Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 18:00, курсовая работа
В условиях обретения Республикой Казахстан независимости и суверенитета, нацеленного на создание свободной рыночной экономики, наиболее острые споры вызывает земельный вопрос. Это вызвано активным вовлечением земли в товарооборот, изменением жилищной политики государства, коренным обновлением земельного законодательства. Это также объясняется тем, что действующая законодательная база предоставила более широкий простор и свободу для хозяйственной деятельности, при которой ее эффективное осуществление невозможно без наличия и юридически обеспеченной возможности владения и пользования землей. Соответственно резко возросло количество споров, связанных с нарушениями земельного законодательства, конфликтов, имеющих большой общественный резонанс.
Объективная сторона земельного правонарушения выражается в совершении деяний (действие или бездействие), нарушающих нормативные установления, требования и предписания земельного законодательства.
Земельное правонарушение может быть совершено как активными действиями (не санкционированное снятие плодородного слоя почвы, самовольное строительство на земельном участке), так и путем бездействия (непринятие мер по сохранению плодородного слоя почвы, несообщение о сверхнормативных сбросах и выбросах загрязняющих веществ, невыполнение обязательных мероприятий по охране почв от водной и ветровой эрозии).
Земельное правонарушение
может явиться результатом
Вышеперечисленные элементы: субъект, объект, субъективная сторона и объективная сторона земельного правонарушения в своей совокупности образуют состав земельного правонарушения. Именно такая четырехэлементная структура состава правонарушения воспринята большинством юристов, обращавшихся к проблеме юридической ответственности за земельные правонарушения.
Отсутствие хотя бы одного
из элементов состава
1.2 Структура и основные виды земельных правонарушений
Содержание и структура земельных нарушений отражают сферы, масштабы, формы и способы проявления противоправных деяний. Характер, структура и динамика нарушений земельного законодательства имеют региональные, географические, отраслевые и иные особенности. Но вместе с тем существует перечень наиболее типичных, распространенных нарушений земельного законодательства.
В структуре земельных правонарушений доминируют традиционные виды отклонений от землеохранных требований и предписаний. Так, значительное распространение имеют загрязнение земель в результате сброса производственных и бытовых отходов, неочищенных сточных вод нередко огромные земельные территории загрязняются в результате аварийного или умышленного сброса отходов либо продуктов предприятий добывающей отрасли. В сфере сельскохозяйственного производства непосредственными источниками загрязнения являются пестициды, гербициды, удобрения, отходы животноводческих ферм и комплексов. Выявлены следующие причины загрязнения земель: нарушение эксплуатационного режима очистных сооружений (их отключение, перегрузка проектной мощности); ненадлежащая работа очистных сооружений в силу их недостаточной технологической и эксплуатационной качественности; отсутствие очистных сооружений и прежде всего сооружений биологической очистки, главным образом у предприятий сельского хозяйства.
Одним из основных отрицательных
экологических последствий
В районах орошаемого земледелия по масштабам распространения большую угрозу представляет засоление и закисление почв в результате сверхнормативного орошения. Здесь нередки случаи подтапливания сельхозугодий из-за необеспечения отвода минерализованных грунтовых вод. значительный вред сельскохозяйственному производству наносит действие ветровой эрозии почв.
Для сферы земельных
отношений существенными
В структуре правонарушений очень часто встречается такой вид неправомерного поведения, как отступление от методических указаний, стандартов, правил, определяющих параметры, пределы различных видов производственно-хозяйственной деятельности, оказывающих действие на состояние земельных ресурсов. Особенность данного рода деяний заключается в том, что они, будучи совершенными в иных сферах общественных отношений, служат основанием возникновения охранительных земельных отношений. Примером может служить игнорирование в процессе хозяйственной деятельности почвоохранительной, климаторегулирующей роли лесной и иной растительности, происходящей в рамках лесных отношений.
В структуре земельных правонарушений особо выделяются нарушения, совершенные на стадиях, непосредственно предшествующих процессу производства. Таковыми, в частности, являются экологически противоправные управленческие решения, планирование, проектирование без необходимого учета землеохранных правил. Большинство из них как бы заранее программирует совершение земельных правонарушений в будущей производственной деятельности. Наиболее характерными примерами нынешнего переходного периода являются сильное урезание средств, необходимых на почвовосстановительные, землеохранные мероприятия, нецелевое использование средств фондов охраны природы.
Вышеизложенный перечень нарушений имеет безусловную экологическую направленность, то есть последствия такого рода деяний выражаются в ущербе либо угрозе причинения ущерба, имеющих как экологический, так и экономический аспекты. Условно их можно объединить в группу земельных правонарушений с экологическим содержанием.
В отличие от этого
следующая группа нарушений может
и не повлечь отрицательных
Самостоятельным видом земельного правонарушения считается нерациональное использование земли. Данный вид правонарушения сопровождает практически все сферы и способы землепользования. Нередко именно бесхозяйственность землепользователей приводит к превращению сельхозугодий в бросовые земли.
В наиболее обобщенном виде, исходя из объекта правонарушения, можно условно выделить следующие основные группы земельных правонарушений: деяния, нарушающие право государственной и частной собственности на землю; деяния, нарушающие право государственного или негосударственного землепользования; неэффективное, бесхозяйственное использование земель; нарушение экологических, землеохранных правил в процессе владения, освоения и использования земельных ресурсов; игнорирование нормативных требований по количественно-качественным параметрам земельных ресурсов при осуществлении иных видов социальной деятельности.
Земельные правонарушения можно классифицировать, сгруппировать и по другим критериям и основаниям: степени общественной опасности (уголовные деяния, административные проступки, дисциплинарные нарушения); характеру санкций (правовосстановительные, правоограничительные, имущественные, штрафные, карательные); наличию или отсутствию материального, экологического ущерба (повлекшие экономический и (или) экологический ущерб); содержащие угрозу причинения экономического и (или) экологического ущерба; не содержащие угрозу причинения ущерба; по субъективной стороне правонарушения (умышленное, неосторожное, безвинное противоправное деяние); по сфере проявления (правонарушения на землях аграрной сферы, промышленности, добывающих отраслей, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий и т.д.).
1.3 Основные причины земельных правонарушений
Через земельные правонарушения проявляется весь спектр взаимодействия факторов негативной направленности, которые в значительной степени определяют реальное содержание земельных отношений. Поэтому выявление причин правонарушений в сфере земельных отношений позволяет уяснить основные истоки противоправных деяний, а также дефекты и несовершенства механизма правовой охраны земель, включая его такой существенный элемент, как институт юридической ответственности.
Земельные правонарушения обусловливаются целым рядом причин субъективного и объективного порядка.
Наибольший интерес должны представлять причины объективного порядка, поскольку они соотносятся со всеми основными видами земельных правонарушений, являются относительно устойчивыми социальными явлениями и процессами, ограничивающими пределы и возможности правомерного поведения.
Земельные правонарушения в значительной степени
порождаются и генерируются объективными
противоречиями сферы земельных отношений,
несостыкованностью землеохранных императивов
с текущими экономическими интересами,
приоритетами государства, социальных
групп и отдельных субъектов. Поэтому
основные причины земельных правонарушений,
прежде всего, следует искать в системе
отношений собственности на землю, в принципах
организации общественного производства,
где земля выступает непременным и важнейшим
элементом. Так, в недавнем прошлом, в условиях
административно-
Отсутствие реальных стимулов реализации сводило на нет регулятивное значение таких важнейших землеохранных норм, как: применять экологически безопасные технологии производства; не допускать ухудшения экологической обстановки в процессе своей хозяйственной деятельности; производить защиту земель от водной и ветровой эрозии, вторичного засоления, загрязнения отходами производства; проводить рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия, других полезных свойств; производить рациональное снятие, сохранение и использование плодородного слоя при проведении работ, связанных с нарушением земель.
На этапе перехода к рыночной экономике, так или иначе, сохраняют свое действие и другие, ранее известные причины и условия, порождавшие неправомерное поведение, факторы негативной направленности, определявшие уровень и структуру земельных правонарушений. Из них наиболее существенными продолжают оставаться: недостаточность средств, выделяемых на землеохранные цели; отсутствие необходимых организационно-правовых, материально-технических условий для осуществления общепревентивных, контрольных действий; крайне низкий уровень земельной, экологической и правовой культуры субъектов земельных правоотношений; недостаточно адекватное реагирование органов прокуратуры, суда, природоохранных инспекций и других специальных органов к фактам земельных правонарушений; неинформированность населения о законодательстве, недостаточная прозрачность деятельности органов государственного регулирования земельных отношений.
К ним следует добавить сравнительно новые факторы: почти полное ограничение функциональных и контрольных возможностей землеохранных структур и служб, сведение к минимуму деятельности по распространению землеохранных знаний; исчезновение института общественного контроля за рациональным использованием и охраной земель; резкое ослабление административных мер воздействия, при отсутствии реально действующих рычагов экономической ответственности субъектов земельных отношений; повсеместное злоупотребление и нарушение со стороны управленческих и исполнительно-распорядительных органов при распоряжении ресурсами земельного фонда республики.
2 Понятие и виды юридической ответственности за земельные правонарушения
2.1 Понятие
юридической ответственности
Обеспечение правомерного, юридически корректного поведения субъектов земельных правоотношений является важнейшей задачей земельного права. Ее реализация требует оптимального соотношения в правовом регулировании позитивного и негативного стимулирования.
Оптимальность достигается, прежде всего, наличием в правовой системе необходимого набора норм позитивного стимулирования и обязательным подкреплением их системой норм об ответственности, в чем проявляется функциональное взаимодействие двух правовых методов – убеждения и принуждения. В соответствии со статьей 169 ЗК РК, определяющей общие основы правоотношений ответственности в земельной сфере, физические и юридические лица, государственные органы и их должностные лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут юридическую ответственность в порядке, установленном законодательными актами Республики Казахстан.
Информация о работе Правонарушения в сфере земельных отношений