Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:32, курсовая работа
Профессия журналиста – самая популярная публичная профессия, требующая широкой теоретической базы.
В настоящее время одной из основных проблем является недостаточное изучение жанров журналистики. Ученые и исследователи, которые рассматривают данную тему в своих научных работах, зачастую придерживаются разных, а нередко и противоположных точек зрения. Некоторые ученые ставят под сомнение даже само существование жанров. Например, Н.А. Тертычный и М.Н. Ким рассматривают жанры журналистики как «устойчивые типы публикаций», в то время как Л.Е.Кройчик считает, что «в современной журналистике понятие «жанр» заметно потеснено понятием «текст».
Введение 3
1 Газетные жанры в современных СМИ 6
1.1 Понятие жанра 6
1.2 История формирования жанров журналистики 8
1.3 Система жанров газетной журналистики 9
1.3.1 Информационные жанры 14
1.3.2 Художественно-публицистические жанры 16
1.3.3 Аналитические жанры 18
2 Аналитические жанры в современной прессе Республики Беларусь (на материалах центральных газет "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика») 35
3 Стилистические и языковые особенности аналитических жанров в центральных газетах "СБ. Беларусь Сегодня", «Республика» 55
Заключение 67
Список использованных источников 71
Роль аналитической
Аналитическая журналистика – довольно серьезное и респектабельное направление работы журналиста, к которому многие стремятся. На чем же основаны аналитические жанры, что является жанрообразующими признаками? [50]
С течением времени в современной прессе сложилась достаточно разветвлённая система аналитических жанров, которые со временем модифицируются и пополняются новыми типами. Аналитические жанры предполагают не только серьёзное и глубокое содержание, но и большее разнообразие языковых средств, более высокий уровень владения стилистическими средствами языка.
Как правило, разные школы по-разному классифицируют аналитические жанры. Мы приведем наиболее полную, предложенную теоретиком московской школы журналистики А.А. Тертычным.
Аналитический отчет. Первоначально публикации, называемые ныне отчетами, носили имя «репортаж» (т.е. сообщение), но со временем репортажами стали именовать публикации, похожие на современные очерки и репортажи.
Жанр отчета активно используется в сегодняшней журналистике. Это утверждение существенно и для той его разновидности, которая называется аналитическим отчетом.
Предметом журналистского аналитического отчета, как и отчета информационного, является результат вербальной деятельности специально собравшейся группы людей, а проще говоря – выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, слетов, конференций и т.п. Этот же предмет, разумеется, может быть отображен журналистом и в жанре заметки, репортажа, корреспонденции присущими этим жанрам способами, языком и пр.
Цель аналитического отчета заключается в том, чтобы показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, выводов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с реальными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны. И, уже исходя из такого соотнесения, вынести оценку выступлениям участников того или иного форума, определить их значимость для города, района, страны. [102; 234]
Аналитический отчет отличается преобладанием стилистически нейтральных слов с ясным понятийным значением, также возможно использование и эмоционально окрашенной лексики – чаще она присутствует во вводных конструкциях и высказываниях, содержащих оценки журналиста, а не в информационной части текста.
Язык аналитического отчета характеризуется обилием политологических и экономических терминов, содержащихся как в изложении речей участников собрания, так и в комментариях. Этим определяется необходимость разъяснять читателям редкие, малоупотребительные, недавно появившиеся термины. Отчеты отличаются достаточно сложными синтаксическими конструкциями, которые вводят прямую речь, предваряют изложение в косвенной речи, выделяют комментарий.
Например, в интернет-издании «СБ. Беларусь сегодня»: «Надо чаще встречаться» [67]; «В такой компании хорошо» [13]; «Микробы против людей: вечный бой» [22]; в интернет-издании Республика: «Встретились – поговорили» [47]; «Студотрядовцы сделали выбор» [69]; «Нашчадкi Скарыны» [92]; «Всем славянским миром» [17].
Аналитическая корреспонденция. Аналитическая корреспонденция отличается от других жанров степенью «присутствия» в тексте других жанрообразующих факторов. Например, цель информационной корреспонденции – сообщить нечто о «предметном» событии, используя при этом не столько «живое» наблюдение, сколько «свернутый» пересказ происходившего.
Цели аналитической
Автор аналитической корреспонденции неизбежно использует теоретические методы познания – анализ, синтез, индукцию, дедукцию и др. Двусоставность современной аналитической корреспонденции сближает ее с другим жанром – комментарием. Примеры жанра: «Дорога, дорога, как значишь ты много…» [49]; «Вредную бактерию узнают по паспорту» [75]; «Время постигать атом» [76]; «Закон сохранения туриста» [63]; «Кому нужен этот демарш?» [18]; «Знакомьтесь: семья года Глазковы» [73].
Таким образом, центральным предметом
аналитической корреспонденции
является один значительный факт, все
остальные детали, примеры, суждения
служат «вспомогательным» материалом
для его всестороннего
Аналитическое интервью. Если информационное интервью несет в себе лишь сообщение о факте, отвечая на вопросы: кто? что? где? когда? – то аналитическое интервью, кроме того, содержит и анализ факта, отвечая при этом на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и т.д. Роль автора аналитического интервью заключается прежде всего в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.
С этой целью вопросы формулируются таким образом, что они требуют освещения узловых моментов какого-либо события, явления, процесса, ситуации.
Если журналист берет интервью у мэра по поводу внезапного нашествия крыс на город, он может «запрограммировать» аналитический характер своего выступления. Конечно, вполне возможны случаи, когда интервьюируемый осуществляет анализ событий, ситуаций, процессов, не ожидая наводящих вопросов. Однако это чаще всего бывает в том случае, когда он сам заинтересован в наиболее подробном, детальном освещении предмета разговора, что, конечно же, облегчает задачу автора будущей аналитической публикации. [102; 240]
Аналитический опрос. Аналитический опрос как жанр имеет некоторые сходные черты с жанром информационного опроса. Это сходство состоит прежде всего в том, что источником содержания публикаций, относимых к этим жанрам, являются ответы на вопрос журналиста.
В отличие от публикаций, относимых
к жанру информационного
В качестве примера можно привести аналитический опрос из «Республики» «Свет мой, зеркальце, скажи…», где поднимается актуальная на момент издания (рождественские гадания) тема гадания [11]; а также «Артист ребенка не обманет» в «СБ. Беларусь сегодня» [80]
Беседа. Иногда жанр беседы отождествляется с жанром интервью. Однако это отождествление необоснованно, хотя у названных жанров и есть общие черты. Прежде всего – двусоставность текста. Одна часть его «принадлежит» одному участнику беседы (интервью), другая – другому.
Журналист-собеседник является равноправным, наряду со своим партнером по коммуникативному акту, создателем содержания будущего текста. Поэтому вопросно-ответной форме обмена мыслями, присущей интервью, в беседе будет соответствовать обмен «равноправными», равнозначными репликами, суждениями, размышлениями.
В отличие от неизбежно одностороннего «монистического» освещения предмета обсуждения в интервью в беседе будет проявлено многостороннее, полифоническое видение предмета обсуждения, что, несомненно, повышает объективность его освещения. [102; 246]
Комментарий. Современный комментарий преследует следующие цели:
В комментарии активно
Комментарий содержит ряд типичных структурных элементов:
Особую роль играет качество поставленных по поводу события вопросов, их актуальность, проблемность, точность. Они влияют на качество аргументов и обоснованность общего логического вывода. Без ясного вывода последовательность мысли автора может быть не уловлена аудиторией. Успех комментария во многом зависит от того, насколько правильно он построен. Читателю необходимо дать возможность понять, о чем собственно идет речь, какие аргументы комментатор приводит в пользу своей позиции, какие решения предлагает.
Примеры комментария: «Доброта спасет мир» [58]; «Тихая охота» [24]; «Коэффициент с полезным действием» [12].
Комментарий рассказывает о взаимосвязях обнаруженного предмета. Вопросы, решаемые с его помощью, нацелены на познание сути явлений, на оперативное решение задач, на побуждение к действию. Бесконечное многообразие конкретных комментируемых проблем может быть в большой мере охвачено рядом типичных вопросов, сведенных в группы: об особенностях или новых качествах факта, его ценности; о причинах, условиях, предпосылках существования фактов; это связано с вопросами о прецедентах, параллелях и т.д. [50]
Социологическое резюме. Социологическое резюме представляет собой тип публикации, которая содержит краткое изложение итогов каких-либо социологических исследований, на которые авторы резюме обычно не указывают («выжимку» из них). Аналитическое начало в публикациях такого рода обеспечивается прежде всего содержанием самих исследований, которые, как это понятно, нацелены на анализ действительности. Кроме того, автор резюме может не просто публиковать их в той последовательности, в которой они изложены в самом исследовании, но и определенным образом соотносить те или иные социологические данные и таким путем дополнительно комментировать их, что также выступает одной из ступеней аналитического осмысления предмета отображения в резюме. [102; 251-252]
Анкета. Данный метод пришел в журналистику из социологии и применяется для получения сведений по определенным вопросам от широкого круга людей. В результате обработки данных анкетирования создаются публикации, обладающие своеобразными чертами, позволяющими объединить их (публикации) в самостоятельную жанровую группу.
Анкетирование дает в распоряжение
журналиста достаточно сложный и
разнообразный материал. Анкета, как
правило, включает в себя достаточно
много разных вопросов, нацеленных
на выяснение тех или иных сторон
явления, которое становится центром
внимания анкетируемых. К тому же, в
результате анкетирования журналист
получает множество ответов на каждый
из нескольких (порой десятков) вопросов.
В итоге создается большой
объем разнообразной
Мониторинг. Мониторингом называется определенное «слежение» за каким-либо явлением, систематически повторяющийся «замер» одних и тех же параметров в определенной сфере деятельности. Предметом мониторинга выступают конкретные характеристики (выбор их зависит от цели мониторинга) различных явлений непосредственно в момент исследования.
В ходе мониторинга активно
Рейтинг. Цель публикации подобного рода заключается в том, чтобы осуществить определенную «ранжировку» сходных явлений по какому-то конкретному признаку. Эта цель достигается прежде всего за счет применения продуктивных методов – аналогии и сравнения. Явления, относительно которых составляются рейтинги, относятся к самым разным сферам деятельности – экономике, финансам, политике, культурной жизни, спорту и т.д. Рейтинги часто публикуются как в специализированных, так и в общественно-политических изданиях. Их можно встретить на страницах газет и журналов, в теле- и радиопередачах. Популярность такого жанра объясняется тем, что аудитория СМИ хочет знать приоритеты, существующие на сегодняшний день в той или иной важной для них сфере. [102; 259-260]