Детская журналистика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат

Краткое описание

Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.

Вложенные файлы: 1 файл

материал важный для курсовой работы.docx

— 98.83 Кб (Скачать файл)

В конце XIX – начала XX века выходил журнал «Детский отдых» (1881–1906). В первые годы издавала журнал Н.А. Истомина, редакторами были П.А. Берс и В.К. Истомин. Затем журнал редактировали  Н.А. Попов и Е.В. Попова. «Детский отдых» был одним из лучших изданий того времени, его выписывали библиотеки учебных заведений во многих губерниях. Журнал отличался прекрасными художественными иллюстрациями, некоторые его обложки оформлял Евгений Лансере. Богатым и разнообразным было содержание журнала. Журнал имел отдел беллетристики, где печатались оригинальные повести с продолжением, стихи, переводные произведения. Например, в 1898 году читатели смогли познакомиться со сказками Оскара Уальда «Преданный друг» и «Счастливый принц», в октябрьском номере за 1901 – год с поэзией Гейне и Шекспира. В «Детском отдыхе» печатались многие начинающие и известные писатели. В № 12 за 1881 год опубликован рассказ-притча Л.Н. Толстого «Чем люди живы».  В 90-е годы печатает свои произведения поэт, переводчик, историк литературы Л.П. Бельский.  Георгий Чулков писал для журнала, будучи еще гимназистом и студентом первого курса (Чулков «Годы странствий»). Хорошо был поставлен научно-популярный отдел журнала. Статьи и очерки по истории, природоведению, астрономии и другим наукам сопровождались иллюстрациями, основные понятия выделялись в тексте курсивом, научная информация излагалась понятным для ребенка языком. Например, статья В. Львова «Падающие звезды и кометы» строилась как опровержение расхожего представления о падающих звездах. Читатели узнавали, как возникает это явление, что такое метеор, метеорит, болид, земное притяжение. Статья сопровождалась рисунками «Взрыв болида (1865 г.)» и «Метеор, наблюдавшийся в Гарворсе, в Англии (1854 г.)».

Журнал остро реагировал на общественно значимые события  и факты. Во время Русско-Японской войны  в рубрике «Разные сообщения» печатались статьи и очерки военных корреспондентов и свидетелей событий, помещались фотографии разрушенных станций и тонущих кораблей. «Детский отдых» показывал трагедию войны и тяготы, которые переносили русские солдаты реалистично, без сентиментализма и возвышенной романтики. Журнал отражал современную картину мира, знакомил своего читателя с  новинками мировой и отечественной литературы (рубрика «Книга и чтение»), учил с пользой проводить свободное время (рубрика «Игры и ручной труд»). «Детский отдых» был одним из тех изданий, в которых складывалась структурно-содержательная модель литературно-художественного и общественно-политического журнала для детей.  

Лекция 6. Тенденции детской  журналистики начала XX века

 

На рубеже веков переживали расцвет различные издания (журналы, книги и пр.) по педагогике, вопросам воспитания и психологии детей. Издателями были: Министерство народного просвещения, городские думы, земства, учебные  заведения, педагогические общества. Выходили такие издания, как «Педагогический  сборник», «Учитель», «Свободное воспитание»  и др. «Стало появляться понимание, что детство это не просто этап на пути к взрослой жизни, а особый феномен, который можно и нужно  изучать, что воспитание – это  будущее общества» [Федченко http://www.nivestnik.ru].

Тема детства становится одной из ведущих в литературе разных направлений. Художники «Мира  искусства» иллюстрируют детские книги, литераторы Серебряного века обращаются к миру детства в поисках идеала непосредственного чувственного восприятия. Центром модернистской детской  литературы стал журнал «Тропинка» (1906–1912), который издавали П. Соловьева и Н. Манасеина. С журналом сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов, З. Гиппиус, Д. Мережковский, И. Билибин и др. В «Тропинке» не было морализаторства и назидания, главным принципом стал принцип  эстетического развития

ребенка, воспитание и образование  посредством игры[1].

В поисках ответа на вопрос о будущем исследуют феномен  детства писатели-реалисты. А.М. Горький, В.Г. Короленко в своих произведениях  показывали жизнь детей, далекую  от «игрушечной», безмятежной жизни  героев таких журналов, как «Задушевное  слово». Детское чтение в начале XX века становится демократичнее, все  больше появляется журналов, рассчитанных на  читателей из рабочей среды.

Детская журналистика этого  времени развивалась в условиях политизации общественной жизни. Все  больше внимания в детских изданиях уделялось вопросам современности, задачам формирования гражданской  позиции. На страницах журналов находили отражение события Русско-Японской войны, революции 1905–1907 года, Первой мировой  войны.

Журналы «Родник» (1882–1917), «Юный  читатель» (1899–1906), «Маяк» (1909–1918), «Всходы» (1911–1915) продолжали традиции прогрессивных  изданий и стремились воспитывать  в своих читателях активное отношение  к жизни, объяснять политическое и социальное устройство общества, объективно рассказывать об окружающем мире, явлениях природы, научных открытиях.

Редактором журнала «Юный читатель» была Э.К. Пименова, издателями Е. Казакевич-Стефановская, затем А.Я. Острогорская-Малкина. Журнал издавался в двух выпусках: «Юный читатель. Журнал для семьи и школы» и «Юный читатель. Иллюстрированный журнал для детей старшего возраста». Первый журнал был рассчитан на совместное чтение детей и взрослых, он содержал рассказы, стихи, переводы, научные и исторические очерки с рисунками и иллюстрациями. В разделе «По белу свету» была рубрика «Из современной жизни», в которой находили отражение текущие события. Например, в номере от 15 января 1903 года помещена небольшая заметка, посвященная юбилею российской прессы: «Наша периодическая печать еще молода. У нас издание с сотней тысяч подписчиков является чем-то удивительным, поражающим, а между тем в западной Европе и в Америке распространенность издания меряется миллионами подписчиков и это никого не удивляет, к этому все привыкли. Правда, что речь идет о странах, покрытых сетью школ, где нет неграмотных. Когда мы доживем до того блаженного времени, что неграмотный будет у нас такой же новинкой, как теперь грамотный, то и на Руси будет много читателей. Пожелаем же, чтобы это время скорее наступило» (№ 2. С. 2).

Во втором издании большое  место отводилось очеркам о выдающихся людях. Н.Л. Выгодская в своих воспоминаниях  писала: «Юный читатель» познакомил меня с захватывающими приключениями подлинной жизни и подлинного героизма путешествий Миклухо-Маклая и Фритьофа Нансена, Амундсена, со ставшими моими друзьями, наравне с детьми и взрослыми из книг моего детства, – животными Сетон-Томпсона, черным козлом, медведем и зайчиком, собакой с их благородными характерами и одушевленными образами. Вместе с ними я взбиралась мысленно на скалы, убегала от жестоких людей, их преследовавших, часто показывала свое преимущество перед ними…» [Выгодская 1965: 1–17]. В журнале  были напечатаны биографические очерки о М.В. Ломоносове, В.Г. Белинском, М. Фарадее и др.

Читатели узнавали о жизни  детей других стран («Ученическое общество «Прогресс» (Страничка из жизни швейцарских  школьников)»), знакомились с русским  фольклором («Весна в русских народных поговорках и играх»), с произведениями современных авторов. С журналом сотрудничали В.П. Острогорский, Д.Н. Мамин-Сибиряк,       К.М. Станюкович (повесть Станюковича «Севастопольский мальчик» впервые была напечатана в  журнале за 1902 год) и др. В «Юном читателе» большое место занимали переводные произведения, таким образом читатель знакомился с образцами мировой литературы. Ежемесячно  выходили приложения – отдельные книжки с литературно-художественными произведениями. С июля 1904 года в качестве приложения начал выходить иллюстрированный двухнедельный листок «По белу свету».

В беллетристике журнала  подчеркивалось тяжелое положение  детей рабочих, крестьян. Явным было влияние социал-демократических  идей. В 1905 году «Юный читатель» постановлением Ученого комитета Министерства Народного просвещения был признан  «незаслуживающим допущения по подписке в ученические библиотеки учебных заведений» и в бесплатные народные читальни. В 1906 году журнал был запрещен[2].    

В 1906 году журнал «Детское чтение» (редактор Тихомиров) был переименован в «Юную Россию». Прежняя задача журнала – давать детям «чтение» – в новых условиях не устраивало редакцию. О чем она и сообщала: «Общественный подъем и начатые правительством реформы наших дней настойчиво требуют от книги и школы насаждения и культивирования в народе и юношестве гражданственности, соответственно, правовой жизни народа». Новое название – «Юная Россия» –  несло в себе публицистическое начало и соответствовало новым задачам, пришедшим в детскую журналистику.   

В журнале всё чаще поднимались  темы нищеты крестьян, жёстко осуждались такие «вечные» для России и не только проблемы, как взяточничество и антисемитизм. В повести Ивана  Шмелёва «Служители правды», публиковавшейся  в 1906 году на протяжении многих номеров, описывался во всей жестокости и бессмысленности  еврейский погром, увиденный глазами  ребёнка. В 1904–1905 годах журнал освещал  ход русско-японской войны. Авторами военных репортажей и очерков  были Вас. Немирович-Данченко (например, очерки Жара», «Ливень») и В. Гиляровский («Город в трауре»), писавшие о тяготах  и лишениях всех, кто столкнулся с войной.

На прежнем высоком  уровне остался научно-популярный отдел. Читатели журнала узнавали о животном мире, природе России и зарубежья. Так в 1906 году опубликован цикл статей профессора       А.М. Никольского под названием «Из истории одного натуралиста», он был сопровождён рисунками и фотографиями. В журнале печатаются циклы очерков о жизни выдающихся людей: «Странички из жизни      М.В. Ломоносова», «Странички из жизни  Н.А. Некрасова», «Странички из жизни И.С. Никитина» Е. Шведера; «Живые слова Л.Н. Толстого за последние 25 лет его жизни» Н. Тенеромо др. В процессе формирования гражданина редакция особое место отводила образованию.

В начале XX века в детской  периодике появляется новый тип  издания – газета. Выходили газеты для детей «Что нового» (М., 1908), «Детская газета» (СПб., 1908), «Детская газета» (М., 1910), «Газетка для детей и юношества» (М., 1910– 1915).

«Газетка для  детей и юношества» (редактор-издатель А.П. Коркин, затем А.С. Панафидина) выходила еженедельно, имела такие отделы и рубрики, как «Наша хроника» (о событиях в стране), «Заграничная жизнь», «Открытия н изобретения», «Разные сведения», «Спорт», «Наука и забава»,  «В часы досуга», «Юмористическая страничка», «Объявления», «Приложение» (игра). Газета давала обзор новостей и событий русской и заграничной жизни, публикации нередко носили хроникальный характер, рассказывали о злободневных фактах и событиях. Признание получает жанр репортажа и фоторепортажа. Рассказ ведется прямо со спортивной площадки, с полигона для испытания аэропланов, из лаборатории медика. Заметным событием в детской периодике становятся сообщения о жизни детей. Хроникальные подборки рассказывают об учебе в школе, о положении сирот в приютах, о появлении сначала в Англии, а потом и в России скаутов. Завершающим шагом «Газетки» на пути формирования нового вида периодического издания явилось обращение ее к передовой статье – «Письма к маленькому народу» А.В. Круглова[3].

Подводя итог, можно отметить, что в детских журналах конца XIX – начала XX века нашли отражения  особенности литературного процесса этого времени. Журналы испытали влияние модернистской концепции мира и концепции детства писателей-реалистов. «Взрослые» талантливые писатели все чаще обращались к детской литературе, что повышало уровень литературных отделов.  Вместе с тем журналы продолжали публиковать сентиментально-дидактические произведения, не имеющие художественной ценности. Появляются отделы библиографического характера, что говорит о стремлении редакции воспитывать литературный вкус и приобщать юных читателей к «большой» литературе. Таким образом, детское чтение выходит за рамки детского журнала, журнал информирует о новинках всего книжного рынка, без ограничения по возрасту.

В научно-популярном отделе журнала этого времени можно  отметить превалирующий интерес  к  естественным наукам, техническому прогрессу. Характерно доступное изложение научного материала и стремление показать возможности практического применения этого знания. По-прежнему большое место в журналах занимают очерки о выдающихся личностях прошлого и современности. Все чаще появляются статьи о школьном образовании в других странах.   

Более разнообразным становится раздел «Смесь». Головоломки, игры, разного  рода загадки,  юмористические рисунки, ручной труд, приложения для вырезывания и выпиливания  с конца XIX века занимали обязательное место в структуре детского журнала.

Детская периодика конца XIX – начала XX века сделала значительный шаг в сторону современности  и журналистики как таковой. Наряду с традиционным содержанием –  беллетристика, наука, развлечение  – в журнале освещается  общественная жизнь. Демократизация журналов, работа по принципу качественных изданий не позволяет им оставаться вне контекста общественно значимых событий, потрясений, которые переживает Россия и другие страны. Войны в России и за ее пределами, голод, деятельность правительства освещают журналы, рассчитанные на детей среднего школьного возраста. Более разнообразной становится жанровая палитра. Появляются расширенные информации, фоторепортажи, репортажи, путевые зарисовки и очерки, письма. Информационная функция выходит хотя и не на первый план, но все-таки становится более значимой, чем в детской журналистике предыдущего периода. Характерно, что журналы для младших детей не избегают таких острых тем, таких как война, голод, нищета и несчастья обездоленных, но даются они не в виде документальных фактов, а в виде художественно переосмысленных образов – в повестях и рассказах.  Кстати, в изданиях для детей среднего и старшего возраста приемы подачи социально значимой информации также значительно отличаются от «взрослой» журналистики. Язык очерков, статей и даже корреспонденций более образный, им свойственна публицистичность, использование приема «воспитывающего факта».  

Основным типом детского издания в XVIII–XIX веках остается журнал. К началу XX века детский журнал имеет четкую структурно-содержательную модель, формируются основные жанры  и приемы отображения действительности. Детский журнал, долгое время напоминавший по структуре альманах, к концу XIX века приобретает черты журнала  в современном его понимании. Более того, детская периодика  осваивает новый для детской  аудитории тип издания – газету.   

В течение XIX века детская  журналистика прошла период своего становления  и развития. Она чутко реагировала  на изменения концепции детства, педагогические теории, социально-экономические  и культурные преобразования общества. Приобретением детской журналистики стала дифференциация журналов по полу и по возрасту читателей. Наметилась дифференциация по цели издания: в одних  журналах преобладали литературные материалы, в других – познавательные, в-третьих – общественно-политические. Детская журналистика не осталась в  стороне от проблем и приобретений взрослой журналистики: тенденции политизации, массовизации и т.п. прессы начала XX века во многом повлияли и на развитие детской журналистики.

Информация о работе Детская журналистика