Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Августа 2014 в 11:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ банковской деятельности на розничном рынке за предыдущие и текущий годы и выявление наиболее эффективных путей совершенствования этой деятельности для достижения такого уровня обслуживания, который бы позволил максимально удовлетворять потребности физических лиц в банковских услугах.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
1) изучить различные точки зрения и подходы к определению экономической сущности рынка розничных банковских услуг;
2) рассмотреть классификацию розничных банковских услуг;
3) проанализировать основные факторы, которые оказывают влияние на развитие изучаемого сегмента рынка;
4) выявить основные тенденции развития современного рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь;
5) наметить возможные направления и пути совершенствования розничного банковского рынка в стране.
Введение
4
1. Рынок розничных банковских услуг: понятие, значение
1.1. Экономическая сущность рынка розничных банковских услуг, Виды розничных банковских услуг и их значение
1.2. Основные факторы, влияющие на развитие рынка розничных банковских услуг
2. Практические аспекты анализа рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь
2.1. Депозитно-кредитные розничные услуги белорусских банков.
2.2. Расчетные операции с использованием банковских пластиковых карточек в Беларуси.
2.3. Прочие розничные услуги.
3. Проблемы и перспективы развития рынка розничных банковских услуг в Республике Беларусь.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 32
За последние пять лет банками проделана значительная работа в области развития системы безналичных расчетов с использованием банковских пластиковых карточек. Эмиссия возросла более чем в 3 раза: с 2,2 млн.штук банковских пластиковых карточек на 1 января 2005г. до 7,7 млн.штук банковских пластиковых карточек на 1 января 2010 г., количество установленных банкоматов достигли 2695 единиц, платежно-справочных терминалов самообслуживания (инфокиосков) – 2943 единиц, платежных терминалов в организациях торговли (сервиса) – 20013 единиц (Концепция)
В 2010 году продолжалось активное развитие объектов программно-технической инфраструктуры обслуживания операций с использованием банковских пластиковых карточек. Установлено 3063 банкомата (прирост 13%), 3776 инфокиосков (прирост 28%), в 18 241 организации торговли (сервиса) (прирост 49%) установлено 29 590 платежных терминалов (прирост 48%), 3957 пунктов выдачи наличных (прирост 10%) оснащены 8119 платежными терминалами (прирост 7%)(таблица 1).
Таблица 1
Показатель |
01.01.2005 |
01.01.2007 |
01.01.2008 |
01.01.2009 |
01.01.2010 |
01.01.2011 |
Эмиссия, млн.шт. |
2,2 |
3,9 |
4,8 |
6,0 |
7,7 |
9,2 |
Банкоматы, ед. |
887 |
1542 |
2026 |
2452 |
2695 |
3063 |
Платежные терминалы в ОТС, ед. |
3191 |
6039 |
9205 |
13608 |
20013 |
29590 |
Инфокиоски, ед. |
266 |
977 |
1360 |
2083 |
2943 |
3776 |
В рамках реализации целей, предусмотренных Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010-2015 годы, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26 февраля 2010 года № 29, проводятся работы по поэтапному переходу банков на эмиссию микропроцессорных карточек, соответствующих стандарту EMV. В настоящее время в Республике Беларусь доля банковских пластиковых карточек, соответствующих стандарту EMV, мала. Банковские пластиковые карточки, соответствующие стандарту ЕМV, сегодня эмитируют ОАО «Белгазпромбанк», ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК», ОАО «АСБ «Беларусбанк», ОАО «Белпромстройбанк».
(Банковский вестник, апрель 2011. Ольга Антонович, Илона Верес «Развитие рынка банковских пластиковых карточек в Беларуси», стр. 48-55)
Все сказанное позволяет сделать вывод, что Республика Беларусь уверенным «шагом» движется по пути развития расчетов банковскими пластиковыми карточками. С каждым годом увеличивается как выпуск карточек, так и расчеты с их использованием, расширяется техническая инфраструктура. Население постепенно привыкает к новому виду расчетов, повышается доверие к банковской системе в целом. Частичный отказ от «бумажных» денег и привлечение новых средств, таких как пластиковые карточки оказывает влияние на скорость денежного оборота, что позволяет уменьшить реальную денежную массу на рынке, а так же снизить рост инфляции.
2.3. Прочие розничные услуги. |
К прочим розничным банковским услугам, предоставляемых белорусскими банками населению относятся:
Кратко рассмотрим некоторые из них.
До 2011 года валютный обмен
в банках страны происходил достаточно
спокойно и ровно. Курс белорусского рубля
стабилизировался на приемлемом для населения
уровне, спрос и предложение валюты совпадали,
иностранные деньги свободно находились
в продаже. Банки увеличивали количество
валютно-обменных пунктов для удобства
населения. Но потом на рынке наличной
валюты произошли драматичные изменения.
Спрос на иностранную валюту со стороны
населения возрастал в периоды возникновения
девальвационных ожиданий, то есть в последние
месяцы 2010 года и в марте 2011 года. А в январе
и феврале 2011 года спрос был примерно равен
предложению. После введения запретов
на безналичном валютном рынке импортеры
и напуганные граждане страны бросились
скупать валюту, и в результате закономерно
возникли дефицит валюты и черный рынок.
Курс валюты на черном рынке намного превысил
официальный, что сделало невыгодной продажу
валюты банкам.
Население быстро поняло, что, скупая валюту
по официальному курсу, государство пытается
в очередной раз лишить людей сделанных
ими накоплений, и начало продавать валюту
на черном рынке.В результате объем продажи
физическими лицами наличной валюты банкам
начал снижаться и в июле упал уже до 130,7
млн USD. Часть этой валюты банки продали
населению обратно, но значительную долю
оставили себе. В частности, в июле они
продали физическим лицам всего 81,9 млн
USD - на 48,8 млн USD меньше, чем купили.
Таким образом, в тень ушел рынок наличной
валюты с объемами операций около 1 млрд
USD в месяц. Это немалая сумма - она составляет
примерно пятую часть оборота всего валютного
рынка в текущем состоянии.
Как бы то ни было, в июле на рынке наличной
валюты наступила некоторая стабилизация.
Стали увеличиваться объемы совершаемых операций. При этом за шесть месяцев 2011 г. населению было продано банками в эквиваленте 3331,5 млн. долларов США, что на 12,6 процента больше чем за аналогичный период 2010г.
Учитывая ситуацию, сложившуюся на внутреннем валютном рынке, Национальным банком и ОАО "АСБ Беларусбанк" решен вопрос о продаже иностранной валюты на социально значимые цели. В настоящее время ОАО "АСБ Беларусбанк" осуществляет продажу иностранной валюты физическим лицам для оплаты социально значимых расходов (лечение, оплата обучения и проживания студентов, выезд в связи с болезнью или смертью родственников и т.д.). За май–июнь 2011 г. ОАО "АСБ Беларусбанк" было продано населению на эти цели около 2547 тыс. долларов США в эквиваленте.
Мониторинг ситуации на внутреннем валютном рынке свидетельствует о приостановке развития на всех его сегментах негативных тенденций. Национальный банк совместно с Правительством Республики Беларусь продолжает принимать последовательные меры, направленные на создание предпосылок для стабилизации ситуации и восстановление конвертируемости национальной валюты в полном объеме.
Пока операции с ценными бумагами для физических лиц занимают незначительный удельный вес, но с развитием рынка ценных бумаг в последующем их доля будет увеличиваться. Так, некоторые банки в качестве одного из инструментов привлечения денежных средств населения используют сберегательные сертификаты. (Полегошко)
Среди развивающихся направлений розничного банковского бизнеса – операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями. Активизировалось такое направление розничного банковского бизнеса, как операции купли-продажи мерных слитков золота, серебра и платины, памятных и юбилейных монет Национального банка.
В целях активизации работы по привлечению денежных средств населения в банковскую систему, расширению спектра услуг банки уделяют внимание рекламному сопровождению процесса оказания розничных банковских услуг. Наряду с традиционными способами доведения до клиентов информации о данных услугах (телевидение, радио, газеты, рекламные буклеты и наружная реклама) применяются мультимедийные средства (Интернет, видеоэкраны, информационные ленты информагентств и др.). В большинстве банков созданы и функционируют в актуальном режиме с постоянным информационным наполнением сайты в сети Интернет.
В настоящее время на качественно новом уровне развивается справочно-информационное консультирование по оказываемым банковским услугам. В отдельных банках созданы и действуют Call-центры, предоставляющие консультации по телефону и через Интернет. Они, по данным банков, укомплектованы специально подготовленными высококвалифицированными операторами банков, которые представляют необходимую информацию клиентам по различным вопросам банковского обслуживания (справочную, по оформлению всех видов кредитов и депозитов для физических лиц, открытию счетов, переводам, совершаемым операциям и др.). Как показывает опыт работы некоторых банков, Call-центры и Контакт-центры стали не просто источником информации о предоставляемых ими услугах, но и своего рода видом дистанционного обслуживания клиентов. Исходя из интересов последних, специалисты банков подбирают наиболее подходящий вид банковского продукта, подготавливают пакет необходимых документов, и весь этот процесс осуществляется без посещения клиентами банков, им только остается прийти и поставить свои подписи. Например, подобный опыт уже зарекомендовал себя в рамках проекта «Банковский промоутер», который был внедрен в ОАО «Белагропромбанк» для активного привлечения клиентов. Еще один пример: ОАО «АСБ «Беларусбанк» предложило гражданам республики новую услугу – «Зеленый номер»: по телефонной сети общего пользования можно бесплатно позвонить из любого населенного пункта страны в центральный аппарат банка и получить квалифицированные ответы специалистов по вопросам розничного бизнеса и кредитования населения. (Банковский вестник август, 2008 Доклад зам.Пред.Правления Нац.банка РБ Н.В.Лузгина на расширенном заседании Правления «Реализация Концепции развития розничных банковских услуг в Республике Беларусь до 2010 года»
Следует сказать,
3. Проблемы и перспективы
Какие же проблемы существуют на рынке розничных банковских услуг в Республике Беларусь на современном этапе? Попытаемся с этим разобраться и наметить пути развития розничных услуг, предлагаемых банками страны.
Проведенный анализ современного состояния розничного рынка банковских услуг показал, что несмотря на положительные результаты, достигнутые в последние годы, розничные банковские услуги в республике остаются пока не на должном уровне и под влиянием макроэкономических факторов замедляют свое развитие.
Рынок потребительского кредитования являет собой отражение ситуации в стране: если экономика замедляет свой рост, рынок потребительского кредитования реагирует адекватно, даже с небольшим опережением. Ведь кредиты, как правило, берут не на первоочередные нужды, а на цели, которые хотелось достичь (что-то купить, куда-то съездить). На хлеб с молоком кредиты не берут. И когда в сегодняшней ситуации замедлился рост реальных денежных доходов населения (а в последние месяцы они вообще падают), население будет направлять свои доходы на первоочередные цели. Покупки товаров длительного пользования, поездки за рубеж отложатся. Современное развитие розничных кредитных продуктов на потребительские расходы характеризуется недостаточным использованием возможностей комплексного обслуживания клиентов. Коммерческие банки демонстрируют практически схожие условия кредитования и, как правило, сосредоточены на создании центров обслуживания физических лиц, снижении операционных издержек, и на расширении сферы безналичных платежей в рамках единого расчетного и информационного пространства. Вместе с тем для внедрения комплексных условий кредитования коммерческим банкам необходимо пересмотреть имеющиеся стереотипы как в депозитной, так и кредитной политике. Применение экстенсивных путей (наращивание объемов выдачи, увеличение процентных ставок, введение дополнительного комиссионного вознаграждения) наряду с совершенствованием традиционной технологии предоставления и погашения кредитов в дальнейшем не будет результативным. Так, повышение доходности от наращивания объемов выдачи кредитов возможно благодаря повышению уровня их конкурентоспособности путем создания привлекательных условий – снижения процентных ставок по сравнению с рыночными. При этом наращивание объемов выдачи требует соответствующего ресурсного обеспечения, что невозможно без установления более привлекательных процентных ставок по депозитам. В конечном итоге подобная практика, вызванная необходимостью одновременного снижения процентных ставок по кредитам и увеличения процентных ставок по депозитам, неизбежно приведет к снижению маржи банка. Попытка введения дополнительного комиссионного вознаграждения за оформление и (или) сопровождение как кредитов, так и депозитов приведет к еще большим расходам банка (к примеру, на проведение рекламных кампаний), а также снижению привлекательности розничных продуктов и, как следствие, появлению напряженности в вопросах доверия населения к «нововведениям» коммерческих банков.
Сегодня рынок потребительского кредитования находится в довольно зыбком состоянии. Если весной нынешнего года многие белорусские банки вынужденно ограничивали спрос на кредиты, теперь специалисты констатируют падение интереса со стороны клиентов. В этой ситуации я бы выделила три фактора, которые определяют объем данного сегмента рынка розничных банковских услуг.
Первый - общая макроэкономическая ситуация в стране, которая направлена на охлаждение экономики, замедление экономического роста.
Второй – ситуация с реальными денежными доходами населения и ужесточение подходов банков к кредитованию населения.
И третий. Рост
ставки рефинансирования фиксировался
уже несколько раз, и она уже достаточно
высока, что повлияло на цену денег. Деньги
- это такой же товар, как и все остальные,
которые мы покупаем в магазинах.
Деньги тоже имеют свою
цену, а она в последнее время растет. Это
замедляет темпы роста экономики, темпы
роста заработной платы и, в целом сказывается
на макроэкономической ситуации в стране.
Использование в практической деятельности коммерческих банков комплексных условий позволит заменить налично-денежные расходы физических лиц безналичным кредитованием и в результате стимулировать вовлечение латентных сбережений граждан в банковскую систему республики, сократить сферу использования наличных денежных средств в расчетах, физическим лицам – сохранить сбережения без снижения уровня потребления, а коммерческим банкам – стимулировать население к потреблению, повысив доходность и обеспечив ресурсную автономность при одновременном снижении кредитного риска. В сочетании с пластиковыми карточками и возможностью удаленного банковского обслуживания комплексные условия кредитования могут выступать для физических лиц в качестве многофункционального инструмента управления собственными денежными средствами. Кроме того, комплексные условия кредитования могут использоваться коммерческими банками при выдаче ипотечных кредитов или кредитов на строительство (приобретение) жилья, не относящихся к ипотечным. Отметим, что впервые, комплексный кредитный продукт в сфере строительства или приобретения жилья реализован ОАО «АСБ «Беларусбанк» в рамках системы строительных сбережений, предполагающей накопление с последующим кредитованием.
(Банковский вестник, июль 2010г. Андрей Сафонов «Разработка комплексных условий кредитования физических лиц»)
Депозитная политика должна учитывать исторически сложившуюся в стране структуру банковских пассивов и активов, динамику их соотношений. Это имеет важное значение для ликвидности балансов коммерческих банков, чему будет способствовать оптимальное сочетание различных видов вкладов. Так, использование разнообразных депозитов позволяет банку обеспечить их наиболее оптимальную структуру и на этой основе четко разграничить кредитные ресурсы по их целевому назначению и скорости оборота, что имеет важное значение для повышения уровня ликвидности банка и укрепления денежного обращения в целом. Однако в условиях финансово-экономического кризиса банки в большей степени заинтересованы в расширении сферы применения срочных депозитов, поскольку это увеличивает наиболее устойчивую часть их кредитных ресурсов. По сравнению с текущими вкладами, имеющими краткосрочный характер, срочные депозиты размещаются на более длительное время и могут быть истребованы вкладчиками по истечении установленного срока. Со стороны вкладчика смысл долгосрочного размещения временно свободных денежных средств состоит в получении более высоких процентов. Повышение уровня процентных ставок по депозитам является в настоящее время экономически объективным и социально оправданным, поскольку в условиях продолжающейся достаточно высокой инфляции невозможно обеспечить защиту интересов вкладчиков, а также убедить их помещать вклады в банк на длительные сроки. В этих условиях банки должны активизировать свою депозитную политику и вести конкурентную борьбу за вклады населения. Выдержать эту конкурентную борьбу сможет тот банк, который будет постоянно расширять диапазон оказываемых клиентам услуг, снижать их цену, улучшать качество кредитно-расчетного и кассового обслуживания, предоставлять различные льготы при кредитовании, предлагать клиентам разного рода консультации и т.п. Поэтому переход на комплексное обслуживание клиентов приобретает решающее значение в конкурентной борьбе банков за свое выживание в условиях сохраняющихся кризисных явлений.