытия.

      Расчеты чеками между юридическими лицами производятся с депонированием средств на отдельном счете (по поручению покупателя).

      Для получения чековой книжки покупатель (чекодатель) представляет в банк заявление  установленной формы.

      Срок  действия чековой книжки – 1 год. При  наличии неиспользованных чеков  и остатка средств на чете этот срок может быть продлен еще на один год.

      Чекодатель  передает чек чекодержателю в  момент приобретения товара (оказания услуг, выполнения работ). Чекодержатель  сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением- реестром (в четырех экземплярах). Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

      При получении поручении –реестра банк- плательщик проверяет:

- относятся  ли приложенные к ним чеки  к этому банку, подлинность  бланка чека и отсутствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

      Предъявленные чеки оплачиваются с того счета, на котором была забронирована сумма. При отсутствии или недостаточности средств на этом счете банк относит недостающую сумму на счет прочих дебиторов и кредиторов со взиманием с клиента определенного процента от отнесенной на него суммы.

          Коммерческие банки на договорной  основе с обслуживаемой клиентурой  могут брать на себя обязанности по взысканию платежей с чекодателей. Преимущество этого порядка состоит в том, что банк сразу же зачисляет средства на счета чекодержателей (на основании поручений- реестров с приложенными чеками). Затем банк от своего имени составляет поручения-реестры и вместе с чеками направляет их в банки плательщиков для списания средств со счетов чекодателей.

      По  истечении срока действия чековая  книжка должна быть сдана в банк.

В тех  случаях, когда на депонируемом счете  имеется остаток неиспользованного лимита исрок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековою книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен.

    Основным  преимуществом расчетов чеками является:

- гарантия  платежа.

Основными недостатками:

- усложнение  документооборота, так как зачисление  средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика чекодателя).

- затруднение  при иногороднем обороте;

- невыгодность  при поступлении товара мелкого  ассортимента. [2, с.59]. 

2.5. Расчеты аккредитивами

        Аккредитив – это поручение  банка покупателя банку поставщика, выдаваемого им по поручению покупателя, производить платеж поставщику при условии представления последним документов, подтверждающих отгрузку товаров (оказание услуг, выполнение работ), а также других условий? предусмотренных в аккредитивном заявлении. [2, с.60].

        Расчеты аккредитивами применяются в случаях: а) установления данной формы расчетов договором; б) систематической задержки платежей (независимо от ее длительности).

        Открытие (выставление) аккредитива  производится за счет собственных  средств покупателя или кредитов банка (только за счет одного источника), которые депонируются в банке покупателя на отдельном счете.

         Каждый аккредитив открывается  конкретному поставщику и не  может быть переадресован. Выплаты  наличных денег с аккредитива  не производятся.

         Могут открываться следующие  виды аккредитивов: покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); отзывные или безотзывные.

          Покрытыми (депонированными) считаются  аккредитивы, при открытии которых  банк-эмитент, открывающий аккредитив, перечисляет собственные средства плательщика или заемные (кредит банка) в распоряжение исполняющего банка на отдельный балансовый счет «Аккредитивы» на весь срок действия обязательств банка- эмитента.

           При установлении между банками  покупателя и поставщика корреспондентских отношений в исполняющем банке может открываться непокрытый (гарантированный) аккредитив путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

           Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком Безотзывный аккредитив представляет собой твердое обязательство банка- эмитента, подтвержденное исполняющим банком в дополнение к обязательству банка-эмитента, осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

            Для открытия аккредитива плательщик  предъявляет обслуживающему его  банку (банку-эмитенту) заявление  установленной формы, в котором  плательщик обязан указать: номер договора, по которому открывается аккредитив; срок действия аккредитива; наименование поставщика; наименование банка, исполняющего аккредитив; место исполнения аккредитива; наименование документов, против которых производятся выплаты по аккредитиву, срок их представления и порядок оформления; вид аккредитива; для отгрузки каких товаров (оказания услуг, выполнения работ) открывается аккредитив, сроки отгрузки (оказания услуг); сумма аккредитива; способ реализации аккредитива.

           Выплаты по аккредитиву совершаются на основании реестра счетов и товарно-транспортных документов, свидетельствующих об отгрузке продукции, которые представляются поставщиком в обслуживающее учреждение банка в сроки, определенные договором между поставщиком и покупателем. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

           Расчеты по аккредитиву могут  производиться с акцептом уполномоченного покупателя. В этом случае на реестрах счетов и отгрузочных документах должна стоять подпись уполномоченного об акцепте (которая сверяется в банке с образцом его подписи).

           Банк покупателя следит за  сроком закрытия аккредитива.  Закрытие аккредитива производится по истечении его срока, а также при отказе поставщика от дальнейшего использования аккредитива или в случае его отзыва самим покупателем. 

            Преимуществом расчетов аккредитивами  является:

- гарантия  платежа;

- возложение  контроля за выполнением условий  аккредитива на банки.

            Недостатком:

- отвлечение  денежных средств из хозяйственного  оборота в связи с их депонированием;

- сложный  документооборот;

- длительные  сроки расчетов;

- задержка  отгрузки товара. [2, с.62]. 

2.6. Расчеты векселями

       Вексель является, с одной стороны,  средством оформления коммерческого  кредита, предоставляемого в товарной форме продавцами покупателям в виде отсрочки уплаты долга за проданный товар (оказанные услуги), с другой – ценной бумагой, в которой содержится обязательство векселедателя уплатить определенную денежную сумму векселедержателю независимо от оснований выдачи векселя [2, с.64].

        Вексель имеет следующие особенности:

- абстрактность;

- бесспорность;

-обращаемость [4, с.45].

         Различают две разновидности  векселя – простой и переводной.

         Простой вексель (соло-вексель)  – письменный документ, содержащий обязательство одного лица векселедателя) уплатить определенную денежную сумму определенному лицу (ремитенту или первому получателю) или его приказу в установленный срок или по требованию. Переводной вексель (тратта) – письменный документ, содержащий безусловный приказ одного лица (векселедателя или трассанта), обращенный к другому лицу (плательщику или трассату), об уплате определенной денежной суммы определенному лицу (первому получателю или ремитенту) или его приказу в установленный срок или его требование.

         Трассант (векселедатель) – лицо, выписавшее вексель.

          Трассат (плательщик) – лицо, к  которому трассант обращает свой  приказ оплатить по векселю.

          Ремитент – первый получатель  или первый векселедержатель, в  пользу которого выставлен вексель.

ГОТОВАЯ КУРСОВАЯ.doc

— 540.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

диплом ОБР1.doc

— 488.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ к курсовой.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Операции с пластиковыми карточками.doc

— 27.00 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

показатели функционирования платежной системы.doc

— 137.50 Кб (Просмотреть документ, Скачать файл)

Информация о работе Основы безналичных расчетов и принципы их организации