Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных  для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств  совершения преступления, принадлежащих  обвиняемому.

Вышеперечисленное имущество, переданное осужденным другому  лицу (организации), подлежит конфискации, если лицо, принявшее имущество, знало  или должно было знать, что оно получено в результате преступных действий.

Если  имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от этого имущества были приобщены  к имуществу, приобретенному законным путем, конфискации подлежит та часть  этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов от него.

 

7.5.8. Реквизиция земельного участка

 

Реквизиция  как вид принудительного прекращения  прав на земельный участок означает изъятие государством земельного участка  у его собственника с выплатой его стоимости. Реквизиция впервые в ЗК РФ получила детальное регулирование, однако круг применения ее весьма краток и связан с наступлением крайней необходимости, вызванной форс-мажорными обстоятельствами. В частности, реквизицию земельного участка применяют в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых  на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ (статья 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов").

Эпидемия  представляет собой массовое распространение  инфекционного, то есть вызываемого болезнетворными микроорганизмами, передающимися от зараженного человека или животного здоровому, заболевания человека в какой-либо местности, стране, значительно превышающее обычный уровень заболеваемости.

Эпизоотия - широкое распространение инфекционной или инвазионной (вызываемой животными паразитами) болезни животных, значительно превышающее уровень обычной заболеваемости на данной территории.

Статья 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определяет понятие чрезвычайной ситуации - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Зонами  экологического бедствия объявляются  участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны. Зоны чрезвычайной экологической ситуации - это объявленные в качестве таковых решениями органов власти участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Цель  реквизиции - защита граждан, общества и государства от возникающих  в связи с чрезвычайными обстоятельствами угроз. При реквизиции собственнику возмещают причиненные убытки. Факт реквизиции земельного участка подтверждает документ, выданный тем исполнительным органом государственной власти, который принял решение о реквизиции. Этот документ будет иметь значение при осуществлении собственником права требования возвратить реквизированный участок или при оспаривании компенсации в судебном порядке. Важно отметить, что при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, лицо, у которого имущество было реквизировано, вправе требовать по суду возврата сохранившегося имущества.

Пункт 3 статьи 51 ЗК РФ предусматривает право  выбора способа компенсации на случай, если в результате реквизиции станет невозможным вернуть земельный  участок. Собственник вправе по своему усмотрению требовать возмещения рыночной стоимости реквизированного участка или предоставления равноценного земельного участка. Одновременно собственник вправе требовать возмещения иного причиненного реквизицией реального ущерба, а также упущенной выгоды. В случае несогласия собственника с компенсацией он может оспорить оценку земельного участка и причиненные убытки в судебном порядке.

Статья 51 ЗК РФ закрепляет также институт временного занятия земельного участка для  использования в интересах защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства. В отличие  от реквизиции институт временного занятия земельного участка не предполагает прекращения права собственности на земельный участок. В связи с этим можно предположить, что при временном использовании участка в государственных и общественных интересах собственник может также продолжать им пользоваться (если это возможно). Решение о временном использовании земельного участка при чрезвычайных обстоятельствах принимают те же государственные органы, что и при реквизиции.

 

7.5.9. Условия и порядок отчуждения  земельного участка

 

Отчуждение  земельного участка его собственником  другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 настоящего ЗК РФ ограничений оборотоспособности земельных участков.

Отчуждение  представляет собой один из способов осуществления собственником своего правомочия распоряжения земельными участками. Правовыми формами осуществления отчуждения земельных участков являются совершение сделок с ними, в результате чего происходит или в некоторых случаях становится возможным переход права собственности.

Порядок отчуждения земельных участков урегулирован в гражданском законодательстве. Однако при реализации отчуждения земельных  участков должны учитываться те ограничения  оборота земли, которые предусмотрены в статье 27 ЗК РФ. Так, не могут быть объектом сделок земельные участки, изъятые из оборота (пункт 4 статьи 27 ЗК РФ). Те участки земель, которые ограничены в обороте (пункт 5 статьи 27 ЗК РФ), не могут быть переданы в частную собственность, кроме случаев, установленных федеральными законами.

Отчуждение  части земельного участка может  иметь место лишь в случае, если участок является делимым, то есть когда  в результате сделки образуются самостоятельные  земельные участки, разрешенное  использование которых может осуществляться без перевода их в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2 статьи 6 ЗК РФ). Неделимые земельные участки могут отчуждаться лишь целиком.

Для сделок по отчуждению земельных участков отдельных категорий земельное законодательство устанавливает особые дополнительные правила. Например, в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" установлено преимущественное право покупки таких земель органами государственной власти или местного самоуправления. Кроме того, названный Федеральный закон устанавливает ограничения общей площади земельных участков, которые могут находиться в результате совершенных сделок в собственности физического лица и его близких родственников, а также юридических лиц с преимущественным участием в них этого физического лица и (или) его близких родственников в пределах административно-территориального образования.

 

7.5.10. Отказ лица от права на земельный участок

 

При отказе от права собственности на земельный участок этот земельный  участок приобретает правовой режим  бесхозяйной недвижимой вещи, порядок  прекращения прав на которую устанавливается  гражданским законодательством, в частности пунктом 3 статьи 225 ГК РФ. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 года N 580 утверждено Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Согласно  нормам данных законодательных актов  бесхозяйный земельный участок принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (Федеральной регистрационной службой), по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого он находится. И лишь по истечении года со дня постановки такого участка на учет орган, уполномоченный управлять недвижимым имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на этот земельный участок. В течение всего этого достаточно длительного периода прежний собственник должен продолжать выполнять обязанности, вытекающие из права собственности на земельный участок: уплачивать земельный налог, нести бремя содержания принадлежащего ему земельного участка, поддерживать его в надлежащем состоянии, осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнения, захламления, деградации и ухудшения плодородия почвы, и иные.

По  истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным  имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению  суда муниципальной собственностью, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.

В соответствии с установленным порядком лицо, желающее отказаться от права  постоянного (бессрочного) пользования  или права пожизненного наследуемого владения земельным участком, должно обратиться с заявлением об этом в компетентный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. К заявлению об отказе от соответствующего права прилагаются:

1) кадастровая карта (план) земельного  участка (при ее наличии);

2) подлинники документов, удостоверяющих  права на землю, в случае  их отсутствия - копия решения  о предоставлении земельного  участка;

3) копия документа, удостоверяющего  личность (для гражданина), или копия  документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица.

К заявлениям государственных, муниципальных  учреждений, казенных предприятий, органов  государственной власти, органов  местного самоуправления, государственных  и муниципальных предприятий  должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Решение о прекращении права должно быть принято в месячный срок с момента получения заявления, его копия направляется заявителю.

В случае, если прекращаемое право не зарегистрировано в Едином государственном  реестре прав на недвижимое имущество, то право прекращается с момента  принятия решения. Орган, принявший решение о прекращении права, в недельный срок сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного земельного кадастра.

Если  право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, орган, принявший решение о прекращении права, в недельный срок обязан обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

 

7.5.11. Принудительное прекращение прав  на

земельный участок лиц, не являющихся его собственниками,

ввиду ненадлежащего использования земельного участка

 

Права землевладельцев, землепользователей и арендаторов на земельный участок  могут быть прекращены, в частности, за использование земельного участка  не по целевому назначению; использование земельного участка способами, которые приводят к значительному ухудшению экологической обстановки; систематическую неуплату земельного налога, а также за неустранение совершенных умышленно некоторых иных видов земельных правонарушений (например, неиспользование участка для жилищного или иного строительства в течение трех лет, если иные сроки не предусмотрены федеральным законом).

Принудительное  прекращение прав на земельный участок  у лиц, не являющихся его собственником, осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

В рамках данной процедуры исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на осуществление государственного земельного контроля, одновременно с наложением штрафа на виновное лицо выносит предупреждение относительно допущенных земельных правонарушений и необходимости их устранения, в котором содержится указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; разъяснения прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок, а также прямо указывается на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения. Однако на практике могут возникнуть некоторые проблемы при применении данного пункта. Так, в нем предусматривается, что наложение административного взыскания и предупреждение лицу за нарушение земельного законодательства осуществляет уполномоченный исполнительный орган государственной власти. В то же время согласно статье 72 ЗК РФ муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования