Зземельные отношения и принципы их регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2014 в 13:35, реферат

Краткое описание

В соответствии со статьей 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Данная норма включена в положения, составляющие основы конституционного строя РФ, и в силу ее принципообразующего характера является базовым императивом, определяющим характер правового регулирования земельных отношений и содержание земельного законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

ВСЕ О ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Если  правонарушение не устранено, орган  государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы в органы власти, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок. Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

По  истечении 10-дневного срока с момента  принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним.

 

7.5.12. Условия и порядок изъятия  земельных участков для

государственных или муниципальных нужд

 

Порядок выкупа земельного участка для государственных  или муниципальных нужд устанавливается  гражданским законодательством.

В соответствии со статьей 279 ГК РФ земельный  участок может быть изъят у  собственника для государственных  или муниципальных нужд путем  выкупа. Выкуп для государственных  или муниципальных нужд части  земельного участка допускается  не иначе как с согласия собственника. Выкуп осуществляется РФ, субъектом Федерации либо муниципальным образованием, то есть право зависит от того, для чьих нужд изымается земля. Полномочия по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд установлены в статьях 9, 10 и 11 ЗК РФ.

В этом случае собственник земельного участка должен быть не позднее чем  за год до предстоящего изъятия земельного участка письменно уведомлен  об этом органом, принявшим решение  об изъятии. Выкуп земельного участка  до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Решение соответствующего органа об изъятии  земельного участка для государственных  или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в  органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок. При этом собственник должен быть извещен о произведенной регистрации с указанием ее даты.

Права собственника земельного участка, подлежащего  изъятию для государственных  или муниципальных нужд, определены в статье 280 ГК РФ. Собственник с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период.

Размер  платы за изымаемый земельный  участок (выкупная цена), сроки и  другие условия выкупа определяются соглашением с собственником  участка, в которое включается обязательство  РФ, субъекта Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок. Допускается предоставление взамен изымаемого земельного участка по соглашению с собственником другого участка с зачетом его стоимости в выкупную цену.

В выкупную цену включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая те, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

При предъявлении требования о возмещении упущенной выгоды потерпевшее лицо должно доказать размер доходов, которые  оно не получило из-за нарушения  обязательства, а также причинную  связь между нарушением (неисполнением) обязанности и неполученными доходами. Таким образом, собственнику необходимо заранее подготовить доказательства той выгоды, которую он мог бы получить (протоколы о намерениях, соглашения о расторжении договоров с поставщиками и т.п.).

Если  собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, то в этом случае орган, принявший решение об изъятии, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления об изъятии (статья 282 ГК РФ).

В соответствии со статьей 283 ГК РФ в случаях, когда земельный участок, изымаемый  для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется в порядке, который применяется к выкупу земельных участков, находящихся в частной собственности.

Следует отметить, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ "Об организации  и о проведении XXII Олимпийских  зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" закреплен иной (упрощенный) порядок изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд в целях организации и проведения Олимпийских игр и Паралимпийских игр и развития города Сочи как горноклиматического курорта в период с 1 января 2008 года до 1 января 2014 года. Особенности изъятия земельных участков в указанном случае следующие. Во-первых, закрепляются дополнительные основания изъятия земель для государственных или муниципальных нужд: для размещения олимпийских объектов и в целях развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам.

Во-вторых, решение об изъятии земельных  участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества в целях размещения олимпийских объектов федерального значения принимается администрацией Краснодарского края на основании соответствующего заявления Корпорации, а в случае если строительство олимпийского объекта федерального значения предусмотрено за счет средств федерального бюджета - на основании заявления организации, осуществляющей такое строительство. В-третьих, данное решение об изъятии земельных участков не подлежит государственной регистрации в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, но должно быть в течение семи дней со дня его принятия опубликовано в печатном издании, являющемся источником официального опубликования нормативных правовых актов соответственно Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи", и размещены на официальном сайте в сети Интернет соответственно Краснодарского края и муниципального образования "Город-курорт Сочи". Кроме того, в течение семи дней уведомляются о принятом решении землепользователи, землевладельцы или арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также собственники земельных участков, подлежащих изъятию. В уведомлениях, а также при публикации таких решений указываются:

1) место и время приема администрацией  Краснодарского края или органом  местного самоуправления муниципального  образования "Город-курорт Сочи" граждан и юридических лиц  по вопросам резервирования земель  или изъятия земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества;

2) место и время ознакомления  лиц, у которых изымаются земельные  участки и (или) расположенные  на них иные объекты недвижимого  имущества, с проектами соглашений, заключаемых в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества.

Соглашение  о выкупе земельных участков может  предусматривать два варианта: либо предоставление земельного участка  взамен изымаемого, либо возмещение стоимости изымаемого имущества и понесенных убытков. При этом стоимость имущества и подлежащие возмещению убытки будут определять оценщики, с которыми заключит договоры администрация Краснодарского края совместно с Корпорацией. На основании отчета оценщиков и будет разрабатываться проект соглашения о выкупе земельных участков. И наконец, в случае, если соглашение не заключается в течение двух месяцев со дня, когда лицу, у которого изымаются земельные участки, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, администрация Краснодарского края или орган местного самоуправления муниципального образования "Город-курорт Сочи" вправе обратиться в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них иных объектов недвижимого имущества. В свою очередь, решение суда об изъятии земельных участков в целях размещения олимпийских объектов или развития территорий, прилегающих к олимпийским объектам, подлежит немедленному исполнению.

 

Глава 8. ПЛАТА ЗА ЗЕМЛЮ И ОЦЕНКА ЗЕМЛИ

 

ЗК  РФ устанавливает принцип платности использования земли, в соответствии с которым любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ. Установлены две формы платы за землю: земельный налог и арендная плата.

 

8.1. Земельный налог

 

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством  РФ о налогах и сборах.

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации  и граждане, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Лица, у которых земля находится  на праве безвозмездного срочного пользования  или же была передана по договору аренды, от уплаты налога освобождены.

Объектом  обложения земельным налогом  являются земельные участки, расположенные  в пределах муниципального образования  и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.

Не  являются объектами налогообложения следующие категории земель:

- земельные участки, изъятые из  оборота. В обороте ограничиваются  находящиеся в государственной  и муниципальной собственности  земельные участки в пределах  лесного фонда, за исключением  случаев, установленных федеральными законами. При этом земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами;

- земли, занятые особо ценными  объектами культурного наследия  народов России, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

- земельные участки, отведенные  для обеспечения обороны, безопасности  и таможенных нужд России;

- земли, ограниченные в обороте, в пределах лесного фонда. В соответствии со ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда отнесены лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие). Границы таких земель определяются путем их отграничения от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства;

- земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговая база по каждому земельному участку  определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели  самостоятельно определяют налоговую  базу на основании сведений государственного земельного кадастра. Налоговую базу для граждан определяют налоговые органы на основании сведений, полученных от органов, ведущих государственный земельный кадастр, регистрирующих права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также от органов муниципальных образований.

Статья 391 НК РФ предоставляет некоторым категориям владельцев земельных участков возможность уменьшать налоговую базу на 10000 руб. Это касается, в частности, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, а также лиц, которые принимали участие в ликвидации аварий на ядерных объектах. Кроме того, местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы. Такие налогоплательщики рассчитывают налоговую базу по формуле:

 

Налоговая база = КСТ - НС,

 

где КСТ - кадастровая стоимость земельного участка;

НС - не облагаемая налогом сумма.

Некоторые налогоплательщики имеют право  на льготы по земельному налогу, установленные  статьей 395 НК РФ, в виде освобождения от налога земельных участков, используемых для определенной деятельности.

В случае, когда размер не облагаемой налогом суммы превышает размер налоговой базы, определенной в отношении  земельного участка, налоговая база принимается равной нулю. Другими словами, в этом случае налогоплательщику земельный налог платить не нужно.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой  собственности, определяется в равных долях для каждого собственника земли, пропорционально его доле в общей долевой собственности и рассчитывается следующим образом:

 

Налоговая база = КСТ x Дуч,

 

где КСТ - кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч - доля налогоплательщика в праве  на земельный участок.

Налогоплательщик - совладелец участка, имеющий право  на льготу по земельному налогу в виде не облагаемой налогом суммы, определяет налоговую базу по формуле:

 

Налоговая база = (КСТ x Дуч) - НС,

 

где КСТ - кадастровая стоимость земельного участка;

Дуч - доля налогоплательщика в праве  на земельный участок;

Информация о работе Зземельные отношения и принципы их регулирования