Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат
Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
В конце XIX – начала XX века выходил журнал «Детский отдых» (1881–1906). В первые годы издавала журнал Н.А. Истомина, редакторами были П.А. Берс и В.К. Истомин. Затем журнал редактировали Н.А. Попов и Е.В. Попова. «Детский отдых» был одним из лучших изданий того времени, его выписывали библиотеки учебных заведений во многих губерниях. Журнал отличался прекрасными художественными иллюстрациями, некоторые его обложки оформлял Евгений Лансере. Богатым и разнообразным было содержание журнала. Журнал имел отдел беллетристики, где печатались оригинальные повести с продолжением, стихи, переводные произведения. Например, в 1898 году читатели смогли познакомиться со сказками Оскара Уальда «Преданный друг» и «Счастливый принц», в октябрьском номере за 1901 – год с поэзией Гейне и Шекспира. В «Детском отдыхе» печатались многие начинающие и известные писатели. В № 12 за 1881 год опубликован рассказ-притча Л.Н. Толстого «Чем люди живы». В 90-е годы печатает свои произведения поэт, переводчик, историк литературы Л.П. Бельский. Георгий Чулков писал для журнала, будучи еще гимназистом и студентом первого курса (Чулков «Годы странствий»). Хорошо был поставлен научно-популярный отдел журнала. Статьи и очерки по истории, природоведению, астрономии и другим наукам сопровождались иллюстрациями, основные понятия выделялись в тексте курсивом, научная информация излагалась понятным для ребенка языком. Например, статья В. Львова «Падающие звезды и кометы» строилась как опровержение расхожего представления о падающих звездах. Читатели узнавали, как возникает это явление, что такое метеор, метеорит, болид, земное притяжение. Статья сопровождалась рисунками «Взрыв болида (1865 г.)» и «Метеор, наблюдавшийся в Гарворсе, в Англии (1854 г.)».
Журнал остро реагировал на общественно значимые события и факты. Во время Русско-Японской войны в рубрике «Разные сообщения» печатались статьи и очерки военных корреспондентов и свидетелей событий, помещались фотографии разрушенных станций и тонущих кораблей. «Детский отдых» показывал трагедию войны и тяготы, которые переносили русские солдаты реалистично, без сентиментализма и возвышенной романтики. Журнал отражал современную картину мира, знакомил своего читателя с новинками мировой и отечественной литературы (рубрика «Книга и чтение»), учил с пользой проводить свободное время (рубрика «Игры и ручной труд»). «Детский отдых» был одним из тех изданий, в которых складывалась структурно-содержательная модель литературно-художественного и общественно-политического журнала для детей.
Лекция 6. Тенденции детской журналистики начала XX века
На рубеже веков переживали расцвет различные издания (журналы, книги и пр.) по педагогике, вопросам воспитания и психологии детей. Издателями были: Министерство народного просвещения, городские думы, земства, учебные заведения, педагогические общества. Выходили такие издания, как «Педагогический сборник», «Учитель», «Свободное воспитание» и др. «Стало появляться понимание, что детство это не просто этап на пути к взрослой жизни, а особый феномен, который можно и нужно изучать, что воспитание – это будущее общества» [Федченко http://www.nivestnik.ru].
Тема детства становится одной из ведущих в литературе разных направлений. Художники «Мира искусства» иллюстрируют детские книги, литераторы Серебряного века обращаются к миру детства в поисках идеала непосредственного чувственного восприятия. Центром модернистской детской литературы стал журнал «Тропинка» (1906–1912), который издавали П. Соловьева и Н. Манасеина. С журналом сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, И. Билибин и др. В «Тропинке» не было морализаторства и назидания, главным принципом стал принцип эстетического развития
ребенка, воспитание и образование посредством игры[1].
В поисках ответа на вопрос
о будущем исследуют феномен
детства писатели-реалисты. А.М. Горький,
В.Г. Короленко в своих
Детская журналистика этого
времени развивалась в условиях
политизации общественной жизни. Все
больше внимания в детских изданиях
уделялось вопросам современности,
задачам формирования гражданской
позиции. На страницах журналов находили
отражение события Русско-
Журналы «Родник» (1882–1917), «Юный читатель» (1899–1906), «Маяк» (1909–1918), «Всходы» (1911–1915) продолжали традиции прогрессивных изданий и стремились воспитывать в своих читателях активное отношение к жизни, объяснять политическое и социальное устройство общества, объективно рассказывать об окружающем мире, явлениях природы, научных открытиях.
Редактором журнала «Юный читатель» была Э.К. Пименова, издателями Е. Казакевич-Стефановская, затем А.Я. Острогорская-Малкина. Журнал издавался в двух выпусках: «Юный читатель. Журнал для семьи и школы» и «Юный читатель. Иллюстрированный журнал для детей старшего возраста». Первый журнал был рассчитан на совместное чтение детей и взрослых, он содержал рассказы, стихи, переводы, научные и исторические очерки с рисунками и иллюстрациями. В разделе «По белу свету» была рубрика «Из современной жизни», в которой находили отражение текущие события. Например, в номере от 15 января 1903 года помещена небольшая заметка, посвященная юбилею российской прессы: «Наша периодическая печать еще молода. У нас издание с сотней тысяч подписчиков является чем-то удивительным, поражающим, а между тем в западной Европе и в Америке распространенность издания меряется миллионами подписчиков и это никого не удивляет, к этому все привыкли. Правда, что речь идет о странах, покрытых сетью школ, где нет неграмотных. Когда мы доживем до того блаженного времени, что неграмотный будет у нас такой же новинкой, как теперь грамотный, то и на Руси будет много читателей. Пожелаем же, чтобы это время скорее наступило» (№ 2. С. 2).
Во втором издании большое
место отводилось очеркам о выдающихся
людях. Н.Л. Выгодская в своих
Читатели узнавали о жизни детей других стран («Ученическое общество «Прогресс» (Страничка из жизни швейцарских школьников)»), знакомились с русским фольклором («Весна в русских народных поговорках и играх»), с произведениями современных авторов. С журналом сотрудничали В.П. Острогорский, Д.Н. Мамин-Сибиряк, К.М. Станюкович (повесть Станюковича «Севастопольский мальчик» впервые была напечатана в журнале за 1902 год) и др. В «Юном читателе» большое место занимали переводные произведения, таким образом читатель знакомился с образцами мировой литературы. Ежемесячно выходили приложения – отдельные книжки с литературно-художественными произведениями. С июля 1904 года в качестве приложения начал выходить иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету».
В беллетристике журнала
подчеркивалось тяжелое положение
детей рабочих, крестьян. Явным было
влияние социал-
В 1906 году журнал «Детское чтение» (редактор Тихомиров) был переименован в «Юную Россию». Прежняя задача журнала – давать детям «чтение» – в новых условиях не устраивало редакцию. О чем она и сообщала: «Общественный подъем и начатые правительством реформы наших дней настойчиво требуют от книги и школы насаждения и культивирования в народе и юношестве гражданственности, соответственно, правовой жизни народа». Новое название – «Юная Россия» – несло в себе публицистическое начало и соответствовало новым задачам, пришедшим в детскую журналистику.
В журнале всё чаще поднимались темы нищеты крестьян, жёстко осуждались такие «вечные» для России и не только проблемы, как взяточничество и антисемитизм. В повести Ивана Шмелёва «Служители правды», публиковавшейся в 1906 году на протяжении многих номеров, описывался во всей жестокости и бессмысленности еврейский погром, увиденный глазами ребёнка. В 1904–1905 годах журнал освещал ход русско-японской войны. Авторами военных репортажей и очерков были Вас. Немирович-Данченко (например, очерки Жара», «Ливень») и В. Гиляровский («Город в трауре»), писавшие о тяготах и лишениях всех, кто столкнулся с войной.
На прежнем высоком уровне остался научно-популярный отдел. Читатели журнала узнавали о животном мире, природе России и зарубежья. Так в 1906 году опубликован цикл статей профессора А.М. Никольского под названием «Из истории одного натуралиста», он был сопровождён рисунками и фотографиями. В журнале печатаются циклы очерков о жизни выдающихся людей: «Странички из жизни М.В. Ломоносова», «Странички из жизни Н.А. Некрасова», «Странички из жизни И.С. Никитина» Е. Шведера; «Живые слова Л.Н. Толстого за последние 25 лет его жизни» Н. Тенеромо др. В процессе формирования гражданина редакция особое место отводила образованию.
В начале XX века в детской периодике появляется новый тип издания – газета. Выходили газеты для детей «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910), «Газетка для детей и юношества» (М., 1910– 1915).
«Газетка для детей и юношества» (редактор-издатель А.П. Коркин, затем А.С. Панафидина) выходила еженедельно, имела такие отделы и рубрики, как «Наша хроника» (о событиях в стране), «Заграничная жизнь», «Открытия н изобретения», «Разные сведения», «Спорт», «Наука и забава», «В часы досуга», «Юмористическая страничка», «Объявления», «Приложение» (игра). Газета давала обзор новостей и событий русской и заграничной жизни, публикации нередко носили хроникальный характер, рассказывали о злободневных фактах и событиях. Признание получает жанр репортажа и фоторепортажа. Рассказ ведется прямо со спортивной площадки, с полигона для испытания аэропланов, из лаборатории медика. Заметным событием в детской периодике становятся сообщения о жизни детей. Хроникальные подборки рассказывают об учебе в школе, о положении сирот в приютах, о появлении сначала в Англии, а потом и в России скаутов. Завершающим шагом «Газетки» на пути формирования нового вида периодического издания явилось обращение ее к передовой статье – «Письма к маленькому народу» А.В. Круглова[3].
Подводя итог, можно отметить, что в детских журналах конца XIX – начала XX века нашли отражения особенности литературного процесса этого времени. Журналы испытали влияние модернистской концепции мира и концепции детства писателей-реалистов. «Взрослые» талантливые писатели все чаще обращались к детской литературе, что повышало уровень литературных отделов. Вместе с тем журналы продолжали публиковать сентиментально-дидактические произведения, не имеющие художественной ценности. Появляются отделы библиографического характера, что говорит о стремлении редакции воспитывать литературный вкус и приобщать юных читателей к «большой» литературе. Таким образом, детское чтение выходит за рамки детского журнала, журнал информирует о новинках всего книжного рынка, без ограничения по возрасту.
В научно-популярном отделе журнала этого времени можно отметить превалирующий интерес к естественным наукам, техническому прогрессу. Характерно доступное изложение научного материала и стремление показать возможности практического применения этого знания. По-прежнему большое место в журналах занимают очерки о выдающихся личностях прошлого и современности. Все чаще появляются статьи о школьном образовании в других странах.
Более разнообразным становится раздел «Смесь». Головоломки, игры, разного рода загадки, юмористические рисунки, ручной труд, приложения для вырезывания и выпиливания с конца XIX века занимали обязательное место в структуре детского журнала.
Детская периодика конца XIX – начала XX века сделала значительный шаг в сторону современности и журналистики как таковой. Наряду с традиционным содержанием – беллетристика, наука, развлечение – в журнале освещается общественная жизнь. Демократизация журналов, работа по принципу качественных изданий не позволяет им оставаться вне контекста общественно значимых событий, потрясений, которые переживает Россия и другие страны. Войны в России и за ее пределами, голод, деятельность правительства освещают журналы, рассчитанные на детей среднего школьного возраста. Более разнообразной становится жанровая палитра. Появляются расширенные информации, фоторепортажи, репортажи, путевые зарисовки и очерки, письма. Информационная функция выходит хотя и не на первый план, но все-таки становится более значимой, чем в детской журналистике предыдущего периода. Характерно, что журналы для младших детей не избегают таких острых тем, таких как война, голод, нищета и несчастья обездоленных, но даются они не в виде документальных фактов, а в виде художественно переосмысленных образов – в повестях и рассказах. Кстати, в изданиях для детей среднего и старшего возраста приемы подачи социально значимой информации также значительно отличаются от «взрослой» журналистики. Язык очерков, статей и даже корреспонденций более образный, им свойственна публицистичность, использование приема «воспитывающего факта».
Основным типом детского
издания в XVIII–XIX веках остается
журнал. К началу XX века детский журнал
имеет четкую структурно-содержательную
модель, формируются основные жанры
и приемы отображения действительности.
Детский журнал, долгое время напоминавший
по структуре альманах, к концу XIX
века приобретает черты журнала
в современном его понимании.
Более того, детская периодика
осваивает новый для детской
аудитории тип издания –
В течение XIX века детская
журналистика прошла период своего становления
и развития. Она чутко реагировала
на изменения концепции детства,
педагогические теории, социально-экономические
и культурные преобразования общества.
Приобретением детской