Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 17:25, реферат
Задачи:
• изучение истории периодических изданий для детей; знакомство с историей детской теле- и радиожурналистики;
• осмысление современных тенденций центральных и региональных детских СМИ;
• раскрытие особенностей детской психологии и воспитательных возможностей журналистики;
• показ уровней взаимодействия детской журналистики с образованием, наукой, культурой;
• изучение жанровой специфики и приёмов отображения действительности, способов контакта с аудиторией.
Лекция 7. Становление советской детской журналистики (1917−1920-е годы)
Становление советской детской журналистики проходило в атмосфере споров о характере новой литературы для детей, о преемственности традиций и роли новаторских исканий «взрослой» литературы, в атмосфере поиска жанров и стилистических приемов детской прозы и поэзии. Особенно остро эти вопросы звучали в связи с пристальным вниманием к детскому чтению политических и государственных деятелей. Детская книга рассматривалась как «важное орудие воспитания» подрастающего поколения, вырабатывалась государственная стратегия в области детского книгоиздательства и литературы. Вопросы детской литературы рассматривались на партийных съездах. Так на XI съезде РКП(б) в 1922 году принято специальное решение о необходимости создания литературы, которая могла бы «содействовать коммунистическому воспитанию юношеских масс». К вопросам детского чтения обращались Н.К. Крупская, А.В. Луначарский. Главной целью любой работы с детьми становилось коммунистическое воспитание, декларировалась основная идея: «воспитывать – значит революционизировать».
В 1920–1930-е года утверждалась
социально-творческая концепция детства,
где детство воспринималось как
пора формирования личности ребенка при
условии его деятельного участия в жизни
страны и общества, творческого освоения
окружающего мира. «Лучшая часть нашей
детской литературы, возникшей после революции,
– говорил С.Я. Маршак, – рассчитана на
ребят, растущих не в теплице, а на вольном
воздухе. Эти ребята живут, а не только
готовятся жить» [http://biblioteka.org.ua/
Детская журналистика, как и детская литература, становилась частью системы воспитания подрастающего поколения. Кроме того, детская журналистика развивалась в тесной связи с детским коммунистическим движением[1]. Потребности пионерской организации во многом определили тематику, структуру и приемы работы с аудиторией детского издания. В создании детской журналистики этого периода большую роль сыграла группа литераторов и критиков, поставившая перед собой и товарищами по писательскому цеху цель создания «большой» литературы для детей. Это А.М. Горький, К.И. Чуковский, С.Я. Маршак, В. Маяковский и др. Работа над детской книгой для многих писателей в этот период становилась главным делом, детская литература осмыслялась как «самостоятельное направление в искусстве слова» [Рогачев 1999].
Первым советским детским журналом по праву считается журнал «Северное сияние» (1919–1920), основанный А.М. Горьким. Основная задача, обозначенная Горьким во вступительном слове: всестороннее просвещение ребенка, внушение ему веры в человека, в свои силы и возможности. Главным героем журнала стал ребенок из народа. «Простые дети» в произведениях Чапыгина, Шишкова, Горького, Воинова – живые, активные, настойчивые и умные ребята [Лупанова 1969: 18]. Кроме рассказов и повестей о жизни детей до революции
(Горький «Яшка», В. Шишкова
«Зеркальце») и современников
читателей (Томилина «Кисет»,
Салазкина «На колесах»), большое
место в журнале занимали
Благоприятными в
Итак, в 1922 году начал выходить журнал «Юные товарищи»[2], затем появились журналы «Юные строители» (1923–25), «Барабан» (1923–1926). Для сельских ребят издавались пионерские журналы «Искорка» (1924–1933) и «Дружные ребята» (1927–1953, в 1933–1937 – под названием «Колхозные ребята»). В 20-е годы в союзных республиках выходят: «Пионер» (1929, Армения), «Белорусский пионер» (1924), «Пионер» (1927, Азербайджан), «Пионер» (1926, Туркмения). В 1928 выходило 18 журналов для пионеров (12 для пионеров и 6 для октябрят) общим тиражом 433 тыс. экземпляров[3].
«Барабан»[4] – первый журнал юных пионеров. Выходил под редакцией Михаила Стремякова, одного из организаторов пионерского движения в Москве. Журнал стал площадкой, где складывалась и отрабатывалась концепция воспитательной и организационной работы с детьми, формировались ее направления. В первом номере журнала редакция обращается к читателям: «Пишите о работе ваших отрядов, работе звеньев, пишите о ваших ошибках и успехах. Только при таком условии журнал может существовать» (1923. №1. С. 3). Корреспонденты журнала и редакция рассказывали о том, как работают и как должны работать летние и зимние пионерские лагеря, какими навыками и умениями должен обладать пионер и как их приобрести. Например, в рубрике «Пионер-практик» рассказывалось о том, как поставить палатку, развести костер, определить север-юг, как устроить огород. Были рубрики «О закаливании», «Игры», «Веселая страничка», «Хроника», «По отрядам», «Переписка пионеров». Освещались в «Барабане» и традиционные для детского издания темы: природа («В природе», «Обитатели наших лесов»), научно-технические достижения («Новости науки и техники»), открытия и путешествия. Вместе с тем были публикации, разъясняющие вопросы идеологического характера («Как произошла вера в бога», «Наши враги и наши братья во всем мире»). Большое место в журнале занимали корреспонденции и литературные работы детей. Редакция проводила конкурсы, например, в № 3 за 1923 год объявлен конкурс на лучшее описание одного из производств своей местности.
В марте 1924 года вышел первый номер «Пионера», журнала, ставшего в дальнейшем ведущим изданием для детей среднего школьного возраста. В первый год издания журнал выходил тиражом 10 тыс. экземпляров, являлся органом ЦБ детских коммунистических групп им. В.И. Ленина при ЦК РКСМ. Редакцией заведовал Б. Ивантер. В 1920-е годы «Пионер», как и «Барабан», формировал этико-культурную среду для коммунистического воспитания (журнал «говорит, что надо знать каждому пионеру и что должен делать пионер» (1923. №1)). Задачи журнала редакционная коллегия определяла следующим образом: развивать и укреплять пионерское движение; с помощью научно-популярных очерков вводить юного читателя в «активное изучение борьбы и строительства рабочего класса»; рассказывать о жизни и деятельности революционеров, об участии в революционной борьбе детей» (1923. № 1); развивать творчество и изобретательность, знакомить с жизнью пионерских отрядов; давать интересные и увлекательные материалы для чтения: рассказы, повести, путешествия, приключения. Таким образом, сложилась структурно-содержательная модель пионерского журнала как нового типа детского журнала. Большое место в таком издании занимает публицистический отдел. Его задача, по мнению Л.Н. Колесовой, руководить работой, учебой и жизнью детей, убеждать в правоте и значительности того, что делали взрослые, пробуждать интерес к общественной работе, к участию в жизни страны[5]. В «Пионере» 20-х годов немало материалов, посвященных жизни В.И. Ленина, жизни детей капиталистических стран, борьбе с беспризорностью. Публицистика представлена очерками Б. Ивантера, П. Лопатина, Л. Кассиля. С именем последнего связано появление в журнале нового для детской книги жанра – политического фельетона («Революционеры его величества», «Уравнение с тремя неизвестными» и др.) [Лупанова 1969: 41]. Наряду с очерками и статьями, одним из ведущих жанров «Пионера» 1920-х годов являются «советы» («Что надо знать пионеру», «Советы вожатого», «Мастер на все руки» (1924. №№ 3, 4). С помощью таких рекомендаций и инструкций формируется образ пионера и пионерской организации. А. Брагинский, автор рубрики «Мастер на все руки», пишет: «Эти пионеры должны обладать вполне определенными качествами. У них, прежде всего, сильная воля, они наблюдательны, они сами умеют все сделать, не останавливаются перед трудностями, умеют работать быстро и точно. Это действительно «мастера на все руки». Когда нет весов – они из полуаршина веревки смастерят весы…» (1924. №1. С. 49). Кстати, журнал дает богатый материал для приложения собственных сил и творчества. С помощью его советов можно не только разбить в лесу лагерь, но и сделать метеорологическую станцию и воздушный шар.
Рассказы о путешествиях, научных открытиях, различных производствах, о мире природы составили обширный и разнообразный по содержанию научно-популярный отдел «Пионера» первых лет. В литературном отделе печатались стихотворения В. Ибнер, Жарова, рассказы Д. Лондона. В «Пионере» были опубликованы «Кондуит» Кассиля, «Республика Шкид» Белых и Пантелеева и др. Журнал нередко называют творческой лабораторией молодых советских писателей. Развитие в журнале получают отделы детского творчества, спорта, раздел «Смесь» и фотоиллюстрации. В 1936 году Б. Ивантер обновил журнал, он стал «толстым» литературно-художественным.
В издательстве «Крестьянская газета» в 1927 году начал выходить журнал для крестьянских детей «Дружные ребята». Объем журнала – 30 страниц, тираж – 10 тыс. экз., периодичность – 2 раза в месяц. Журнал, как следует из редакционной статьи, содержал «рассказы, стихи, деткоровскую, сельскохозяйственную, пионерскую странички, загадки, ребусы, спорт, полезные ремесла, много рисунков в красках, фотографий» (1927. №1). Действительно, журнал «Дружные ребята» представлял собой разнообразное и интересное чтение, в котором были учтены особенности сельского образа жизни. Так, рядом с инструкцией по постройке моделей самолетов размещались советы как выделывать шкурки животных, разводить цыплят и пчел. Журнал использовал распространенный в конце 20-х годов прием – издание в журнале специальной страницы, которая имела газетную верстку. «Газетка дружных ребят» носила информационный характер.
Перечисленные выше издания определили дидактико-организационное направление советской детской журналистики. Журнал здесь непосредственно связан с пионерским движением, ориентирован на его задачи.
Другое направление детских журналов – развлекательно-игровое – складывалось под влиянием концепции детской литературы К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.М. Горького и новых тенденций в детской литературе[6].
Альманах «Воробей», издание «Петроградской правды», начал выходить в 1923 году. Свою главную задачу редакция видела в формировании нового детского чтения: «…совершенно новый ребенок… Ему нужна другая литература – реалистическая, литература, черпающая свой источник из жизни, зовущая к жизни. Не творчеством «фантазии» должна быть современная литература для ребенка, она должна будить в нем творчество мысли, его активность, его самодеятельность» (1923. № 1. С. 3). Из альманаха вырос журнал «Новый Робинзон» (1924–1925). С.Я. Маршак, возглавивший журнал, сделал ставку не на пионерских корреспондентов, как многие журналы, а на литераторов, педагогов и художников [Лупанова 1969: 34]. Маршаку удалось привлечь к участию в журнале известных к тому времени поэтов и прозаиков: К. Федина, Б. Лавренева, Н. Тихонова, Б. Пастернака и др. А также начинающих литераторов: Е. Данько, Е. Шварца, В. Каверина. В «Новом Робинзоне» свою литературную работу начинали инженер М. Ильин, зоолог В. Бианки, штурман дальнего плавания, инженер–строитель Б. Житков.
«Новый Робинзон» был
своего рода энциклопедией знания,
в нем удачно чередовались очерки
из жизни пионеров (рубрика «Красный
галстук») и научно-популярные статьи
(рубрики «Лаборатория «Нового Робинзона»,
«Погляди на небо»), рассказы и повести
и развлекательная рубрика «
Со страниц «Нового
Робинзона» сошло уникальное издание
в советской и мировой
После закрытия «Нового Робинзона» С.Я. Маршак начал свою работу в детском отделе Госиздата, вскоре отдел превратился в новую творческую лабораторию, знаменитую «академию Маршака». Как писал В. Шкловский, к Маршаку «примагнитились» самые разные люди «и вместе образовали литературную солнечную систему»[Цит по: Лупанова 1969: 34]. Это были Б. Житков, В. Бианки, И. Халтурин, М.Ильин, Н. Олейников, Е. Шварц, Д. Хармс, Н. Заболоцкий, Е. Чарушин.
Флагманами литературного, развлекательно-игрового направления в детской периодике стали журналы «Еж» (для пионеров, 1929–1930, тираж 40 тыс. экз.) и «Чиж» (ежемесячный журнал для детей младшего возраста, 1930-1941, тираж 50 тыс. экз.), которые были созданы силами Маршака и его друзей – Н. Олейникова, Е. Шварца, Н. Венгерова, Б. Житкова и др. Журналы стали площадкой как для поэтических опытов, так и для поиска новых форм организации материала детского издания. Традиционный для детской журналистики принцип «развлекая – поучай» в ленинградских журналах претерпел серьезную модернизацию. «Еж» и «Чиж» воплощали идею: «познание и освоение мира через игру». Игра для редакции журналов в первую очередь ценна сама по себе – как занятие, приносящее ребенку удовольствие, и как метод достижения воспитательных и развивающих целей.
Для читателей «Ежа» и «Чижа» игра – основная форма общения и деятельности. Игровое начало – игра со словом, звуком, смыслом – лежит в основе таких жанров, как загадки, фотозагадки, ребусы, шарады, комиксы, фокусы, стихи[7], занимающих огромное место в «Еже». В журнале они «разбавляют», наряду с иллюстрациями, большие жанры – рассказы, художественно-публицистические очерки. «Еж» строился по принципу калейдоскопа. В нем чередовались жанры, стили, темы; серьезные (но обязательно занимательные) тексты и шутливые рисунки и фотографии, поделки и подарки. Например, № 10 за 1928 год открывается игрой «Куда убежали звери?», затем идет рассказ о подвиге летчика с рисунками к нему, комиксы «Случай в Берлине», рассказ о революции «Десять лет» К. Маркова. Журнал знакомит детей с разными странами, но не просто в жанре очерка, а в форме путешествия: «На днях по предложению Ежа выехал в Германию писатель Ю.Н. Тынянов. Через несколько недель мы начинаем печатать письма т. Тынянова о его путешествии по Германии. Все письма будут с картинками» (С. 28). Кстати писатель, литературовед Юрий Тыняноввел в журнале познавательную рубрику «Рассказы о словах». По законам игры создавалась знаменитая «Карта с приключениями». «Мы рисуем на карте, – поясняет редакция, – всякие интересные новости, которые узнаем из писем и газет. Рассмотрите рисунки на карте, а потом ищите их на следующих страницах» (1928. № 2. С. 32–33). Читатель «Ежа» становился участником увлекательной игры, очень похожей на описанную в новиковском журнале игру в ландкарты. В № 11 за 1928 год в этой игре появляется герой – Макар Свирепый – путешественник и выдумщик, герой невероятных приключений. Он, как и другие персонажи журнала – Иван Торопышкин, тетя Анюта, Петрушка, – находится между миром детей и миром взрослых. По своему опыту, знаниям они взрослые, но их логика, стиль поведения детские. Ребенок в них видит товарищей по игре и с доверием принимает развивающую и воспитывающую информацию. Идея персонажей-посредников, ставшая интуитивным откликом редакции на особенности возрастной психологии, оформилась как часть игровой концепции журнала. Пространство журнала нередко от первой до последней страницы было подчинено логике игры. Характерно, что границы между игрой и реальностью стирались, игра начиналась неожиданно, без предупреждения и в финале соединялась с реальностью. Макар Свирепый рассказывал о действительных событиях, Еж получал от читателей письма. «Телеграмма от центрального зоопарка. Зоопарк сообщает, что вчера, в 23 ч. 59 м., открылись все клетки и звери убежали из парка. Заведующий просит всех, кто обнаружит беглецов, срочно сообщить в зоопарк» – так начинается игра в № 10 за 1928 год. На каждой странице номера прячется животное, и только найдя всех и, соответственно, дочитав до конца журнал, можно узнать, куда побежали звери (подписываться на «Ежа»). Игра в «Еже» побуждала к действию, и главным в ней являлись воображение, фантазия. «Карта с приключениями», потерянный зоопарк и другие публикации реализовали игровой принцип организации журнала и стали примером жанра игры[8].