Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Краткое описание

Пластиковая карта - обобщающий термин, который обозначает все виды карт, различающихся по назначению, по набору ока­зываемых с их помощью услуг, по своим техническим возможностям и организациям, их выпускающим. Важнейшая особенность всех пластиковых карт, независимо от степени их совершенства, состоит в том, что на них хранится определенный набор информации, используемый в различных прикладных программах.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
1.1 Правовые основы проведения безналичных расчетов
1.2 Эмиссионные проблемы банковских пластиковых карт и качество национальной платежной системы
1.3 Формы и схемы проведения безналичных расчетов, применяемые российскими банками
2 ПЛАСТИКОВЫЕ КАРТЫ - СОВРЕМЕННАЯ ФОРМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РФ
2.1 Банковские карты и их технологические характеристики
2.2 Функциональные возможности пластиковых карт
2.3 Теоретические подходы к определению экономической эффективности системы безналичных расчетов с применением пластиковых карт
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ С ПОМОЩЬЮ ПЛАСТИКОВЫХ КАРТ В БАНКЕ МОСКВЫ
3.1 Организационная характеристика Иркутского филиала Банка Москвы
3.2 Виды пластиковых карт эмитируемых Банком Москвы
3.3 Количественный анализ операций на основе пластиковых карт в Банке Москвы
3.4 Основные доходы и расходы Банка Москвы по операциям с пластиковыми картами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсач ДКБ.doc

— 488.50 Кб (Скачать файл)

Подтверждение правомерности  обеспечительного депозита содержится и в Положении. Приложение № 2, регулирующее бухгалтерский учет операции с банковскими картами, устанавливает перечень счетов, предназначенных для учета денежных средств, депонированных в кредитной организации для обеспечения операций физических и юридических лиц с использованием кредитных и расчетных банковских карт.

Существует еще одна проблема. Высший Арбитражный Суд РФ занял позицию, в соответствии с которой безналичные денежные средства не могут быть предметом залога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 1996 г. №. 7965/95). Впрочем, представляется, что на обеспечительный депозит данный запрет не распространяется, поскольку он является не залогом, а качественно другим способом обеспечения исполнения обязательств. Высший Арбитражный Суд разъяснил, что «одним из существенных признаков договора о залоге является возможность реализации предмета залога». В соответствии с договором обеспечительного депозита безналичные денежные знаки, составляющие предмет данного вида обеспечения исполнения обязательств, не подлежат реализации в случае неисполнения держателем своих обязательств, но являются объектом удовлетворения требований эмитента (кредитора).

Последний вопрос, связанный  с обеспечительным депозитом, заключается  в том, что, поскольку он подпадает  под определение банковского  вклада, к нему должно быть применимо правило о его выдаче вкладчику - физическому лицу по его первому требованию (ч. 3 п. 2 ст. 837 ГК), однако в этом случае будет утрачена его обеспечительная функция. Решить эту проблему можно с использованием уже упоминавшейся концепции смешанного договора. Соглашение об обеспечительном депозите является смешанным договором, поскольку, как было показано выше, оно содержит элементы договора банковского вклада и договора об обеспечении исполнения обязательств, предусмотренных ГК.

Правила, формы, сроки и  стандарты осуществления безналичных расчетов устанавливает Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 25.11.2009) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Согласно Положению ЦБРФ от 18 июля 2000 г. №115-П ЦБР издает также официальные разъяснения по вопросам применения федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Эти разъяснения нормативными актами не являются, однако «обязательны для применения субъектами, на которых распространяет свою силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение ЦБР».

В настоящее время действуют  следующие правила безналичных  расчетов, утвержденные Банком России:

- Положение ЦБР от 3 октября  2002 г. №2-П «О безналичных расчетах  в Российской Федерации» (ред. от 22.01.2008);

- Положение ЦБР от 1 апреля 2003 г. №222-П (ред. от 26.08.2009) «О  порядке осуществления безналичных  расчетов физическими лицами  в Российской Федерации».

Необходимость принятия специального акта регулирующего осуществление безналичных расчетов физическими лицами подчеркнута в разъяснениях ЦБР: Положение Банка России «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» принято Банком России в целях реализации норм действующего законодательства Российской Федерации, в частности, ГК РФ и Федерального закона «О банках и банковской деятельности», которыми предусмотрена возможность открытия физическими лицами банковских счетов и осуществления по ним расчетов, а также осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Открытие банковских счетов предоставляет физическим лицам возможность использовать все формы безналичных расчетов, установленные ст.862 ГК РФ (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо), которые в отношении депозитного счета для клиента доступны только в рамках расчетных операций, допускаемых для совершения по счету данного вида законодательством, т.е. по перечислению денежных средств со счета либо зачислению средств, поступивших в банк на имя вкладчика, если это предусмотрено договором банковского вклада, которые осуществляются в рамках норм пар.2 «Расчеты платежными поручениями» Главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, необходимо различать правовое регулирование безналичных расчетов физических лиц (лиц без гражданства, иностранных физических лиц) и хозяйствующих субъектов.

Наряду с указанными актами Банка России, также можно выделить: Положение ЦБР от 12 марта 1998 г. №20-П  «О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 28 апреля 1999 г., 11 апреля 2000 г.); Положение ЦБР от 23 июня 1998 г. №36-П «О межрегиональных электронных расчетах, осуществляемых через расчетную сеть Банка России» (с изменениями от 11 апреля, 25 сентября 2000 г., 13 декабря 2001 г.). Указанные положения устанавливают правила обмена электронными документами и пакетами электронных документов, используемыми при осуществлении безналичных расчетов через расчетную сеть Банка России между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России. Данные положения действуют в части, не противоречащей Указанию ЦБР от 24 апреля 2003 г. №1274-У, устанавливающему особенности применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России.

Исследователи констатируют отсутствие единых принципов в отношении правового регулирования безналичных расчетов. Н.М. Кочеткова (директор Департамента платежных систем и расчетов Банк России) отмечает, что нормы Положения № 2-П ориентированные на использование расчетных документов на бумажных носителях и нормы, касающиеся электронных технологий, - слабо связаны с общими принципами. Как отмечает автор, в ближайшем будущем будет проведена унификации подхода к средствам оформления расчетных операций путем введения понятия «инструмент безналичных расчетов», под которым могут пониматься документ на бумажном носителе, документ в электронной форме, платежная карта и иные электронные средства платежа; решены другие вопросы.

Банковское законодательство (Закон «О банках и банковской деятельности») - это акты специального законодательства (публичное законодательство), направленные на регулирование банковской системы, банковской деятельности.

Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. №395-I «О банках и банковской деятельности» (ред. от 23.07.2010), регулирует правовое положение банков и иных кредитных организаций.

Банковское  законодательство направлено на регулирование  особых публичных правоотношений - Закон «О банках и банковской деятельности», Закона «О ЦБРФ (Банка России)» имеют  совершенно иной (в отличие от ГК РФ) предмет правового регулирования. Таким образом, банковское законодательство регулирует «административный» порядок совершения безналичных расчетов, тогда как гражданское устанавливает права и обязанности сторон по обязательству, порядок совершения сделки и т. д.

В связи со сказанным, представляется, что «банковские  нормы» регулирующие совершение безналичных  расчетов не должны противоречить гражданскому законодательству.

В Положении  № 23-П отмечено, что банковская карта  выдается клиенту на основании заключенного с ним договора. Положение не регулирует специальным образом отношения между держателем карточки и эмитентом. Такие отношения относятся к чисто гражданско-правовым отношениям, а регулирование таких отношений находится за пределами компетенции Банка России установленной ст.4 закона «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)». К таким отношениям следует применять правовые нормы, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Таким образом, можно сделать вывод, что законодательная  база России, регламентирующая работу с банковскими пластиковыми картами, еще формируется. Кроме действующего Положения банки руководствуются Федеральными Законами, нормативно-правовыми актами Правительства РФ и нормативными актами Банка России, одновременно разрабатывают свои внутренние Инструкции и Правила по организации эмиссии и проведения операций с банковскими картами, а также руководствуются стандартами и правилами, разработанными платежными организациями. Отношения между участниками платежной системы регулируются заключенными между ними договорами.

1.2 Эмиссионные проблемы банковских пластиковых карт и качество национальной платежной системы

Безналичные расчеты  имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости  средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения.

Экономической базой безналичных расчетов выступает  материальное производство, поэтому  преобладающая часть платежного оборота (примерно три четверти) приходится на расчеты по товарным операциям. Остальная  часть платежного оборота представляет собой расчеты по нетоварным операциям, в том числе расчеты с бюджетом, органами государственного и социального страхования, кредитными учреждениями, органами управления, судом.

Сегодня в России происходят глубокие финансовые и экономические преобразования, в связи с этим остро встает вопрос, о качестве оборота наличных денежных средств. Увеличение наличных денег в сфере денежного обращения отвлекает значительные банковские ресурсы от финансирования реального сектора -- капитальных вложений в развитие производства и научно-технического комплекса, что крайне необходимо для экономического роста и развития России. Активное развитие новых форм денег во всем мире наблюдается уже с 60-х годов прошлого столетия. Важно отметить, что для сокращения наличной денежной массы и платежей, увеличения собираемости налогов, целесообразно использовать систему электронных расчетов, основанную на банковских пластиковых картах.

Внедрение системы  безналичных расчетов на основе пластиковых  карт имеет особое значение в развитии экономики нашей страны. Увеличение доли безналичных расчетов будет полезно как для роста налоговых бюджетных доходов, так и с точки зрения противодействия финансирования терроризма, снижению показателей инфляции.

Денежные пластиковые карты имеют огромное влияние на экономическую безопасность страны. Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, благоприятствующих эффективному динамичному росту национальной экономики, ее способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних рынках, гарантирующую безопасность от различного рода угроз и потерь, а также способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию самого государства.

Единая национальная платежная система необходима, прежде всего, чтобы эмитировать те виды денег, которые соответствуют требованиям  российского рынка.

За прошедшие 10 лет участники рынка банковского пластика совершили революционный переворот не только в технологиях и сервисе, но и в сознании людей. Но до сих пор федеральный рынок банковских карт как единое функциональное пространство пока не сформирован. Он, подобно конструктору, представляет собой набор «разобранных деталей».

Отдельно взятый карточный продукт российского  происхождения, независимо от системы-эмитента, идеально работает на одной территории, но не применим на соседней. В каждой области равноправно существуют и эффективно работают карты всех систем -- международных, российских и локальных: они настроены на местную специфику стараниями местных банков-эмитентов.

Так, платежная  система «Union Card», ставшая первооткрывателем  рынка в 1993 году и долго бывшая консолидирующей межбанковской системой, на гребне успеха самоуспокоилась и перестала бороться за рынок. Как следствие -- потеря позиций лидера, снижение маркетинговой активности и информационная закрытость.

Созданная на год  позже в Новосибирске и лидирующая долгое время на рынке система «Золотая корона» применяет принцип абсолютной информационной открытости и проводит эффективную маркетинговую политику.

Другая доминирующая на рынке отечественная система -- «Сберкарт» -- выпустила более 3 млн. карт, которые благодаря разветвленной сети Сбербанка России равномерно охватывают большинство российских регионов. Достаточно сказать, что карты выдаются в 1385 отделениях Сбербанка. Но, несмотря на очевидную мощь Сбербанка, в одиночку сформировать работающую платежную систему действительно национального масштаба ему пока оказалось не под силу, а на сотрудничество с конкурентами до последнего времени он не шел.

Ситуация обещает  измениться, т.к. на основе микропроцессорных  карт «Сбербанк» планируется создание общенациональной российской платежной системы. Логика такого выбора очевидна: крупнейший банк страны, контролируемый государством, по определению имеет все необходимое для эффективной работы на рынке пластика в национальном масштабе. Главное наладить сотрудничество с другими участниками рынка, найдя баланс между амбициями отдельно взятых банков и интересами экономики.

Для того чтобы  успешно конкурировать с международными платежными системами, российским игрокам  «пластикого» рынка необходимо объединяться - это уже очевидно. Идея, предусматривающая создание единой национальной платежной системы, уже обсуждается более 10 лет. Объединение должно повысить доходность пластикового бизнеса в России как за счет роста валового объема комиссионных от резкого роста транзакций, так и за счет отказа от их дележа с международными платежными системами.

Для россиян  владение картой, принадлежащей отечественной  платежной системе, обходится в  среднем в два-три раза дешевле, чем международной. Банки же помимо вступительных взносов и ежегодных  процентов, отчисляемых в пользу международных платежных систем, вынуждены держать депозиты на счетах в иностранных банках, тем самым, отвлекая значительные средства из своего оборота. В российских платежных системах требования к участникам значительно мягче. Стоимость организации выпуска карт международных платежных систем обходится банку как минимум в 50--100 тыс. долларов, а российской системы -- от 30 до 50 тыс. долларов.

Информация о работе Система безналичных расчетов с применением пластиковых карт