Иностранные инвестиции – как источник финансирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 23:02, курсовая работа

Краткое описание

На современном этапе развития Казахстана как нового независимого государства, ориентирующегося на рыночные отношения, главным направлением экономических реформ становится выработка и реализация инвестиционной политики государства, нацеленной на обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение эффективности экономики.
Для решения этих задач, а также для обеспечения структурных преобразований экономики на основе программы действий правительства по углублению реформ и в условиях ограниченности внутренних источников финансирования исключительно важное значение приобретает привлечение иностранного капитала в экономику республики.

Содержание

Ведение
Глава 1. Инвестиционный процесс
1.1.Роль инвестиций в экономике
1.2.Преимущества и недостатки импорта инвестиций
Глава 2. Государственная инвестиционная политика
2.1. Принципы и проблемы инвестиционной политики
2.2. Инвестиционный климат
Глава 3. Привлечение и использование иностранных инвестиций
3.1. Проблемы и задачи
3.2. Механизм государственноправового регулирования
Заключение
Использованная литература

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.77 Кб (Скачать файл)

Инвестиции — это то, что "откладывается" на завтра, чтобы как можно больше и эффективнее употребить в будущем. Одну их часть составляют потребительские  блага, не используемые в текущем  периоде, а откладываемые в запас (на увеличение запасов); другую — ресурсы, направляемые на расширение производства (вложения в здания, сооружения, машины, оборудование и т.д.). Инвестициями могут  быть как денежные средства, так  и акции, другие ценные бумаги, паевые взносы, движимое и недвижимое имущество, авторские права, ноухау и др. По финансовому определению инвестиции — это все виды активов (средств), вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода (выгоды); по экономическому — расходы на создание, расширение или реконструкцию  и техническое перевооружение основного  и оборотного капитала.

Объектами инвестирования (вложения средств) могут быть строящиеся, реконструируемые или расширяемые предприятия, здания и сооружения, другие основные фонды, ориентированные на решение определенной задачи (например, на производство новых  товаров или услуг, увеличение их объема или улучшение качества и  т.д.). Они различаются по объемам  производства (масштабам проекта, производству продукции, работ, услуг), направленности (производственные, социальные и др.), характеру и содержанию периода (этапов) осуществления проектов (на весь период или только отдельные  этапы), формам собственности (государственные  или частные), характеру и степени  участия государства (кредиты, пакет акций, налоговые льготы, гарантии и др.), окупаемости средств, эффективности конечных результатов и другим признакам (см. Приложение 1).

Все инвестиции подразделяют на две  основные группы: реальные (капиталообразующие) и портфельные. Реальные инвестиции — это в основном долгосрочные вложения средств (капитала) непосредственно  в средства производства и предметы потребления. Они представляют собой  финансовые вложения в конкретный, как правило, долгосрочный проект и  обычно связаны с приобретением  реальных активов. При этом может  быть использован и заемный капитал, в том числе и банковский кредит. В таком случае банк также становится инвестором, осуществляющим реальное инвестирование.

Портфельные инвестиции — это вложение капитала в проекты, связанные, например, с формированием портфеля и приобретением  ценных бумаг и других активов. В  данном случае основной задачей инвестора  является формирование и управление оптимальным инвестиционным портфелем, осуществляемое, как правило, посредством  операции покупки и продажи ценных бумаг на фондовом рынке. Портфель —  это совокупность собранных воедино  различных инвестиционных ценностей.

Инвестиции составляют важную часть  доходов, затрачиваемых на производство валового национального продукта и  представляют собой расходы на расширение и обновление производства, которые  связаны с введением новых  технологий, материалов и др. предметов  и средств труда, т.е. связаны с  капиталообразованием, расширением  физического капитала, в отличие  от капитала денежного

Инвестиционная сфера в экономике  любой страны является основной и  определяет экономический рост страны, а инвестиционная политика является приоритетной сферой экономической  политики.

Об этом свидетельствует и мировая  практика. Замечено, например, что на каждый процент прироста ВВП страна, решающая задачи экономического роста, должна выделять на производственные инвестиции не менее 3% ВВП.

Если проанализировать этапы экономического подъема таких промышленно развитых стран, как США, ФРГ, Японии, Франция, Великобритания и др., нетрудно заметить, что в последние десятилетия  практически во всех случаях периодам наибольшей инвестиционной активности в этих странах соответствовали (естественно с определенным шагом) периоды самых высоких темпов подъема экономики.

Это ярко проявилось, в частности, в 60ые годы, когда высокая инвестиционная активность в этих странах сопровождалась особенно значительными темпами  роста такого интегрального показателя экономического развития, как валовой  национальный продукт. К примеру, в  Японии при удвоении объема инвестиций за 19661970гг. ВНП возрос по сравнению  с предыдущим пятилетием более чем  на 70%. В эти же годы в США, ФРГ, Франции достигались приросты ВНП  на 2530%.

При таких высоких темпах экономического роста многие развитые страны получили возможность создать уже в 60ые годы производственный потенциал, обеспечивающий материальнотехническую основу для  устойчивого экономического и социального развития в последующий период, для формирования экономики постиндустриального общества и перехода к новому этапу экономического роста. По существу именно этот период создал условия, при которых можно было не только стабилизировать норму производственного накопления, но и допускать снижение ее, обеспечивая даже при этом быструю замену физически и морально устаревших средств на основе непрерывно прогрессирующей техники.

С повышенной инвестиционной активностью  связан и известный экономический  феномен последнего периода  появление "новых индустриальных стран" Азии: Южной Кореи, Тайваня, Сингапура, Гонконга. Благодаря инвестициям в этих странах в короткий срок были созданы стабильные экономические структуры с крупным динамичным экспортным потенциалом, способным быстро адаптироваться к изменяющейся конъюнктуре мирового рынка, осуществлен переход к широкофронтальному развитию современных наукоемких отраслей экономики.

Влияние инвестиций на экономику обнаруживалось и в периоды существования  СССР. Так, в 19661970г.г. при увеличении объемов капитальных вложений более  чем в 1,4 раза среднегодовой прирост  ВНП в стране достиг довольно значительной величины  7,6%. В последующие пятилетия по мере уменьшения приростов объема капитальных вложений в народное хозяйство и снижения качества их использования в условиях экстенсивного типа экономического развития устойчиво падали темпы среднегодовых приростов ВНП. Как известно, в конечном счете это привело к кризисному состоянию производственного аппарата, резкому увеличению незавершенного строительства и многим другим негативным экономическим и социальным последствиям, усугубляющим сегодняшнюю ситуацию в экономике.

К сожалению, инвестиционный фактор не нашел достойного отражения в  программах стабилизации и экономического подъема Казахстана и многих других стран СНГ. Это объясняется скорее недооценкой роли инвестиций в экономике  и методологически ошибочной  точкой зрения о том, что после  достижения финансовой стабилизации в  экономике, снижения инфляции инвестиционная активность предприятий будет возрождаться самопроизвольно. Так, в республике до сегодняшнего дня не принята программа  стимулирования отечественных и  иностранных инвестиций, в то время  как в России такая программа  принята еще в 1994г. (что в немалой  степени способствовало оживлению  инвестиционной активности, (начиная  с 1995г.)

В условиях кризиса, тем более протекающего в ситуации практически полного  физического разрушения морально устаревшего  производственного аппарата, инвестиционные процессы не могут всецело быть предоставленными игре рыночных сил. Ведь в республике на протяжении ряда лет наблюдается  опережение снижения объемов капитальных  вложений над уменьшением объемов  ВВП. Такая ситуация в инвестиционной сфере усугубляет последствия общего кризиса и потребует в дальнейшем более значительных усилий, нежели при варианте поддержания инвестиционной активности.

Таким образом, полная экономическая  стабилизация и уж тем более переход  от стагнации и экономического коллапса отдельных отраслей к экономическому росту в значительной, а иногда в решающей мере зависят от кардинального  изменения инвестиционной политики, модификации функций инвесторов и стимулирования инвестиций. В Программах при этом должен всесторонне учитываться  опыт стран, уже успешно преодолевших стадию экономической депрессии  и перешедших в стадию роста.

Безусловно, связь инвестиционной активности и экономического роста  не односторонняя. Налицо скорее взаимообусловленность, поскольку экономический рост, завися от инвестиционной активности, в свою очередь, предопределяет реальные возможности  страны в инвестировании на каждом конкретном этапе развития. Иными  словами, чем выше темпы приростов  ВНП и национального дохода, тем  больше возможностей для расширенного воспроизводства инвестиционных ресурсов и формирования на этой основе наиболее рациональной инвестиционной политики. Для этого, должна быть разработана  концептуальная схема инвестиционного  процесса, которая исходила бы, с  одной стороны, из реальных экономических  и социальных задач, которые может  решить национальное хозяйство страны, а с другой  из использования столь же реальных возможностей инвестиционного комплекса. В целом же инвестиционному процессу следует придать не эпизодический характер, а характер непрерывного процесса.

Для придания инвестиционной деятельности характера целенаправленного динамичного  процесса главное значение имеет  приведение его воспроизводственной  сущности в соответствие с целями экономических реформ и со всеми, без исключения, экономическими источниками  и регуляторами процесса воспроизводства, кредитноденежной политики, нормами  амортизации, атрибутами рынка ценных бумаг, инструментами внешнеэкономической  деятельности и др. Система этих регуляторов должна быть построена  не на принципах их самодовлеющего значения каждой для себя, как сейчас, а служить именно целям обслуживания потребностей инвестиционной сферы.

Первым этапом этой работы и выработки  инвестиционной политики выступает  определение источников инвестиций и политики в отношении каждого  из них.

Каждая страна в мире выходит  из инвестиционного кризиса своим  собственным путем. Сформированная инвестиционная политика должна учитывать  конкретные финансовопромышленные  возможности той или иной страны.

Вместе с тем, теоретически при  этом любая инвестиционная программа  должна на разных этапах проведения инвестиционной политики предусматривать в зависимости  от этих возможностей разный (но несомненно все более расширяющийся по мере экономического подъема) набор инструментов инвестирования. Полноценная же и  развитая инвестиционная программа  должна содержать "работу" практически  всего набора источников инвестирования. Взаимосвязь эта между инвестиционными  источниками и экономическим  развитием схематически может быть показана в следующем виде (рис.1).

В экономической теории классификация  источников инвестиций разнится в зависимости  от признаков, положенных в ее основу. Так, если исходить из основного назначения источников, укрупнено инвестиционные расходы можно разделить на амортизационные, направленные на замену изношенного  оборудования, здания и сооружений, и чистые инвестиции, расширяющие  физический капитал, т.е. способствующие экономическому росту.

Федоров В., Ширшов В., Бойко С. в  книге "Инвестиции и инфляция" разделяют источники по экономическим  и организационнофинансовым признакам.

Экономическими источниками инвестиций являются амортизационный фонд, чистые накопления народного хозяйства (прибыль  предприятий, прямые доходы бюджета), сбережения населения, элементы национального  богатства (резервные, страховые и  другие аналогичные фонды, выручка  от реализации основных средств и  товарноматериальных ценностей  из запасов), эмиссия кредитных денег  и иностранный капитал.

В организационнофинансовом отношении  источники капиталовложений подразделяются на собственные средства предприятий (амортизационные отчисления, выручка  от реализации выбывшего имущества, мобилизация внутренних активов, нераспределенная прибыль и другие денежные накопления), заемные средства (кредиты банков, ссуды финансовоинвестиционных  структур, средства от размещения эмиссии  ценных бумаг предприятий, задолженность  кредиторам), централизованные ресурсы (безвозвратные бюджетные ассигнования и льготные инвестиционные государственные  кредиты), иностранные инвестиции (вклады в уставные фонды и покупка  акций предприятий, кредиты зарубежных банков и международных финансовых организаций) и средства отдельных  граждан.

По мнению авторов, только на формирование внутренних источников инвестиций можно  целенаправленно влиять методами государственного экономического регулирования (бюджетноналоговой  и амортизационной политикой, деятельностью  денежного и фондового рынков, кредитной и эмиссионной политикой  Национального Банка).

Естественно, что источники финансирования инвестиций имеют производственное или непроизводственное происхождение. В первом случае они формируются  на основе создания валового внутреннего  продукта, во втором  вступают в хозяйственный оборот страны, не будучи результатом этого процесса. К инвестиционным ресурсам производственного

происхождения относятся все экономические  источники капиталовложений, кроме  эмиссии кредитных денег и  иностранного капитала. Образование  этой совокупности финансовых средств  связано с перераспределением между  фондом потребления и фондом накопления денежной массы уже имеющейся  в экономике в соответствии с  произведенным ВВП.

1.2. Преимущества и недостатки импорта инвестиций

В качестве преимуществ привлечена зарубежного капитала и его инвестирования в экономику можно отметить следующие:

1. Использование зарубежного капитала  увеличивает налоговые поступления  в бюджет и способствует увеличению  эффективности промышленного производства. Следует отметить, что в экономической  системе европейского типа государство  получает до 50% своих доходов от  предприятий обрабатывающей, перерабатывающей  промышленности и инвестирование  в отрасли производящие готовую  экспортоориентированную продукцию,  увеличит приток иностранной  валюты в страну.

2. Зарубежный капитал и инвестиции  увеличивают поступления в местные  бюджеты. Иностранный инвестор, как  правило, принимает на работу  местных граждан и выплачивает  им заработную плату, налоги  от которой поступают в бюджеты.  Кроме этого, возникновение новой  покупательной способности в  обществе порождает спрос на  новые товары и услуги. Следовательно,  иностранный инвестор как непосредственным, так и косвенным образом создает  богатство и благосостояние в  стране размещения инвестиций.

Информация о работе Иностранные инвестиции – как источник финансирования