Внедрение инноваций в производство (на примере ОАО "МПОВТ")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 21:00, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что с переходом к рыночной экономике выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают от мировых тенденций развития науки и техники могут выжить в современных условиях.
Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально новых продуктов и услуг, требуют больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций имеет рыночный успех, остальные шесть превращаются в невозместимые для фирмы издержки.
Целью исследования является изучение и анализ инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» и разработка путей повышения её эффективности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1 Теоретические основы организации инновационной деятельности 6
1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности 6
1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии 8
1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство 12
2 Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «МПОВТ» 14
2.1 Краткая характеристика предприятия 14
2.2 Анализ инновационной деятельности предприятия 17
3 Предложения по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» 25
3.1 Разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности предприятия 25
3.2 Оценка экономической эффективности при реализации предлагаемых мероприятий 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 117.78 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Кафедра экономики промышленных предприятий

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономика и управление инновациями

на тему: Внедрение инноваций в производство (на примере ОАО «МПОВТ»)

 

 

 

 

 

 

 

Студентка

ФМ, 4-й курс, ДКП-2                                                                      Я.О. Лисовец

 

 

 

 

 

Руководитель

ассистент                                                                                            С.Д. Нелюбин

 

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2011 

РЕФЕРАТ

Курсовая работа: 35 стр., 9 табл., 14 источников.

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ, ИННОВАЦИИ, КАЧЕСТВО, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВО, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ.

Объект исследования – ОАО «Минский производственное объединение вычислительной техники».

Предмет исследования – инновационная деятельность ОАО «МПОВТ».

Цель работы: изучение и оценка инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» с целью выработки мероприятий по ее совершенствованию.

Методы исследования: анализа и синтеза, сравнения, системного анализа, экономико-математический.

Исследования  и разработки: рассмотрены теоретические аспекты инновационной деятельности и ее внедрение в производство, проведен анализ инновационной деятельности ОАО «МПОВТ», разработаны мероприятия по повышению по повышению ее эффективности.

Область возможного практического применения: отдельные положения курсовой работы могут быть использованы в деятельности ОАО «МПОВТ».

Автор работы подтверждает, что произведённый в ней расчётно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические  и методологические положения и  концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

______________


 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 4

1 Теоретические основы организации инновационной деятельности 6

1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности 6

1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии 8

1.3 Организационные аспекты внедрения инноваций в производство 12

2  Анализ инновационной деятельности предприятия ОАО «МПОВТ» 14

2.1  Краткая характеристика предприятия 14

2.2  Анализ инновационной деятельности предприятия 17

3  Предложения по совершенствованию инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» 25

3.1  Разработка предложений по совершенствованию инновационной деятельности предприятия 25

3.2  Оценка экономической эффективности при реализации предлагаемых мероприятий 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики  успешное функционирование промышленных предприятий во многом обусловлено  эффективной работой инновационного механизма их развития. Исследование хозяйственной практики свидетельствует  о том, что значение инновационной  деятельности для промышленных предприятий  в современных условиях постоянно  возрастает. Между тем статистические данные последних лет подтверждают тот факт, что промышленные предприятия  испытывают серьезный кризис в инновационной  сфере, и если не предпринимать активных мер по его преодолению, как со стороны государства, так и со стороны руководства самих предприятий, то неблагоприятные последствия  в ближайшем будущем будут  еще более значительными.

Кризис инновационной  сферы промышленности, помимо объективных  причин, связанных с реформированием  белорусской экономики, обусловлен также отсутствием целенаправленной работы по повышению эффективности  промышленного производства в целом  и инновационной деятельности, как  его важнейшей составляющей, в  частности. В этой связи необходимо отметить особое значение своевременного формирования и планомерного использования  рациональных методов организации  инновационной деятельности с целью  повышения ее эффективности.

Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что  с переходом к рыночной экономике  выживание предприятий в значительной степени стало зависеть от их инновационной  деятельности. Только те предприятия, которые как минимум не отстают  от мировых тенденций развития науки  и техники могут выжить в современных  условиях.

Инновационные стратегии, то есть стратегии разработки принципиально  новых продуктов и услуг, требуют  больших затрат и очень рискованны: в среднем только одна из семи инноваций  имеет рыночный успех, остальные  шесть превращаются в невозместимые  для фирмы издержки.

Целью исследования является изучение и анализ инновационной деятельности ОАО «МПОВТ» и разработка путей повышения её эффективности.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

    1. Исследовать современное состояние инновационной сферы промышленных предприятий в условиях укрепления рыночных отношений;
    2. Исследовать характеристики и особенности инноваций и инновационной продукции на предприятии;
    3. Проанализировать состояние инновационной деятельности на ОАО «МПОВТ»;
    4. Разработать мероприятия по совершенствованию инновационной деятельности предприятия.
    5. Рассчитать экономический эффект от реализации предлагаемых мероприятий.

Объектом исследования является ОАО «МПОВТ».

Предметом исследования являются инновационная деятельность ОАО «МПОВТ».

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов, материалы научно-практических конференций, материалы периодической  печати, соответствующие нормативно-правовые документы.

 

1 Теоретические основы организации инновационной деятельности

1.1 Понятие инноваций и инновационной деятельности

Инновации – это новшества, доведённые до стадии коммерческого  использования и предложения  на рынке в виде нового продукта. Подлинная новизна продукта всегда связана с ростом экономического эффекта от его использования  [5,с.21].

Новизна может быть «относительной», «абсолютной» и «частной».

Абсолютная новизна характеризуется  отсутствием аналогов данному новшеству; относительная – это новшество, которое уже применялось на других предприятиях, но впервые осуществляется на данном предприятии; частная новизна  подразумевает обновление элемента изделия.

Экономическое достоинство  нововведения состоит в том, что  выгода от внедрения превышает издержки на его создание. С момента принятия к распространению новшество  приобретает новое качество, – становится «инновацией». Только тогда различные идеи, изобретения, новые виды услуг, продукции получают признание потребителя и уже в новом качестве они становятся инновациями. Т.е. инновационный процесс объединяет процесс создания новшества и его реализацию.

Все стадии инновационного процесса взаимосвязаны и необходимо продумывать осуществление всех последующих стадий уже на первой. Главное, уметь осуществлять переход от одной к другой. Поскольку эффективность инновационного процесса определяется не только результативностью отдельных его стадий, но и скоростью перехода от одной стадии к другой, т.е. в процессе управления важно сократить интервал между стадиями, максимально совместив их в общем процессе [5, с. 90].

Период времени от зарождения идеи до практического создания и  внедрения новшества, его использования  принято называть жизненным циклом инновации. Возникла потребность управления творческим потенциалом и повышением эффективности связи науки и  производства. Этим и занимается инновационная  политика – наука о формировании новшеств, их диффузии, а также факторах, противодействующих внедрению нововведений; адаптации к ним человека; организации  и механизме инновационной деятельности; выработке инновационных решений  и политики. Иначе говоря, инновационная  политика – новая область исследований, необходимая для эффективного решения  задач интенсификации и ускоренного  развития инновационной экономики, прежде  всего – создания, освоения и распространения различных  типов новшеств. Таким образом, инновационная  политика, инновационная деятельность возникли как реакция на современные  требования экономики, необходимость усиления восприимчивости её элементов к появившемся изменениям.

На практике инновация  классифицируется по ряду признаков.

По причинам возникновения  они делятся на реактивные – как  реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, для ведения  борьбы на рынке  и выживания предприятия,  и на стратегические, внедрение которых  определяет приобретение перспективных  преимуществ перед конкурентами [9, с. 38].

Для предприятия инновации  могут выступить как [1, с. 68]:

  • продуктивные – производство нового изделия, продукции и услуги, что связано с созданием новых видов производства; созданный новый продукт может привести к уменьшению спроса на прежний, что повлечёт за собой ликвидацию старых видов производства;
  • рыночные – открывающиеся новые сферы внедрения продукции и тем расширяющие пространства рынка;
  • процессные – применение новых технологий, структур управления и организация ресурсосберегающего метода производства, продукта или услуги;
  • потребительские – направленные на удовлетворение текущих запросов потребителя и формирование новых в перспективе.

По инновационному потенциалу в зависимости от предметного  содержания и темпа реализации новшества  различают следующие виды нововведений: радикальные (базовые), когда применяют  принципиально новые изобретения; технологические, характеризующиеся  разработкой и внедрением новых  высокоэффективных технологических  процессов, нового технологического оборудования, которые позволяют резко повысить производительность труда, качество выпускаемой  продукции; модифицирующие (рядовые), имеющие  направленность на совершенствование, обновление конструкций и форм новшеств (небольшие изобретения, рационализаторские предложения).

В официальной статистике под технологическими инновациями  понимаются конечные результаты инновационной  деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта (услуги), внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение  инноваций используется, зависят  все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время  единого подхода к определению  инновационной деятельности нет, равно  как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной  деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей  широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов [5, с. 77].

Инновационным является такое  предприятие, которое внедряет продуктовые  или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации  – работники данной организации  или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных  и местных органов власти, научно-исследовательские  организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

1.2 Основные методы внедрения инноваций на предприятии

Мы живем в изменчивом мире. При этом динамика изменений  различна, зависит от географии, экономического благополучия, правовой сферы, общественных отношений, климата и еще массы  других переменных, не зависящих или  зависящих от людей. Организация  также изменяется: растет или сокращается, движется к благополучию или идет вразнос. Именно поэтому одно из существенных ограничений, которое должно учитывать современное предприятие, — невозможность существования организации (длительно и эффективно) без изменений. Реформирование может проводиться двумя способами: 1) медленные эволюционные изменения; 2) динамичные, резкие и за короткое время революционные изменения [7, с.124].

В результате внедрения новой  техники и технологии в деятельность предприятия, повышается качество и прогрессируют характеристики изделий, а также совершенствуются средства, методы и организация производства. Внедрение нововведений осуществляется, как правило, по следующим направлениям:

  • освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
  • внедрение в производство новых технологий, машин, оборудования, инструмента и материалов;
  • использование новых информационных технологий и новых способов производства продукции;
  • совершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством [8, с. 65].

Задачи комплексного совершенствования  техники и организации производства напрямую увязываются с потребностями  рынка. В первую очередь определяется продукция, которую предприятию  следует осваивать, её потенциальные  потребители и конкуренты. Эти  вопросы решаются инженерами, маркетологами  и экономистами, которые разрабатывают  стратегию развития предприятия  и его техническую политику. На основе этой политики определяются направление  технического развития производства и  сектор рынка, на котором предприятие  собирается закрепиться [1, с. 148].

Инновационная деятельность предприятия по разработке, внедрению, освоению новшеств включает:

Информация о работе Внедрение инноваций в производство (на примере ОАО "МПОВТ")