Содержание права собственности на землю

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы определяет следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовую базу, а также теоретический материал по содержанию права собственности на землю.
2. Определить понятие права собственности на землю.
3. Охарактеризовать формы собственности на землю.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
Глава 1. Формы собственности на землю.………………………………...........7
1.1. Государственная собственность.…………….…………………..……...7
1.2. Муниципальная собственность…………………..………………….…15
1.3. Частная собственность………………………………………………….26
Глава 2. Понятие и содержание права собственности на землю……………31
2.1. Правомочие владения…...……………………………………………...39
2.2. Правомочие пользования…………………………………………….…40
2.3. Правомочие распоряжения……………………………………………..43
Заключение…….…………………………………………………………………..45
Список использованных источников и литературы…………………………48

Вложенные файлы: 1 файл

дипл.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

В федеральной собственности  могут находиться не предоставленные  в частную собственность земельные  участки по основаниям, предусмотренным ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Обратим внимание, что  Кодекс впервые в качестве основания  возникновения такой формы собственности, как федеральная, называет прямое признание  такой собственности федеральными законами. Примерами отнесения земельных  участков к федеральной собственности могут служить, в частности: Закон РФ от 21.02.1992г. в редакции ФЗ от 03.03.1995г. «О недрах», Закон РФ от 15.04.1993г. «О статусе столицы Российской Федерации», ФЗ от 29.12.1994г. «О государственном материальном резерве»4, ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях», ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Согласно Закону РФ от 15.04.1993г. «О статусе столицы Российской Федерации» в федеральной собственности находятся здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура РФ, ЦБР, ПФР, а также земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения и сооружения.5

Земельные участки, предоставленные  для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте в соответствии с п. 1, ст. 8 ФЗ от 27.02.2003г. «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью (см. ст. 4 названного Федерального закона).

ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти (п. 6, ст. 2).

ФЗ от 29.12.1994г. «О государственном материальном резерве» (п. 3, ст. 4) определяет, что запасы государственного материального резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный материальный резерв не подлежит приватизации.

Российской Федерацией как субъектом гражданского права  земельные участки могут приобретаться  в собственность по основаниям, предусмотренным  ГК РФ (в том числе в результате заключения сделок). Право собственности и другие вещные права на землю регулируются гл. 17 ГК РФ (ст. 260-287). Российская Федерация выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с юридическими и физическими лицами. От имени Российской Федерации органы государственной власти в рамках своей компетенции могут приобретать и осуществлять права и обязанности и выступать в суде. В иных случаях, предусмотренных нормативными актами, от имени Российской Федерации могут выступать по ее поручению государственные и муниципальные органы, юридические лица и граждане.

П. 1, ст. 18 Земельного кодекса Российской Федерации установил, что в собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки:

- которые признаны таковыми федеральными законами;

- право собственности  субъектов Российской Федерации, на которые возникло - при разграничении государственной собственности на землю;

- которые приобретены  субъектами Российской Федерации  по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

К федеральным законам, которые признают указанные в  них земельные участки собственностью субъектов Федерации, относится, в частности, ФЗ от 14.03.1995г. «Об особо охраняемых природных территориях», согласно п. 6 ст. 2 которого особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации.

В субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт - Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у указанных субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является также основание, указанное в п. 1 ст. 5 ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю».

Поскольку субъекты Российской Федерации являются субъектами гражданского права, постольку они могут в  соответствии с гражданским законодательством  по предусмотренным им основаниям приобретать в собственность земельные участки. Право собственности субъектов Федерации на земельные участки может возникнуть, в частности, в результате заключения с гражданами и юридическими лицами гражданско-правовых сделок по приобретению имущества (купли-продажи, мены, дарения и др.), в результате конфискации (ст. 243 ГК РФ), выкупа земельного участка для государственных и муниципальных нужд (ст. 279 ГК РФ), изъятия земельного участка, который не использовался в соответствии с его назначением или используется с нарушением законодательства (ст. 284-285 ГК РФ) и т.п.

От имени субъекта Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Участие субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, определяется по правилам гл. 5 ГК РФ.6

Государственным унитарным  предприятием (далее - унитарное предприятие) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности  на закрепленное за ней собственником имущество (ст. 113 ГК РФ). В соответствии с ГК РФ правовое положение унитарного предприятия, права и обязанности собственников их имущества, порядок создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия определяет ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно ст. 2 данного Федерального закона имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию. От имени субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или муниципальных образований, не допускается. Права собственника имущества унитарного предприятия определяются ст. 20 названного Федерального закона.7

Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296, распоряжение имуществом учреждения - со ст. 298 ГК РФ.

В субъектах Российской Федерации вопросы реализации прав собственника имущества государственных  унитарных предприятий и государственных  учреждений регулируются также нормативными правовыми актами соответствующих субъектов (например, постановление Правительства Москвы от 03.06.2003г. N 419-ПП «О взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы по осуществлению прав собственника имущества государственных унитарных предприятий, казенных предприятий и государственных учреждений города Москвы»).

Следующая группа земельных  участков, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, это земли, отнесенные к:

а) землям особо охраняемых природных территорий регионального значения (ст. 95 Кодекса);

б) землям лесного фонда, находящимся в собственности  субъектов Российской Федерации  в соответствии с федеральными законами (ст. 101 Кодекса);

в) землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации (ст. 102 Кодекса);

г) землям фонда перераспределения земель (ст. 80 Кодекса).8

Напомним, что под приватизацией  государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.

Отношения, возникающие  при приватизации государственного и муниципального имущества, и связанные  с ними отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом, регулирует ФЗ от 21.12.2001г. «О приватизации государственного и муниципального имущества». Действие названного Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении имущества, перечисленного в п. 2 ст. 3 данного Федерального закона.9

Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности  субъектов Российской Федерации, определяется органами государственной власти субъектов  Российской Федерации самостоятельно. Информация о результатах приватизации за прошедший год представляется субъектами Российской Федерации в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта.

Определить принадлежность имущества до его приватизации к собственности конкретного субъекта Российской Федерации позволит анализ законодательства о приватизации, план приватизации государственного имущества и данные правоустанавливающих документов (договор купли-продажи государственного имущества). Заметим также, что в соответствии с ФЗ от 22.10.2004г. «Об архивном деле в Российской Федерации» в случае приватизации государственных или муниципальных предприятий образовавшиеся в процессе их деятельности архивные документы остаются соответственно в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности.10

 

1.2. Муниципальная  собственность

 

Законодательное регулирование  муниципальной собственности за последние годы прошло несколько  этапов. Впервые право муниципальной собственности на землю было зафиксировано в Законе Российской Федерации от 06.07.1991г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации». Дальнейшее развитие правовое регулирование данной сферы отношений получило в Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 9, ст. 132), Гражданском Кодексе Российской Федерации, Федеральном Законе от 28.08.1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральном законе от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Земельном Кодексе и других федеральных законах.

Муниципальная собственность  на землю - это собственность муниципальных  образований. Федеральный закон  «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривает, что финансово-экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность, в состав которой входят муниципальные земли.

Объектами права муниципальной  собственности на землю являются земельные участки в границах муниципальных образований, отнесенных к муниципальной собственности на основании законодательных актов. Т. е. в муниципальной собственности находятся все земли в пределах черты города (поселения), за исключением земель, находящихся в государственной собственности и переданных в частную собственность, также земельные участки за чертой города, переданные в муниципальную собственность органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В собственность муниципальных  образований для обеспечения их развития могут дополнительно безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности. Передача земель, находящихся в государственной собственности Российской Федерации, осуществляется Правительством РФ, земель, находящихся в государственной собственности субъекта РФ, органами государственной власти субъекта Федерации.

Споры, возникающие в связи с  отнесением земельных участков к  объектам права муниципальной собственности  на землю, разрешаются посредством  согласительных процедур или в судебном порядке.

Органы местного самоуправления в  соответствии с законодательством  вправе передавать земельные участки, находящиеся в муниципальной  собственности, другим лицам в собственность, срочное или постоянное пользование, сдавать в аренду, отчуждать, передавать гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также совершать с ними иные сделки. Безвозмездная передача земель, находящихся в муниципальной собственности, в государственную не допускается. Обмен земель, находящихся в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями производится на основании договоров между ними.

Представительный орган местного самоуправления устанавливает порядок  управления и распоряжения землями, находящимися в муниципальной собственности, в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Нормативные правовые акты органов  местного самоуправления по вопросам регулирования земельных отношений, не противоречащие действующему законодательству и изданные в соответствии с их полномочиями, действуют на всей территории муниципального образования и обязательны для всех владельцев земельных участков, независимо от формы собственности и других прав на земельный участок.

Информация о работе Содержание права собственности на землю